Мингорисполком: ситуация с ценами на продукты контролируется ежедневно
Ситуация с коронавирусом вызвала покупательский ажиотаж на некоторые продукты питания длительного хранения. Не столкнутся ли минчане с дефицитом продовольствия? Об этом говорим с начальником Главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ниной Емельяновой.
— Нина Алексеевна, будут ли приниматься какие-то меры для ограничения повышенного спроса? Помните, как было в 1990-х: не больше определенных единиц товара в одни руки?
— Речи о введении каких-либо лимитов или норм продаж в одни руки даже не ведется. Всё это осталось в прошлом, а современная молодежь о подобном и не знает. Запасов товаров и в первую очередь отечественного производства достаточно. Причем у торговых организаций практически нет претензий к качеству продуктов питания, которые выпускают белорусские производители. По многим параметрам оно выше, чем у зарубежных аналогов. Что касается товаров критического импорта, то мы работаем с поставщиками и импортерами, он у них в наличии есть, заявки ритейла выполняются в полном объеме. Покупателям беспокоиться не о чем.
— В одном из магазинов крупной торговой сети стал свидетелем, когда покупатели сметали с полки белорусские соль, сахар, макароны…
— Что называется, на здоровье! Розница просто сейчас увеличит объемы заказов и вновь заполнит полки. Отмечу еще тот факт, что ажиотажный спрос наблюдается в крупных объектах торговли. Человек берет в супермаркете большую тележку и заполняет ее доверху не столько по необходимости, сколько глядя на остальных. А вот в маленьком магазине огромных тележек нет, есть только корзинки, поэтому и товара человек может унести домой меньше.
[related_posts_mn]— Не случится ли так, что из-за повышенного спроса магазины взвинтят цены на самые популярные продукты? Кто это будет отслеживать?
— Ситуация с ценами контролируется ежедневно. Если вдруг кто-то решится поиграть на повышенном спросе, можно будет подумать о введении ценового регулирования. Но все продавцы прекрасно понимают, что ажиотаж носит единовременный краткосрочный характер, поэтому нет смысла без обоснования и предпосылок переписывать ценники. В Минске развита розничная сеть, и в любой ситуации продавцы находятся в зоне конкуренции. А сегодня конкуренция в сфере торговли достигла такого уровня, что для сохранения покупательского спроса все механизмы по его привлечению должны работать на полных оборотах. Это касается, в том числе, снижения торговых издержек, проведения лояльной маркетинговой политики. И поднять цены в такой ситуации означает оттолкнуть покупателя. Он уйдет к конкуренту, товарооборот магазина сократится, а в этом не заинтересован никто. Что касается товаров критического импорта, то их розничная стоимость зависит от отпускных цен контрагентов и поставщиков, работающих в других странах.
— Как расходуется стабилизационный фонд? Хватит ли запасов до нового урожая?
— Да. Создание стабфонда позволяет обеспечить продовольственную безопасность столицы и в первую очередь гарантированно поставлять сельхозпродукцию на комбинаты школьного питания, в детские сады, учреждения здравоохранения, социальной сферы и так далее. Графики расхода составляют ежемесячно, в том числе по наличию овощей и фруктов в торговых сетях города. Формирование стабфонда происходит осенью, продукция закладывается по ценам производителя, и это становится серьезным сдерживающим фактором для аппетитов остальных поставщиков сельхозпродукции в торговую сеть. Имея стабилизационный фонд, мы всегда можем цивилизованными экономическими методами поддерживать тот уровень ценового предложения, который сегодня существует. А при необходимости провести даже продовольственную экспансию.
— Какие меры принимают магазины по противодействию распространения коронавируса?
— Во всех объектах торговли увеличена кратность влажной уборки, при этом в воду добавляют дезинфицирующие средства. Также во многих залах установлены дозаторы с антисептиками, на видных местах развешаны соответствующие памятки о профилактике коронавируса, ежедневно отслеживается здоровье персонала. Мониторинг ситуации проводится постоянно, чтобы минчане и гости столицы посещали магазины без опасения за здоровье.