Минские школьники показали невероятные результаты на предметных олимпиадах
Минские школьники показали невероятные результаты на республиканских и международных предметных олимпиадах. В чем феномен одаренности, и какие вузы выбирают победители — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Молодежи предстоит строить и развивать Беларусь. На этом всегда делает акцент Президент страны. И как бы ни были важны природные богатства, интеллектуальный ресурс любого государства является основополагающим для развития экономики, высокотехнологичных производств. Поэтому не зря одаренных юношей и девушек пытаются заполучить наиболее развитые страны. Некоторые проводят довольно агрессивную миграционную политику: притягивают лучшие юные умы, используя привлекательные гранты и программы.
Стоит отметить, что Беларусь богата молодыми талантами. Увидеть задатки той самой одаренности и даже, если хотите, гениальности способен школьный учитель. Наставник, непрерывно поддерживая на непростом пути познания, помогает раскрыть способности юного дарования. Радует, что после учебы, в процессе которой были и победы, и достижения, выпускники школ все чаще выбирают вузы своей страны.
Невероятные результаты
В 2024-м на международной интеллектуальной арене белорусские ребята показали невероятный результат. Речь идет о победах в престижных олимпиадах. Да, наши школьники ежегодно завоевывают высокие награды. Но в нынешнем случился рекорд.
В июле в Великобритании прошла Международная математическая олимпиада, в которой наша страна участвует с 1992-го. В город Бат со всего мира приехали более 600 гениев точной науки. Покорять олимп отправились и шестеро белорусских школьников, среди них — два столичных гимназиста. В этот раз наши ребята показали лучший результат за всю историю, завоевав 4 золотые и 2 бронзовые медали. Школьники заняли 5-е общекомандное место и стали № 1 в Европе. Их опередили только США, Китай, Южная Корея и Индия. Согласитесь, оказаться в одной пятерке с интеллектуальными гигантами — невероятное достижение. Еще немного аналитики: у американских школьников, показавших лучший результат, в общей сложности 5 золотых медалей и 1 серебряная. Сравним с нашими: отрыв небольшой.
Всего же в математическом чемпионате участвовали школьники из 109 стран.
Секрет успеха
Минские школьники показали лучший результат по итогам республиканской олимпиады по учебным предметам среди регионов страны.
В копилке столицы — 120 дипломов по различным учебным предметам. Самые высокие показатели у наших ребят по математике, химии и биологии.
— В этом году радуют результаты и по информатике — у нас три победных диплома. Мы долго ждали этого прорыва, — рассказывает заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова. — На мой взгляд, секрет успеха — это взаимодействие ученика, педагога и родителей, которые поддерживают своего ребенка на пути к знаниям. Сегодня победителей готовят не только гимназии, но и школы.
Как стать олимпиадником
Прежде всего у школьника должно появиться желание больше узнать, в совершенстве овладеть предметом. Следующий шаг — участвовать во всех возможных конкурсах, предлагаемых учреждением образования.
— Каков будет результат на начальном этапе, не столь важно. Главное, ребенок почувствует азарт, соревновательный дух, поймет специфику заданий, — отметила О. Смирнова. — Если ему понравится, он продолжит совершенствовать свои знания. А учителя поддержат.
Победители международных олимпиад
Математика
Михаил Райхман, одиннадцатиклассник гимназии № 41, среди тех, кто привез золото с Международной математической олимпиады.
С точной наукой парень дружит еще с начальной школы.
— Впервые поучаствовал в олимпиаде в 3-м классе. Стал дальше развиваться в этом направлении, — вспоминает он.
Задачи на подобных интеллектуальных турнирах не типовые. Как говорит Михаил, нужно придумать свой трюк — авторское оригинальное решение.
— И вот это весело! А вообще, в школе мое изучение математики строилось по такой схеме: к моменту, когда учителя рассказывали новую тему, я ее уже знал, — рассказывает юноша.
Успех в олимпиадном движении — это сочетание природной одаренности и упорного труда. Без знания теории не обойтись, даже если ты родился гением.
— Вы ракету не построите без инструментов. Так и в математике, где инструментом являются основные темы, на которых базируется наука, — считает Михаил.
За месяц до олимпиады гимназист интенсивно готовился. Решал в день несколько трудных задач, на каждую уходило более получаса. Этого было достаточно, чтобы держать себя в математическом тонусе. Международный чемпионат проходил в два тура по 4,5 часа.
— Были задачи, которые никто никогда ранее не видел. Смысл в том, чтобы придумать новое решение. Участие в олимпиадах воспитало во мне терпение и умение не сдаваться, — замечает Михаил.
Он уже выбрал будущее место учебы — факультет прикладной математики и информатики БГУ. Благодаря медали поступит без экзаменов.
Биология
Валерия Котович, выпускница средней школы № 37, завоевала бронзовую медаль на Международной биологической олимпиаде.
Состязание проходило в Казахстане и длилось два дня. В нем участвовали более 300 школьников из 90 стран.
— В первом туре — практическом — мы проводили эксперименты по биоинформатике, биохимии, анатомии человека и молекулярной биологии. Например, делали вскрытие глаза барана, отмечали его определенные структуры. К таким опытам я привыкла. На подготовительных сборах вскрывала и червей, и моллюсков, — улыбается девушка. — Чтобы справиться с заданиями, необходимо глубоко владеть материалом. Это сравнимо с уровнем подготовки студентов старших курсов вуза.
Сейчас девушка учится на биофаке БГУ. Она получила персональное приглашение университета.
— Мой путь к победе был долгим. Участвовать в олимпиадах начала с 5-го класса, пробовала себя в разных предметах — математике, трудовом обучении. Наибольшего успеха добилась в биологии: уже в 9-м заняла первое место на республиканском уровне. Заставлять себя заниматься этой наукой мне не нужно, я ее очень люблю, — говорит Валерия.
К слову, бронзовая медаль в международном состязании стала для нее приятным сюрпризом. Конкуренция была высокой, а соперники — очень сильными.
Астрономия
Фёдор Лебедев завоевал золото на Открытой международной астрономической олимпиаде.
В этом году парень окончил гимназию № 18, сейчас учится на факультете прикладной математики и информатики БГУ.
Соревнование, в котором он завоевал высшую награду, проходило в России и объединило более 120 юных астрономов.
— Эта наука более интересная, чем кажется на первый взгляд. Изучать ее начал с 8-го класса. Хотелось заглянуть в глубинные уголки Вселенной, осознать масштабы нашего мироздания, — улыбается Фёдор. — Смотреть на звезды — не значит изучать астрономию, это скорее способ получать удовольствие от восприятия мира.
Поэтому юноша вместе с учителями стал углублять свои знания, много времени уходило на самоподготовку. Следит за новостями из мира космоса.
— Сегодня ученые начинают изучать поверхность Титана. Это удивительный спутник Сатурна. На его поверхности обнаружена жидкость, отсюда велика и вероятность возникновения жизни. Неразрешимым остается вопрос эволюции Вселенной. Все это глобальные вещи. И сам факт, что мы их изучаем, уже немыслимое достижение. То есть постигаем нечто незримое, неосязаемое. В этом романтика астрономии, — считает Фёдор.
Сама олимпиада состояла из нескольких туров. Чтобы их пройти, необходимо глубоко владеть математикой, физикой и знать программирование.
— Для достижения успеха нужно приложить усилия. Но главное — не бояться трудностей и получать удовольствие от того, что делаешь. Я рассматриваю астрономию как свое интеллектуальное хобби, — подытоживает первокурсник.
Лингвистика
Елизавета Гламбоцкая завоевала диплом первой степени на олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
Девушка учится в гимназии № 56. На интеллектуальном турнире она писала на протяжении 4 часов творческую работу. Предлагалось несколько тем.
— Решила, что буду готовить отзыв на стихотворение Эдуарда Асадова «Дорожите счастьем». Рассуждала о проблемах, которые поднимает автор, как они вписываются в социокультурный контекст, соотносятся с современными реалиями, — рассказывает Лиза.
Также одним из туров олимпиады стала комплексная работа по лингвистике.
— Русским языком и литературой всерьез занимаюсь с 5-го класса. Знания, необходимые для олимпиады, копились годами. Много читала художественной литературы. Для написания сочинений нужно глубокое понимание исторического контекста, — рассуждает минчанка. — Мой победный диплом будет учитываться при поступлении в БГУ. И такой возможностью я воспользуюсь. Хочу связать свою жизнь с филологией, глубоко ее изучать. Мой любимый писатель — Антон Чехов.