Минская фирма придумала, как делать топливо из старых покрышек. Ноу-хау заинтересовало не только европейцев
Как переработать неперерабатываемые отходы, узнавал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ежегодно в Минске образуется больше 1,1 млн т твердых коммунальных отходов. Их них 40–63 % — мусор, непригодный для переработки. Резиденту Минского городского технопарка, похоже, удалось решить эту проблему.
Сегодня имя Виталия Шаблова известно за границей больше, чем на родине. Директор и генеральный конструктор ООО «Завод «Аэроэнергопром» создает уникальные комплексы по превращению тех же 40–63 % никуда не годного мусора в полезные продукты — моторное топливо, газ, котельно-печное топливо. Одним словом, это та альтернатива, которая позволяет из бесполезных отходов получать нужные продукты.
Идея заниматься пиролизом (так называется процесс термического разложения в бескислородной среде) не возникла у Виталия на ровном месте. До этого был опыт разработки отопительно-утилизационной техники, работающей на отходах нефтепродуктов для обогрева промышленных цехов ведущих предприятий республики. Но после ужесточения законодательства заниматься делом стало неперспективно.
Придумать завод за ночь
— Тогда и обратил внимание на пиролиз, — говорит Виталий Шаблов. — Разработал установку за ночь. Конечно же для этого должна быть база. Поэтому изучал, смотрел. Три высших образования в помощь. Потом сел, примерно набросал схему. Сделали за полтора месяца установку из того, что было.
По определению, пиролиз — самый чистый способ утилизации отходов. Там нет процесса горения. В закрытом пространстве нагревается продукт, затем разлагается на различные элементы, в основном на газовые фазы, а дальше происходит конденсация:
— Мы просто запихивали в нашу установку различные отходы, — вспоминает Шаблов. — Сначала брали отработанное масло, потом — пластики, полиэтилены. По каждому виду снимали видео, чтобы все запомнить. Конкретный результат получили через два года после начала опытов. Понимаете, создать процесс пиролиза не сложно, он известен сотни лет. Но сделать стоящее оборудование, работоспособное, соответствующее международной нормативной документации — это проблема.
Подобные комплексы есть и в Чехии, и в Германии, и в Швеции. Но есть и серьезная проблема, которую решить смогли только в Минске. При нагревании материалов в безвоздушном пространстве методом низкотемпературного пиролиза, газ, который выделяется, получается очень грязным. Это смолы, парафины, углерод, растворители. Виталий Шаблов придумал и внедрил технологию шоковой конденсации и сегодня на его установках добились стопроцентной очистки пирогаза. Что это означает? То, что можно газифицировать, очистить и сконденсировать полиэтилены, пластики, резины, одежду, и любые органические соединения. И еще с одной проблемой, которую не решили зарубежные коллеги, справилась команда Шаблова:
— Пока в мире не решена проблема грязной пиролизной жидкости, — рассказывает Виталий. — Мы для этих целей создали собственную химлабораторию, укомплектовали хорошим оборудованием, специалистами, кстати, кандидатами наук, которые занимаются переработкой полученной жидкости. Еще в одной лаборатории, микробиологической, занимаются созданием штаммов бактерий, которые питаются твердым инфильтратом бытовых отходов в загрязненной воде. Есть такие виды, мы их постепенно научим питаться не только отходами нефтепродуктов, а инфильтратом ТБО.
Газ есть, а дыма – нету
Но не только газ может вырабатывать комплекс, придуманный Шабловым. Если захочет заказчик, в этой «чудо-печке» мусор можно превратить в тепловую энергию, т. е. получить котельно-печное топливо как в гранулах, так и жидкое, а после многоступенчатой очистки еще и моторное топливо.
Для этого была создана лаборатория испытаний нестандартных видов топлива, полученных из отходов. Их на предприятии уже несколько.
Немаловажный факт — завод сам себя обеспечивает электроэнергией, которую производит.
Еще в компании работают с технологиями, сокращающими вредные выбросы в атмосферу, согласно нормам Парижских соглашений. Фактически здесь отходы не только перерабатывают, но и создают технологическую цепочку оборудования, которое превращает эти отходы в экологически чистые продукты. Поэтому новинками минских разработчиков и интересуются во всем мире.
Виталий вспоминает, как в присутствии управляющего директора южнокорейского автомобильного концерна получили топливо из внутренней обшивки автомобильного салона. После этого корейцы заинтересовались поставками такого оборудования на их производства по всему миру. Австрийская компания, в скором времени приступающая к разработке полезных ископаемых в Гомельской области, заказала 18 контейнеров-заводов для производства дизеля для карьерной техники из отходов переработанных шин. Мобильный завод также утилизирует мусор в китайской провинции Тибет.
Где родился – пока не пригодился
Спрос на разработку резидента Минского городского технопарка огромен за пределами нашей страны. Представительства компании открыты в Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах, в странах Европы. Немцы, купив завод, перепродали его под своим именем в Китай. Столичные кулибины разработали по заявке россиян установку для очистки Байкала.
Представители Бундестага после проведения экспертизы всех немецких пиролизных комплексов пришли к выводу: ни один из них не соответствует заявленным характеристикам. Затем они привезли (!) в Минск отходы автомобильных покрышек, дабы удостовериться, что в нашей стране разработали технологии, недоступные немецким инженерам и химикам. По итогам испытаний готовится контракт на поставку оборудования в Германию.
Еще на предприятии разработана технология энергоэффективной сушки, которая позволяет перерабатывать куриный помет, свиной и коровий навоз. К слову, благодаря белорусской новинке на одной из птицефабрик в Ленинградской области, где вырабатывается до 700 т «сырья» в сутки (для сравнения, ж/д вагон весит 60 тонн), удалось уменьшить объем таких отходов в 11 раз. К тому же предприятие получило золу, отличное удобрение, и газ для производственных нужд.
— Мы можем производить максимум 1–2 завода в год, — говорит Виталий Шаблов. — И выбрали нишу мобильного комплекса, чтобы можно было подвезти его к мусорной горе, развернуться и начать перерабатывать. Комплекс транспортабелен, практически собран и готов к работе, он полностью автоматизирован и механизирован. Мощность сегодня — около 50 т в сутки. На мусорных пластиках получаем горючей жидкости до 90 %. В процессе сортировки образуются «хвосты», это то, что уже невозможно нигде использовать и что сегодня подлежит захоронению. Вот с этими «хвостами» мы как раз и работаем.
Почему Минск не закупает? Экологическая ситуация у нас еще не столь острая, как в некоторых странах, считает разработчик. Мы меньше производим мусора, и намного лучше организована работа ЖКХ.
Справочно
Заводы по сжиганию мусора, которые хотят у нас построить, обойдутся государству в среднем от 190 млн до 350 млн евро. Завод же, придуманный в Минске и успешно работающий на свалках за рубежом, продается от 700 тыс. до 1 млн евро.
Фото Сергея Пожоги