Минскому отделу внутренних дел на транспорте — 105 лет. Как изменилась служба за это время
Минский отдел внутренних дел на транспорте отмечает 105-летний юбилей 3 апреля. Его сотрудники отвечают за безопасность жителей и гостей столицы, а также сохранность багажа и грузов на железнодорожном вокзале на станции «Минск-Пассажирский», перегонах, остановочных пунктах и иных станциях в пределах столицы. О создании службы, ее истории по сегодняшний день корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник МОВДТ Геннадий Завацкий.
Летопись Минского ОВД на транспорте берет свое начало 3 апреля 1919 года — именно тогда постановлением Минского губернского военно-революционного комитета был создан Отдел железнодорожной милиции в Минске.
Помимо обычных милицейских обязанностей у сотрудников были и специальные: умение оказать помощь при крушении или продолжительной остановке поезда, тушить возгорания на объектах ж/д транспорта, очищать и исправлять пути в случаях снежных заносов и др.
— Все это налагало на «транспортников» особую ответственность и требовало дополнительных знаний и умений, — пояснил Г. Завацкий. — Наши предшественники являются примером преданности профессии и ориентиром для молодежи.
С учетом этого у правоохранителя возникла идея создать комнату истории транспортной милиции — пусть даже небольшую, но значимую обитель памяти о тех, на кого следует равняться.
Накануне юбилея в МОВДТ открыли музей, который собрал десятки экспонатов разных лет. Символично, что первыми почетными гостями стали представители сразу трех поколений: сотрудники и ветераны службы, воспитанники Лицея МВД.
Среди экспонатов музейной комнаты представлено множество архивных фотографий с удивительными историями, пряжка и милицейский свисток первой половины XX века, высокие награды, старинные книги, форменное обмундирование образца прошлого века, даже удостоверение члена БФСО «Динамо».
— Важное место в коллекции отведено нашим коллегам, которые героически проявили себя в годы Великой Отечественной войны. Личный состав во главе со старшим лейтенантом Куропаткиным бесстрашно помогал эвакуироваться старикам, женщинам и детям, сопровождал поезда, оберегал столицу от мародерства. Почти весь коллектив линейного отдела милиции погиб от осколков вражеских бомб, а выжившие пополнили ряды Красной Армии или стали партизанами, — рассказал начальник МОВДТ.
Не менее легендарна и современная история. Так, под музейным стеклом хранится пуля, ранившая в начале 2000-х сотрудника МОВДТ Александра Дулича. На станции Олехновичи он с напарником обратили внимание на подозрительного мужчину, а тот вдруг достал из кармана оружие и несколько раз выстрелил в сторону милиционеров. Одна из пуль достигла цели, но, к счастью, ранение оказалось не смертельным. Фигуранта обезвредили, надели на него наручники, а позже оказалось, что мужчина опасался внимания милиции не напрасно: он планировал создать в стране одну из первых лабораторий по производству синтетических наркотиков и даже приобрел для этого специальную посуду, сырье, литературу.
— Теперь и юные гости отдела, которые часто бывают у нас на экскурсиях, и молодые сотрудники, только поступившие на службу, и опытные офицеры, не один год посвятившие себя железной дороге, смогут прийти и за короткое время узнать, какой пройден путь, — убежден руководитель.
Сегодня транспортной милиции есть чем гордиться. В арсенале куда больше инструментов, надежная экипировка, современное оружие, электронные базы данных, приборы ночного видения. Предмет большой гордости — созданный в тандеме с Белорусской железной дорогой Центр видеомониторинга, где в режиме реального времени можно заметить нарушения правопорядка и мгновенно направить наряд для реагирования. Также архив видеозаписей позволяет эффективнее раскрывать ранее совершенные преступления.
— Внимание и контроль помогли по результатам прошлого года снизить число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, добиться высокого процента раскрываемости хищений, искоренить серийные квалифицированные преступления в поездах, — подчеркнул правоохранитель. — Однако беспокойство по-прежнему вызывает беспечность минчан по отношению к своим вещам, оставляемым без присмотра, и даже к собственной жизни.
За прошлый год в Минске произошло 10 травмирований на железной дороге, 6 из них с летальным исходом. Некоторые горожане рискуют здоровьем, пытаясь стать «зацеперами» — прокатиться на подножке вагона или в грузовом поезде. Только в 2024 году в столице зарегистрировано 6 таких фактов. Все лица установлены, виновные привлечены к административной ответственности.
Для профилактики милиционеры проводят на объектах железной дороги информирующие рейды, напоминают взрослым и детям о бдительности.
— 105 лет наша сплоченная команда транспортной милиции — на страже безопасности на стальных магистралях. Это непрерывный кропотливый труд, который заслуживает уважения. Желаю коллегам крепкого здоровья и мирного неба, а также неиссякаемого профессионального энтузиазма, исполнения желаний! — подвел итог Г. Завацкий.
Фото МОВДТ