«Мосгаз. Дело № 10: Метроном». О достоинствах 10-го сезона сериала и проколах его создателей
На одной из онлайн-платформ завершился показ 10-го сезона сериала «Мосгаз». На сей раз линейное название 8-серийного блока детектива — «Метроном». О достоинствах фильма и проколах создателей читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости» (осторожно, спойлеры!).
Всех убивают
Первый канал России покажет фильм «Мосгаз. Дело № 10: Метроном» осенью 2024 года. Телеменеджеры теперь не боятся пускать в эфир премьерные показы после того, как картина полгода «провисит» в интернете в свободном доступе. Они наконец поняли: перед мониторами компьютеров собираются одни зрители, а у телеэкранов — совершенно другие.
Можно с уверенностью сказать, что самыми удачными стали два первых сезона: собственно, «Мосгаз» (2012) и «Палач» (2014). Неплохо скроен 4-й сезон — «Шакал» (2016). Секрет в том, что сценарии этих фильмов писала Зоя Кудря, ранее автор лент на все времена, таких как «Граница. Таежный роман» (2000), «Ликвидация» (2007). Она умеет добиться цельности формы и содержания. Кстати, картину «Палач» снимал белорусский режиссер Вячеслав Никифоров. За ленту он получил национальную кинопремию России «Золотой орел» в 2016 году. Забавно, что в тот же период на отечественном телевидении в тематических ток-шоу бесконечно твердили, будто не самый высокий уровень качества белорусских лент связан с тем, что у нас нет режиссеров. В студии присутствовал и Никифоров, но ему толком не дали слова. С тех пор прошло 8 лет, Вячеславу Александровичу дозволили за этот период снять всего одну отечественную картину не по самому удачному сценарию. Несмотря на почтенный возраст, мастер полон сил, но сидит без работы. Все его предложения отвергают.
Остальные сезоны «Мосгаза» отличаются неровностью, а иногда и невнятностью изложения. Во всяком случае, проигрывают первым двум. Правда, «Последнее дело Черкасова» (2023) и новоявленный «Метроном» (2024) подарили надежду на то, что авторы стали уделять большее внимание повествованию. Продюсеры не поскупились на аномальное количество звезд российского кино. Сюжет «Метронома» строится вокруг подпольной коммерческой деятельности директора «Москонцерта» Ольшевского (Игорь Золотовицкий) в 1982 году. Его покрывают, имея с этого мзду, судья Кононенко (Алексей Маклаков), директор концертного зала Гаранин (Артур Ваха), начальник службы безопасности Ковтун (Сергей Мурзин), знаменитый артист а-ля Кобзон Гринякин (Георгий Мартиросьян). В ближний круг входит делец по распространению билетов Мальцев (Эдуард Чекмазов), подающий надежды певец Лидов (Владимир Фекленко). В первой поворотной точке событий Гринякин погибает прямо на сцене во время своего выступления. Вскоре всех вышеперечисленных членов компании начинают по очереди убивать. В живых остается только Ольшевский. Сначала кажется, будто расправы связаны с переделом рынка подпольного шоу-бизнеса. Но к середине картины выясняется: это месть за убийство начинающей певицы Кати Спириной, которая год назад, якобы злоупотребив наркотиками, сбросилась с балкона. Наложение на себя рук инспирировали злоумышленники.
Промахи и нелепости
Все занимательно, фильм держит внимание. И сперва думается, что кино сделано умно и умело. Но потом появляются грубые ошибки создателей. Если бы не они, то зрители до самого финала гадали, кто ликвидатор, что и требуется в подобном жанре.
Но увы. Шоураннер подвел, или директор по кастингу. В общем, умудрились взять на роль выдающуюся за второстепенную, известнейшего артиста Сергея Шакурова. С первой до последней серии он изображает умудренного опытом, но безразличного и покладистого старичка-мухомора, сидящего в сторожевой будке при полуподпольном ресторане, где проходят нелегальные концерты. Подметает территорию, открывает шлагбаум машинам начальников. Если бы это делал не примелькавшийся исполнитель, то интрига сохранилась до конца. А поскольку все это поручили звезде, знаменитости с характером, то ясно, что персонаж Шакурова и есть ружье, которое висит на стенке и выстрелит в финале. К тому же создатели из кожи вон лезут, хотят раньше времени подтолкнуть к разгадке сюжета. Персонаж Шакурова повторяет, будто у него есть дочь, дескать мечтает видеть ее на эстраде. А милицейский психолог констатирует: сторож говорит о дочери тоном человека, который больше никогда в жизни не увидит ее. Естественно, пазл складывается мгновенно: он и есть убийца, отец погибшей певицы Спириной. Поэтому приходится досматривать кино без куража и предвкушения разгадки, только чтоб увидеть, как разоблачат пожилого мстителя. А это не самое желанное блюдо. Кстати, дедушка оказывается бывшим советским диверсантом времен Великой Отечественной, поэтому сумел устранить столько людей с фантазией, действуя на разный лад.
Имеют место и логические, и личностные просчеты. В первых сериях фигурирует огромная кожаная спортивная сумка, туго набитая сотней пачек советских денег. Ее распахивают не раз. Видно, что в ней купюры разного номинала. Явно сумма не менее миллиона советских рублей. В кадре звучит реплика, будто это выручка с одного концерта за левые напечатанные билеты. Также известно: зал, в котором проходил этот концерт, на 1 500 мест. Стоимость билетов на эстрадные выступления в СССР зависела от ранга исполнителя. Но существовала жесткая тарифная сетка. Выше нее не продавали даже «левые» квитки, разве что штучно, перекупщики. Билет на концерт певца высшей категории в начале 1980-х стоил от 13 до 19 рублей. Примем цифру 17 за среднюю, умножим на 1 500 зрителей = 25 500 рублей: 102 бумажки — 25-рублевки. Считайте, одна пачка. Учитывая купюры разного номинала, сумма уместилась бы в 3–8 денежных пачек. Это не миллион, не громадная торба. Реквизиторы фильма просчитались, режиссер не доглядел.
Еще из забавного. Эту сумку, доверху набитую деньгами, привозят алчному и скупому генералу КГБ Капитонову (Михаил Горевой) в качестве дани за прикрытие незаконных деяний. А он не берет, распоряжается подкинуть ее в багажник машины следователя Тимофеевой (Марина Александрова) с целью ее ареста, ведь она везде сует свой нос, лезет не в свои дела. В СССР генерал КГБ мог арестовать милиционера, не подбрасывая ему целое состояние. А если идти подобным путем, хватило бы и тысячи-двух за глаза.
Также одна из линий в сюжете посвящена группе вчерашних призывников, вернувшихся с войны в Афганистане. Они тоже желают принять участие в теневых сделках. Их предводитель Копылов (Федор Лавров) — раненый инвалид с парализованными ногами и твердым характером. Быстро становится известно, что он симулирует инвалидность, никогда не воевал, а просто уголовник, выдающий себя за другого. При этом он постоянно инициирует свои телеинтервью, в которых рассказывает об интернациональных подвигах. Но пардон, урки, избегающие разоблачения, так себя не ведут. Стараются «не отсвечивать».
Смоляков не угодил
После 8-го сезона «Западня» (2021) поклонники ленты в соцсетях взвыли с требованием убрать престарелого Андрея Смолякова с главной роли, аргументируя тем, что старик никак не может быть действующим сотрудником МУРа. Да, Андрею Игоревичу ныне 65 лет. Мог бы сходить к косметологу, сделать подтяжку, убрать морщины, ведь лицо для актера — инструмент. Но в целом он в свои годы продолжает выглядеть брутальным и энергичным. По ощущениям его не назовешь стариком.
Некоторое время назад с группой документалистов ездили в Москву брать интервью у него о фильме «Государственная граница. Год сорок первый», в котором актер снялся в 1985 году. Встретились в пустом в дневное время фойе театра «Табакерка». Ему тогда уже было под 60 лет. Он легко запрыгнул на широкий подоконник, поджал под себя ноги и легко, непринужденно начал общаться, чаруя своим обаянием. Казалось, человеку 38–40 лет — не больше. Был одет в байку, джинсы, дорогие высокие рыжие ботинки. На запястье и шее — мужская модная бижутерия, в стилистике профессиональных поделок для хиппи 1970-х. Манера подавать свои мысли современная, без возрастной патетики. От разговора остались самые приятные впечатления.
В 9-м сезоне, осенью 2023 года зрителям явно дали понять по названию, что это последняя серия с Черкасовым. К тому же в группу следователей ввели Виктора Ковалева (Андрей Мерзликин), который, по идее, должен был заменить героя Смолякова. Но нет. В «Метрономе» Черкасов вначале действительно живет на даче, восстанавливается. Но после ареста персонажа М. Александровой начинает собственное неофициальное расследование и доводит его до конца.
С Мерзликиным сценаристы поступили небрежно. В образе Ковалева он хаотично, пунктирно мелькает в некоторых эпизодах, но драматургический функционал, возложенный на него, неясен. Непонятно, чем он занимается. Он выключен из общего сюжета. Если бы по щелчку пальцев его герой исчез из картины, никто и не заметил бы. Что-то с Ковалевым авторы недодумали, очевидно.
В финальной сцене генерал милиции Саблин (Вадим Андреев) настойчиво и утвердительно заявил Черкасову, что теперь-то ему точно пора ставить крест на профессии. Старый опер многозначительно промолчал. Что-то подсказывает: сезон с его участием не последний! Сложно поспорить с тем, что Смоляков в сериале в хорошем смысле цементирует действие, сюжеты, даже не самые удачные!
Фото kinopoisk.ru
Еще материалы рубрики:
В сериале «Адмирал Кузнецов» Игорь Петренко сыграл главного героя. Попал ли в образ
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос