Почему, не смотря на наличие законодательной базы, призванной регулировать отношения между медицинскими учреждениями и пациентами, на практике возникают гражданско-правовые споры относительно качества платных услуг? Этому вопросу был посвящен круглый стол, состоявшийся 26 ноября в общественном объединении «Региональное общество защиты потребителей» (РОЗП), передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
К участию в разговоре были приглашены директор Регионального центра правовой информации г. Минска Руслан Веко, судья суда Минского района Ольга Петрукович, консультант отдела по защите прав потребителей управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Жанна Кучевская, государственный медицинский эксперт центрального аппарата Госкомитета судебных экспертиз Игорь Николайчик и другие заинтересованные лица.
Как отметил во вступительном слове председатель правления РОЗП Дмитрий Малец, ежегодно в общественное объединение для защиты своих прав как потребителей медицинских услуг обращаются десятки пациентов. Чаще всего причиной обращений служит ненадлежащее качество косметологических услуг, вторыми по распространенности являются споры относительно качества услуг стоматологических клиник.
С детальным анализом наиболее актуальных проблем выступила ведущий юрисконсульт РОЗП Александра Юмудова. По ее словам, в первую очередь следует выделить недостаточную информированность пациентов о своих правах и обязанностях. Многие потребители платных медицинских услуг не знают, какие документы они могут запрашивать, как обжаловать некачественные услуги. Не способствует нахождению компромиссов сложная медицинская терминология и неясный язык договоров, отсутствие доступной и понятной информации о процедурах обжалования. Также ряд потребителей сталкивается с невозможностью изначально рассчитать стоимость медицинских услуг. Это особенно актуально при сложных заболеваниях и длительном лечении. Существуют сложности в доказывании фактов нарушения прав, когда требуется проведение независимых медицинских экспертиз, привлечение юристов. Кроме того, процедуры доказательства часто затянуты и сложны, что усугубляет ситуацию для пациентов. Еще одна проблема — оказание медицинских услуг частными центрами, не имеющими лицензии на определенные виды деятельности.
Участники круглого стола отметили, что для решения этих и других задач необходимо активное просвещение населения. Это включает разработку, распространение доступных информационных материалов, проведение обучающих программ и семинаров, использование различных каналов коммуникации. Необходима более прозрачная система ценообразования в платных медучреждениях, обеспечение доступа пациента к информации о стоимости услуг до их оказания. Также следует усилить контроль со стороны надзорных органов за деятельностью частных медицинских центров.
— Защита потребителей медицинских услуг — комплексная задача, требующая совместных усилий государства, медицинского сообщества, общественных организаций и самих пациентов, — подчеркнул, подводя итоги встречи, Д. Малец.
Фото автора