«МотоВелоЗавод»: через тернии к бренду. Как столица помогает возрождать знаменитое производство
«Один район — один проект». Так называется масштабная инвестиционная программа, реализуемая по поручению Президента Беларуси. В нее вошли 208 инвестиционных проектов с учетом специализации районов и их потенциала. Так, в 2024 году планируется реализовать 180 инвестпроектов, создать 9,1 тыс. рабочих мест. Например, в Минске с 2021 по 2025 годы запланирована модернизация столичного «МотоВелоЗавода» — одного из крупнейших производителей мотоциклов и велосипедов на территории СНГ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Столичный мотовелозавод возвели сразу после Великой Отечественной войны в рекордные сроки — за два года. Прародителем всех «Аистов» стал немецкий «Бреннабор Ровер». Это модель 1935 года с прямой рамой. Кстати, самый популярный довоенный велосипед в Европе. Да, заимствовать технологии у производителей не считается зазорным — главное, чтобы был доволен потребитель. И он с удовольствием крутил педали первого двухколесного «В-16». К 1950 году было выпущено более 100 тыс. легендарных велосипедов. Завод стал брендом и символом восставшей из пепла столицы. Впоследствии «Аисты» заполучили популярность как на советском рынке, так и на мировом.
В 60-ые «Аисты» становятся на крыло на советском рынке. Мировую же славу они обретут в 70-ые. От Кубы до Индии продаётся по 8 млн велосипедов в год.
Впрочем, были в истории «Мотовело» и трудные времена. Например, в 1990-е из-за утраченных рынков. В нулевые советское оборудование не справилось с конкуренцией по качеству. С 2010-го завод трижды пытались запустить. В августе 2022 года его посетил белорусский лидер и не одобрил мотоцикл «Минск», состоявший из китайских деталей.
Спустя ровно два года площадка «Мотовело» колоссально преобразилась. Вместо советских цехов — новые, светлые, просторные, стены из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей. За промдизайном улучшилась и культура производства. Созданы все необходимые условия для комфортной работы сотрудников. Основной акцент делается на повышении уровня локализации: теперь осуществляется не только сборка, но и непосредственно производство продукции. Процент отечественных компонентов с каждым годом растет.
— Мы увидели нормальное производство с технологически правильными процессами, с выстроенными линейками по сборке. Люди работают в хороших условиях. Увидели реальную локализацию моделей, которые производятся. Создаются новые виды продукции, это говорит о том, что есть пути развития, — отметила первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.
Белорусы бы не были белорусами, если бы рачительно не сохранили и дух заводской истории, и часть стен с начинкой. Знаменитая входная группа корпусов «Мотовело» приосанилась, добавила шарма столичным лофтам, но сохранила красный кирпич в основе дизайна. Хотя не обошлось без сюрпризов. Перестраивая цех, нашли эхо первой холодной войны — старое бомбоубежище на несколько тысяч человек, три этажа вниз, все системы жизнеобеспечения. Бункер законсервировали. Мало ли… По-хозяйски распорядились и советским парком станков.
— Все начинается отсюда, — рассказывает директор «МотоВелоЗавода» Сергей Манько. — Линии 1964 года. Мы их восстановили, покрасили, немного апгрейдили, и они отлично работают. То же самое с прессами. Все, что можно было сохранить, — сохранили. Даже если оно сейчас не востребовано — выбрасывать грех, потому что такое не купим.
Из прошлого – в будущее. Три цеха и три новые линии станков. Китайские. Приобретены за счет кредита и столичного инновационного фонда. Скорость обработки деталей выросла в пять раз.
Новые линии не только про скорость, но и про стиль. Станки позволяют вытягивать трубу любой геометрии. Это важно для горных и дизайнерских моделей. Спрос не массовый, но элитная ниша важна для любого производителя. Можно сравнить с вечерним платьем или смокингом, которые открывают многие двери — или экспортные ниши.
Выпуск новой штампованной рамы для мотоциклов запустят осенью. Все станки унифицированные, т. е. работают и на мото- и на велопроизводство. Окупаемость линий — восемь лет. Для завода с такой историей — мгновение. А ведь за мгновение до модернизации чуть не потеряли все.
По словам Н. Лазаревич, на предприятии не было никакой локализации, то же касалось и кадров: с конструкторами и технологами — проблема. Ситуацию удалось исправить за два года.
В 2025 году на «МотоВелоЗаводе» планируют собирать минимум 10 тыс. изделий. Их готовы покупать не только в Беларуси, но и в России, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане.
Современный велосипед — это бренд, цена и качество. Марки «Минск» и «Аист» в рекламе не нуждаются. Цены конкурентны. А вот в качестве мелочей нет. Новый покрасочный цех, покрытия должны радовать глаз, служить долго и поспевать за модой.
Кстати, весь дизайн родной, минский. Два года назад «Мотовело» воскресил собственное конструкторское бюро. 116 моделей велосипедов — из них 55 основных — придумали, создали и доработали сами. Из преимуществ под белорусские условия и климат: надежная гидрозащита и более прочная рама.
Вопрос на шаг вперед — отечественные краски и порошковые эмали, пока их доля не велика. Как решение – партнёрство с российским «Химградом» из Казани или жёсткие условия для наших производителей в Дзержинске и Лиде.
Готовый мотоцикл «Минск» — только с конвейера. Как тут не задать легендарный президентский вопрос — что в нем белорусское? Панель приборов — Витебский завод электроизмерительных приборов, передняя фара — «Амкодор», и двигатель к концу года будет производства Минского моторного завода. И локализация общая станет 70 % при нынешних 32,5 %.
В следующем году минский «МотоВелоЗавод», ровесник Великой Победы над нацизмом, будет отмечать юбилей — 80 лет. Знаковый рубеж, чтобы в очередной раз в своей истории доказать себе и миру, что белорусы могут все.
Справочно
С 2022 года в Беларуси реализуется программа «Один район — один проект», направленная на укрепление белорусской экономики, а также активизацию инвестиционной деятельности. В первую очередь учитывается положительный эффект для социально-экономического развития региона.
Среди уже реализованных проектов большая часть — проекты производственной направленности: деревообработка, металлургические производства, производства машин и оборудования, переработка агропромышленной продукции, выпуск медицинских изделий, фармацевтика. В числе самых крупных и наиболее успешных: предприятие по созданию технического углерода ИООО «Омск Карбон Могилёв» (Могилёвская область); мебельная фабрика с элементами цифровой фабрики ОАО «Ольса» (Могилёвская область); предприятие по производству сыров и молочной продукции ОАО «Рогачёвский МКК» (Гомельская область); ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» (Витебская область); ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (Минская область); деревообрабатывающий комплекс (Гродненская область); ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» (Минская область).
Итоги реализации программы «Один район – один проект» будут подведены в 2026 году.
#нашелучшее
#нашалепшае