Минск формирует значительный удельный вес в объеме основных экономических параметров страны
О результатах социально-экономического развития столицы в прошедшем году и о перспективах на 2015-й рассказала заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич.
Город Минск, несмотря на то что занимает меньше процента территории республики, формирует наиболее значительный удельный вес в объеме основных экономических параметров страны. Причем практически все имеют положительную динамику. Так, доля ВРП города в ВВП республики ежегодно растет, вместе с экспортом и инвестициями.
За четыре последних года Минском обеспечена положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Так темп роста валового регионального продукта составил 112,4 %, инвестиций в основной капитал – 111,7 %, розничного товарооборота – 150,9 %, экспорта товаров – 141 %, экспорта услуг – 176,1 %.
За четыре года введено в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья, в экономику столицы привлечено 6,7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе, реальная заработная плата выросла в 1,5 раза.
Структуру городской экономики все больше определяет сфера услуг (2011 г. – 64,5 %, 2014 г. – 66,6 %): уже две трети добавленной стоимости создано в сфере нематериального производства, что характерно для всех крупнейших городов мира. В 2014 г. положительный вклад в ВРП Минска внесли три секции: производство электроэнергии, газа и воды (109,7 %), торговля (109,3 %) и предоставление коммунальных и социальных услуг (115 %). Также положительно повлияло на формирование ВРП обеспечение поступательного роста добавленной стоимости в транспорте и связи.
Вместе с тем, прирост в этих секциях не позволил компенсировать падение в других отраслях в размере, достаточном для обеспечения прогнозного задания на уровне 103,5 %. Наибольшие потери добавленной стоимости сложились в строительстве и промышленности. По строительно-монтажным работам город не добрал 1,7 трлн рублей. До сих пор не решена проблема ликвидации незавершенного строительства, обеспечения ввода жилых домов в нормативные строки, ежеквартального соблюдения графиков освоения бюджетных средств.
Хочу более подробно остановиться на проблемах развития промышленности, которые волнуют больше всего. Один из факторов снижения объемов производства в промышленности – недостаточное использование резервов, созданных в результате модернизации отрасли. С помощью информационного портала агентства «Минск-Новости» хочу обратиться к ряду руководителей министерств по вопросу эффективности инвестирования в производство. Выступая перед Палатой представителей пятого созыва, Глава государства обратил внимание депутатов на то, что главная задача, стоящая перед отечественной экономикой, – модернизация предприятий.
Вместе с тем 60 % модернизируемых республиканских предприятий не обеспечили выполнение показателей эффективности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1262: темп роста инвестиций по ним составил 92 %.
Руководство Мингорисполкома крайне не удовлетворено сложившейся ситуацией, так как предприятия уже сегодня проигрывают в конкурентной борьбе и не создают задела даже на ближайшую перспективу: Минстройархитектуры – темп роста инвестиций составил 42,6 %, Минпром – 74 %, Госкомвоенпром – 44,3 %, Минторг – 58,6 %, Белнефтехим – 61,4 %.
Учитывая то, что увеличение инвестиций на 1 % повышает объем производства на 0,4 % в том же году и на 1,5 % через 4 года, в очередной раз предлагаю составить по каждому проблемному предприятию планы совместных действий, направленных на повышение эффективности проводимой модернизации.
Один из ключевых методов реализации экономической модернизации крупных промышленных предприятий Минска – оптимизация бизнес-процессов через внедрение SAP и ERP-систем, которые позволят предприятиям сократить срок оборачиваемости активов, снизить уровень неликвидных запасов, сократить дебиторскую задолженность, снизить материальные затраты, обеспечить управление бизнес-процессом в режиме реального времени и сократить цикл производства.
Данные системы успешно применяются на Тракторном заводе, «Минскинтеркапсе», «Минск Кристалле», «Промсвязи», на стадии внедрения – в «Белэлектромонтаже», «Механизированной уборке города» и других.
К сожалению, еще не все руководители развернули работу в этом направлении. Вместе с тем развитие валообразующих республиканских промышленных предприятий, повышение эффективности их функционирования имеет неоспоримое значение для экономики города в целом. Я делаю на этом акцент, так как отрицательное влияние на темпы промышленного производства города оказывает снижение объемов важнейших видов продукции именно этими предприятиями.
И, как результат, индекс промышленного производства составил 90 % к уровню 2013 г. Допущено отставание в 8 из 13 подсекций «обрабатывающей промышленности», из которых основной удельный вес приходится на 4 подсекции, курируемые Минпромом. По итогам 1 квартала 2015 г. темп роста объемов производства продукции в натуральном выражении оценивается предприятиями на уровне 60-80 %. Выполнение прогноза на 2015 г. в настоящее время большинством предприятий не просматривается.
О низкой эффективности работы свидетельствуют сверхнормативные остатки готовой продукции. Так, на складах промышленных предприятий на 1 января скопилось продукции на 9 трлн рублей (122,2 % от среднемесячного объема производства).
В текущем году запасы готовой продукции продолжают увеличиваться. Так, на складах скопилось продукции уже на 10 трлн рублей (135,3 % от среднемесячного объема производства), в основном это доля республиканских организаций. Наряду с проблемами в промышленном секторе экспорт товаров коммунальных и безведомственных предприятий города снизился на 7,3 % по сравнению с 2013 г. Провалены экспортные позиции по упаковке, запасным частям, нефтяным газам, средствам для волос и мебели.
В сфере услуг ситуация несколько лучше, экспорт прирос на 9,7 %, однако мы не достигли установленного задания (116,5 %), в первую очередь из-за снижения экспорта транспортных услуг, составляющих половину экспорта услуг города.
Внешние факторы, с которыми столкнулись наши экспортеры в 2014 г.: замедление роста ВВП Российской Федерации с планируемых 103 % до 100,6 %, снижение ВВП Украины на 7,5 % при планируемом росте на 1,5 % – продолжают свое влияние и в 2015 г.
Ситуация на рынках основных партнеров оказала колоссальное воздействие на состояние экспорта в эти страны: город потерял 124 млн долларов (из 140 млн долларов в целом).
Несмотря на ряд негативных факторов, по итогам 2014 г. Минском обеспечена сбалансированность развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта (102,8 %) над импортом (93,7 %), что является основной задачей внешнеэкономической деятельности: экспорт товаров и услуг вырос почти на 3 % (рост на 134 млн долларов), в то время как по республике произошло падение на 3,2 %, при этом сальдо внешней торговли улучшилось по сравнению с 2013 г. почти на 1 млрд долларов.
Вместе с тем падение инвестиционной активности, отток капитала, продление действия санкций, низкие цены на нефть – все это не могло не оказать отрицательного воздействия на внешнюю торговлю организаций Минска. С учетом этого очевидно, что 2015 г. будет непростым в наращивании экспорта. Однако мы должны удержать свои позиции и, согласно установленным заданиям, обеспечить прирост на уровне 3,5 % по товарам и 6,5 % по услугам.
Надеюсь, что декларация глав «нормандской четверки», подписанная 2 недели назад (11–12.02.2015) в Минске, будет способствовать наращиванию поставок в Украину по сравнению с прошлым провальным годом, и «Белэксимгарант» пересмотрит свой подход к страхованию экспортных рисков в работе с украинскими контрагентами.
Что касается Российской Федерации, которая традиционно является нашим основным внешнеторговым партнером и на сегодняшний день занимает 66,5 % в общем объеме экспорта. В 2015 г. дальнейшее наращивание поставок в этот регион остается проблематичным, в том числе из-за вступления в силу с 1 июля 2015 г. нового закона Российской Федерации о промышленной политике, устанавливающего приоритет промышленной продукции, произведенной на территории России.
Сегодня для всех отечественных производителей вопрос номер один – диверсификация экспорта и выстраивание агрессивной маркетинговой политики.
Глава государства потребовал активнее осваивать новые рынки сбыта. Соответствующие задачи поставлены правительству, МИДу, посольствам, руководителям республиканских органов государственного управления и губернаторам. По итогам прошедшего года Мингорисполкомом проводилась развернутая работа в данном направлении, которая дала результаты.
Сегодня коммунальные и безведомственные предприятия столицы осуществляют экспортные поставки в 133 страны мира. Освоено 12 новых рынков сбыта.
В 2014 г. на перспективные рынки поставлено продукции на 15,3 млн долларов при задании 8,1 млн. Хочу отметить, что Минск – единственный среди регионов республики, а также министерств и концернов, который не только выполнил задание по диверсификации экспорта, но и превысил его в 2 раза.
Тем не менее большинство предприятий до сих пор ориентированы на рынок России, не могут одномоментно восполнить потери от его сужения и не используют в полной мере возможности белорусских диппредставительств за рубежом.
Сегодня предприятиями города на 2015 г. заключено 365 экспортных контрактов на сумму 366 млн долларов с 78 государствами. Планируется дополнительное подписание еще 328 контрактов на 1,5 млрд долларов с 71 страной. Но этого недостаточно для обеспечения выполнения доведенного задания: не хватает свыше 50 млн долларов, и это задача номер один на первый квартал.
Снижение экспорта, замораживание оборотных средств в запасах готовой продукции, высокие процентные ставки по кредитам, а также обострившаяся в конце прошлого года проблема отрицательных курсовых разниц привели к значительным потерям ВРП города (минус 6,4 трлн рублей чистой прибыли или 3,3 п.п. ВРП) и ухудшению финансового состояния предприятий: сейчас каждое четвертое промышленное предприятие убыточно. Наибольшие суммы убытков имеют наши гиганты-экспортеры МАЗ, МТЗ, «Атлант».
Недополученная выручка в виде проблемной дебиторской задолженности в размере 5,7 трлн рублей усугубляет их финансовое состояние. В 1,5 раза к 1 января 2014 г. увеличилась просроченная дебиторская задолженность, в том числе внешняя, в которых основная доля приходится на предприятия Минпрома.
Дефицит оборотных средств заставляет предприятия кредитоваться на текущую деятельность по высоким банковским ставкам. В 2014 г. закредитованность промышленных предприятий приобрела критический характер. За последние 5 лет соотношение их долгов по кредитам и займам к среднемесячному объему выручки выросло в 1,5 раза. Доля убыточных организаций увеличилась в 2,5 раза, а сумма чистых убытков превысила треть от суммы чистой прибыли.
Поэтому одна из основных задач на 2015 г. для всех без исключения организаций – дальнейшая оптимизация затрат, детальное изучение структуры себестоимости в целях поиска резервов ее снижения. Понятие «управление затратами» должно стать неотъемлемой частью управленческих функций руководителей всех уровней. Сейчас большинство их узнаёт о финансовом состоянии предприятия фактически через месяц после отчетной даты, когда сформирована бухгалтерская отчетность. Внедрение на предприятии системы мониторинга затрат и существующих на сегодняшний день программных комплексов позволят руководителю оперативно принимать верные решения и предотвращать необоснованные убытки.
Со стороны правительства за последние 2 месяца приняты достаточные меры по поддержке предприятий. Теперь дело за руководителями: необходимо грамотно и взвешено реализовать их на практике, финансовые потоки вести «на ручном управлении», разумно расставляя очередность платежей с учетом приоритетов выплаты заработной платы и оплаты энергоносителей.
В этой связи Минпрому и Минсвязи необходимо провести работу по сокращению суммы чистых убытков подведомственных предприятий, а администрациям районов принять кардинальные меры по недопущению роста чистых убытков безведомственных организаций, и до 15 марта представить графики их выхода на безубыточную работу.
Принятые меры по созданию паритетного роста производительности труда и заработной платы впервые за последние 2 года позволили городу сбалансировать это соотношение по добавленной стоимости до уровня единицы. В то время, как по выручке это соотношение составило пока в целом по Минску 0,94.
Для нивелирования низкой эффективности республиканских предприятий город все больше внимания уделяет созданию условий для развития производственного бизнеса, доля которого растет ежегодно. Если в 2012 г. (без учета растворителей) она составляла 21,4 %, то в 2014 уже – 25,6 %.
В 2014 г. в столице создано 507 производственных субъектов хозяйствования, что составило треть от общего количества по республике.
Учитывая лучшие показатели развития малого предпринимательства среди регионов республики, необходимо не допустить снижения коэффициента обновления бизнеса и в 2015 г. (по итогам 2014 г. по Минску он составляет 1,82, по республике – 1,61).
В городе для этого развернута работа по размещению новых предприятий на неэффективно используемых площадях крупных промышленных предприятий, что позволило 236 субъектам начать свою производственную деятельность, а это на четверть больше, чем в 2013 г. Вместе с тем не все районы столицы в полном объеме используют имеющиеся резервы по привлечению льготных кредитов в рамках Программы по поддержке предпринимательства. Так, от предприятий Ленинского, Октябрьского и Советского районов в 2014 г. не поступило ни одной заявки на льготное кредитование и это – под 15,5 % годовых.
В 2014 г. Мингорисполкомом предоставлено всего 12 льготных кредитов на сумму 16,7 млрд рублей из 40 млрд, предусмотренных Программой.
Перед администрациями районов на 2015 г. стоит минимальная задача – создание не менее 550 производственных субъектов хозяйствования, что позволит увеличить поступления в бюджет на 11 млрд рублей и создать до полутора тысяч новых рабочих мест.
Предусмотрено создание в каждом районе на неэффективно используемых площадях не менее 2 субъектов хозяйствования производственной направленности с численностью от 15 человек.
Для этого в городе созданы все условия: утверждены Мероприятия по увеличению доли малого бизнеса в экономике Минска в 2015 г., функционирует технопарк, который за короткое время стал самым крупным в республике; из бюджета города оказываются беспрецедентные меры поддержки инновационных предприятий всех форм собственности из инновационного фонда Мингорисполкома. Кроме того, Программой поддержки предпринимательства предусмотрены средства на выдачу льготных кредитов и компенсацию за участие в международных выставках; предоставляются субсидии на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты. В 2014 г. всего 2 проекта получили субсидии. Это говорит о недостаточной работе администраций районов с малыми производственными предприятиями.
Думаю, комитету экономики Мингорисполкома стоит в марте объявить дополнительный конкурс инвестиционных проектов, тем более средства на эти цели предусмотрены, что позволит поддержать ряд малых производственных предприятий.
В Минске действует крупная сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – 26 центров и 7 инкубаторов, аттестация которых будет проведена в ближайшее время.
Столица, делая ставку на развитие малого бизнеса, выигрывает не только в сфере материального производства, но и в сфере развития услуг. В первую очередь за счет его мобильности и креативности.
К сожалению, мы полностью не используем преимущества своего географического положения для развития туризма. Сегодня количество въездных туристов у нас в сотни раз ниже, чем в соседних столицах. Инфраструктура для этого практически создана, и как она может эффективно действовать, показал чемпионат мира по хоккею. Пока городская программа по развитию туризма не работает: экспорт туристических услуг вырос незначительно. Это касается деятельности не только управления спорта и туризма Мингорисполкома, но и управления бытового и гостиничного обслуживания. Уже сейчас нужно думать, как заполнить построенные гостиницы и 15 новых.
Думаю, необходимо в кратчайшие сроки создать в городе организационную структуру, своеобразное агентство по туризму, по привлечению туристического потока в Минск с приоритетным размещением в гостиницах коммунальной собственности. Например, в среднем за год Будапешт посещает 5,5 млн туристов, Санкт-Петербург – 5 млн, Прагу – 4, Варшаву – 2, Киев – 1 млн туристов, а Минск всего – 460 тыс. Считаю, что значительный потенциал привлечения туристов заложен в развитии событийного туризма (международные спортивные мероприятия, выставки, фестивали, биеннале, конференции).
Что касается дальнейшего совершенствования инвестиционной работы, то, думаю, что Мингорисполком должен в очередной раз выступить новатором в республике как и в вопросах внедрения работы с инвестором по принципу «одного окна», организации работы комиссии по инвестдеятельности и создания консультативного совета. А именно, для реализации поставленных Правительством задач по расширению спектра услуг, оказываемых инвесторам, по повышению их качества, считаю необходимым создать Минское городское инвестиционное агентство, с передачей ему функций, не требующих участия государственных служащих. Подводя итог, хочу отметить, что в условиях ограниченности внешних и внутреннего рынков, главными векторами роста городской экономики должны стать – снижение издержек и рост производительности труда, повышение эффективности модернизации и работы маркетинговых служб. Ведь увеличение реализации продукции на 20 % дает снижение себестоимости на 5 % как минимум.
Многие директора до сих пор решения принимают крайне медленно, теряют и время, и рынки, и деньги, а так быть не должно. Приоритеты определены, каждый руководитель знает, что нужно делать. Теперь только осталось засучить рукава и сделать все для того, чтобы в этом году работа экономики столицы была максимально эффективной и динамичной.
Автор — Жанна Бирич