Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 20 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1864 год. В Минской губернии вводится окружной суд
Он стал одним из 106 окружных судов в России, которые вводились судебной реформой 1864 г. Изменения всей судебной системы страны были вызваны необходимостью ее демократизации вследствие отмены крепостного права и развития капиталистических отношений.
Российская судебная система в дореформенный период была архаической, сложной и запутанной. Она носила сословный характер. Ведение следствия и исполнения приговора принадлежало органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по так называемым маловажным делам. Отсутствовали гласность и состязательность судебного процесса. Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило на закрытых заседаниях. В судах были распространены самоуправство и волокита (дело могло идти несколько лет). Понятно, что все это вызывало всеобщее недовольство и нужду в реформировании судебной системы.
Началом такой реформы стало подписание 20 ноября 1864 г. императором Александром II четырех законов, которые устанавливали: отделение суда от административной и исполнительной власти; введение всеобщего для всех всесословного суда; равенство всех перед судом; несменяемость судей и следователей; выборность мировых судей и присяжных заседателей; гласность, непосредственность и состязательность судебного процесса; право обвиняемого на защиту, основание адвокатуры.
Судебная реформа на территории Беларуси была проведена со значительным опозданием и началась только в 1872 г. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний подчинялись Виленской судебной палате, Могилёвской губернии — Киевской судебной палате, Витебской губернии — Петербургской судебной палате.
Минский окружной суд, как и другие подобные суды, состоял из двух отделов — криминального и гражданского. Судьи назначались царем по представлению министра юстиции. Среди требований, которые предъявлялись к кандидатам, — возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование и стаж работы в правоохранительных органах не менее 3 лет. Судьями не могли быть лица, находящиеся под следствием и судом за преступления, за которые предусматривалось тюремное заключение или более строгое наказание, а также объявленные неплатежеспособными горожане.
В криминальном судопроизводстве большое значение имели присяжные заседатели, которые определяли виновность или невиновность подсудимого. В общий список присяжных включались почетные мировые судьи, государственные служащие и крупные землевладельцы. Такой же состав судей и присяжных заседателей был в гражданском отделе.
Минский окружной суд рассматривал большинство криминальных и гражданских дел, которые не входили в компетенцию мировых судей. Мировые суды относились к категории местных и дела в них рассматривались единолично мировым судьей.
Согласно декрету Советского правительства о суде от 22 ноября 1917 г. Минский окружной суд был упразднен.
1944 год. Адольф Гитлер покидает «Волчье логово» в Восточной Пруссии
В течение войны фюрер провел в своей главной ставке, разместившейся в густом лесу под восточнопрусским Растенбургом (ныне польский Кентшин), больше времени, чем где бы то ни было — свыше 800 дней. Именно отсюда, а вовсе не из Берлина, он руководил боевыми действиями на Восточном фронте.
Название ставки «Волчье логово» («Вольфсшанце») нравилось Гитлеру, ведь «Волк» было прозвищем, используемым им с 1920-х гг. и именно так к нему часто обращались члены его близкого окружения.
Объект был засекречен, искусно замаскирован и усиленно охранялся. Восемьдесят бункеров и укрепленных строений были спрятаны в густом лесу в окружении нескольких колец заграждений из колючей проволоки и минных полей. Деревья на 2–3 м от земли были очищены от веток, кусты вырублены полностью, чтобы обеспечить максимальный обзор. На тропинках через каждые 150 м стояли патрульные.
«Логово» охраняли не только отборные войска СС в количестве 1 200 человек, но и так называемый батальон частной охраны — элитное подразделение, существовавшее в Германии в единственном числе.
Гитлер очень опасался удара с воздуха, но за всю войну «Волчье логово» так и не подверглось бомбардировке. Советское командование узнало о его местоположении только после того, как оно было обнаружено в ходе наступательной операции на Берлин в начале 1945 г.
Именно в «Волчьем логове» с Гитлером решили покончить участники заговора 20 июля 1944 г. — действующие и отставные немецкие офицеры, а также некоторые гражданские лица, намеревавшиеся установить в стране новое демократическое правительство, которое бы повело переговоры о мирном прекращении войны с союзниками до неизбежного поражения Германии. Ставку фюрера сочли наиболее подходящим объектом для устранения Гитлера по той причине, что это было единственное место, где к нему можно было подобраться достаточно близко. Офицер штаба полковник Клаус фон Штауффенберг вызвался пронести бомбу, спрятанную в портфеле, на один из ежедневных военных брифингов, обычно проводимых в бункерах. Расчет был на то, что ударная волна взрыва, отразившись от сильно укрепленных стен, гарантированно убьет Гитлера. Однако чуть ли в последний момент место проведения совещания было изменено на кирпичную хижину из-за того, что в бункерах в тот день было слишком жарко. Этот и ряд других непредвиденных факторов помешали заговорщикам осуществить задуманное — бомба взорвалась, но Гитлер выжил.
В понедельник, 20 ноября 1944 г., когда советское наступление достигло Ангербурга (ныне Венгожево), расположенного в 15 км от города, «Волк» навсегда покинул свое логово. На своем бронированном поезде «Бранденбург» Гитлер убыл в Берлин, откуда позже переехал в резиденцию «Орлиное гнездо» на юге Центральной Германии.
Вскоре после отъезда Гитлера генерал-фельдмаршал Кейтель приказал уничтожить «Логово». Немецкие саперы взрывали «бетонный город» 24–25 января 1945 г. Взрывы были такой силы, что бетонные куски бункера, весом по нескольку тонн, разлетались на сотни метров вокруг, а в находящемся в 5 км Растенбурге рушились дома.
В 9 утра 26 января 1945 г. в «Волчье логово» вошли войска 31-й армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-лейтенанта Петра Шафранова.
Сегодня «Волчье логово» — крупный музейно-туристический комплекс, действующий круглый год. На его территории установлен памятник участникам заговора 20 июля.
1979 год. В США впервые проводят переливание искусственной крови человеку
Операцию провели в больнице университета Миннесоты в Миннеаполисе. Пациентом был 67-летний местный житель, член религиозной организации «Свидетели Иеговы». Он категорически отказался от переливания обычной крови будучи убежденным, что Библия это запрещает.
Ранее этот пожилой пациент был выписан из больницы после операции на сосудах ноги. Однако четыре недели спустя его вновь госпитализировали: большая потеря крови в результате операции сильно ослабила его, и он подхватил какую-то инфекцию. В качестве кровезаменителя мужчина получил в общей сложности 2,3 литра флуосола (Fluosol) — препарата молочного цвета, являющегося разработкой японской корпорации Green Cross Corporation из Осаки.
Первые образцы эрзаца крови на основе перфторуглеродов японские ученые синтезировали еще в 1965 г. Проверили ее на обезьянах, а с 1972 г. начали переливать людям-добровольцам. Но американские врачи, воспользовавшиеся японской кровью, провели, как теперь сказали бы, успешную пиар-кампанию, и сегодня о приоритете японцев в этом деле помнят разве что специалисты, а большинство исторических календарей укажут местом первого переливания искусственной крови университетскую больницу в Миннесоте.
В СССР работы над созданием отечественного заменителя крови проводились с конца 1970-х гг. профессором Феликсом Белоярцевым и его единомышленниками в лаборатории подмосковного Пущино. Созданный Белоярцевым перфторан, имеющий бело-голубой цвет, «голубая кровь», как его называли, — возможно, лучший кровезаменитель из всех. Эффективнее флуосола — однозначно. Однако на мировой рынок разработка советских ученых так и не попала. В 1983 г. сотрудники Института биофизики АН СССР еще до клинических испытаний перфторана дали две его ампулы для спасения пятилетней Ани Гришиной, истекавшей кровью после ДТП. Девочка была спасена. Казалось бы, виват науке, но на Белоярцева и его коллег в КГБ завели дело «об экспериментах на людях». В 1985-м разработчик «голубой крови» покончил с собой после очередного обыска. В том же году клинические испытания перфторана были запрещены. Только в 1999 г. ученых, в том числе и Белоярцева (посмертно), наградили премией правительства России.
В настоящее время в ряде стран мира, в том числе в России, продолжаются работы над созданием полноценной искусственной крови. Главная задача — свести на нет побочные эффекты, которые, к сожалению, пока имеют современные разработки кровезаменителей.
1979 год. Заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Черняев, вернувшись из командировки в ФРГ, размышляет о «невероятном отставании» СССР
Анатолий Черняев — выпускник исторического факультета и аспирантуры МГУ, проделавший по кремлевской карьерной лестнице путь от инструктора отдела экономических и исторических наук ЦК КПСС (1956–1958) до помощника по международным делам генерального секретаря партии и президента СССР Михаила Горбачёва (1986–1991). На протяжении десятилетий, со времен Великой Отечественной войны, участником которой он был, Черняев вел довольно подробные дневники, в которых фиксировал свои мысли и наблюдения.
20 ноября 1979 г. он записал: «С 5 по 12 ноября был в Западной Германии. <…> Главное ощущение, которое гнетет до сих пор: отстали мы, невероятно отстали от капитализма. И уже ничто <…> не оправдывает этого нашего отставания, и ни в чем нельзя увидеть наших экономических и социальных преимуществ. Ведь Германия тоже была стерта с лица земли. А у них зарплата 2 500–3 500 марок (это даже по курсу больше 1 000 рублей), у них отпуск у рабочего — шесть недель, у них «железные батальоны пролетариата» <…> утром садятся в собственные машины, едут на работу, а вечером — домой: на каждых трех немцев — машина. У них дороги такие, что если чашку, наполненную до краев, поставить на сиденье, то на скорости в 160 км не прольется ни капли. У них нет разделения: центр — провинция, так же как нет «проселков» и второстепенных дорог, нет и разницы между деревней и городом ни в смысле благосостояния, ни в смысле комфорта. Безумно обидно и пока непонятно».
2014 год. У стен Московского Кремля торжественно открыт памятник Александру I
Перед началом церемонии президент России Владимир Путин заехал в Патриаршие палаты Кремля и поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Патриарху исполнилось 68 лет. Путин подарил ему картину художника Павла Покидышева «Замоскворечье».
Затем глава государства и предстоятель РПЦ приехали на церемонию открытия памятника Александру I, в которой также приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры Владимир Мединский, представители РПЦ и общественные деятели. Участники церемонии возложили цветы к скульптуре и президент произнес речь.
«Александр I навсегда вошел в историю как победитель Наполеона, как дальновидный стратег и дипломат, государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие», — отметил, в частности, В. Путин.
Памятник Александру I установлен близ Боровицких ворот Московского Кремля, в Александровском саду. Современное название сад как раз и получил в честь этого императора в 1856 г., а до того сады назывались Кремлевскими.
Автор памятника — народный художник России Салават Щербаков. Он победил в конкурсе проектов, в котором состязались еще пять известных мастеров.
Статуя расположена на постаменте. В руках у императора шпага, под ногами — оружие противника. Напротив — барельефы с изображениями крупных сражений, в том числе Бородинской битвы, а также самого императора, Серафима Саровского и двух храмов — Христа Спасителя, построенного по предложению Александра I, и Казанского кафедрального собора.
Памятник Александру I — третий по счету монумент императорам всероссийским в современной Москве. До этого были памятник Петру I Зураба Церетели, установленный на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 г., и памятник Александру II работы Александра Рукавишникова, появившийся в 2005-м у храма Христа Спасителя.