1200 90

«МотоВелоЗавод»: через тернии к бренду. Как столица помогает возрождать знаменитое производство

banner odin rajon odin proekt

«Один район — один проект». Так называется масштабная инвестиционная программа, реализуемая по поручению Президента Беларуси. В нее вошли 208 инвестиционных проектов с учетом специализации районов и их потенциала. Так, в 2024 году планируется реализовать 180 инвестпроектов, создать 9,1 тыс. рабочих мест. Например, в Минске с 2021 по 2025 годы запланирована модернизация столичного «МотоВелоЗавода» — одного из крупнейших производителей мотоциклов и велосипедов на территории СНГ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Столичный мотовелозавод возвели сразу после Великой Отечественной войны в рекордные сроки — за два года. Прародителем всех «Аистов» стал немецкий «Бреннабор Ровер». Это модель 1935 года с прямой рамой. Кстати, самый популярный довоенный велосипед в Европе. Да, заимствовать технологии у производителей не считается зазорным — главное, чтобы был доволен потребитель. И он с удовольствием крутил педали первого двухколесного «В-16». К 1950 году было выпущено более 100 тыс. легендарных велосипедов. Завод стал брендом и символом восставшей из пепла столицы. Впоследствии «Аисты» заполучили популярность как на советском рынке, так и на мировом.

30 10 2024 proizvodstvo motovelozavod mozolevskij 37 kopiya

В 60-ые «Аисты» становятся на крыло на советском рынке. Мировую же славу они обретут в 70-ые. От Кубы до Индии продаётся по 8 млн велосипедов в год.

Впрочем, были в истории «Мотовело» и трудные времена. Например, в 1990-е из-за утраченных рынков. В нулевые советское оборудование не справилось с конкуренцией по качеству. С 2010-го завод трижды пытались запустить. В августе 2022 года его посетил белорусский лидер и не одобрил мотоцикл «Минск», состоявший из китайских деталей.

Спустя ровно два года площадка «Мотовело» колоссально преобразилась. Вместо советских цехов — новые, светлые, просторные, стены из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей. За промдизайном улучшилась и культура производства. Созданы все необходимые условия для комфортной работы сотрудников. Основной акцент делается на повышении уровня локализации: теперь осуществляется не только сборка, но и непосредственно производство продукции. Процент отечественных компонентов с каждым годом растет.

30 10 2024 proizvodstvo motovelozavod mozolevskij 35 kopiya

— Мы увидели нормальное производство с технологически правильными процессами, с выстроенными линейками по сборке. Люди работают в хороших условиях. Увидели реальную локализацию моделей, которые производятся. Создаются новые виды продукции, это говорит о том, что есть пути развития, — отметила первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

Белорусы бы не были белорусами, если бы рачительно не сохранили и дух заводской истории, и часть стен с начинкой. Знаменитая входная группа корпусов «Мотовело» приосанилась, добавила шарма столичным лофтам, но сохранила красный кирпич в основе дизайна. Хотя не обошлось без сюрпризов. Перестраивая цех, нашли эхо первой холодной войны — старое бомбоубежище на несколько тысяч человек, три этажа вниз, все системы жизнеобеспечения. Бункер законсервировали. Мало ли… По-хозяйски распорядились и советским парком станков.

— Все начинается отсюда, — рассказывает директор «МотоВелоЗавода» Сергей Манько. — Линии 1964 года. Мы их восстановили, покрасили, немного апгрейдили, и они отлично работают. То же самое с прессами. Все, что можно было сохранить, — сохранили. Даже если оно сейчас не востребовано — выбрасывать грех, потому что такое не купим.    

Из прошлого – в будущее. Три цеха и три новые линии станков. Китайские. Приобретены за счет кредита и столичного инновационного фонда. Скорость обработки деталей выросла в пять раз.

Новые линии не только про скорость, но и про стиль. Станки позволяют вытягивать трубу любой геометрии. Это важно для горных и дизайнерских моделей. Спрос не массовый, но элитная ниша важна для любого производителя. Можно сравнить с вечерним платьем или смокингом, которые открывают многие двери — или экспортные ниши.

30 10 2024 proizvodstvo motovelozavod mozolevskij 69 kopiya

Выпуск новой штампованной рамы для мотоциклов запустят осенью. Все станки унифицированные, т. е. работают и на мото- и на велопроизводство. Окупаемость линий — восемь лет. Для завода с такой историей — мгновение. А ведь за мгновение до модернизации чуть не потеряли все.

По словам Н. Лазаревич, на предприятии не было никакой локализации, то же касалось и кадров: с конструкторами и технологами — проблема. Ситуацию удалось исправить за два года.

В 2025 году на «МотоВелоЗаводе» планируют собирать минимум 10 тыс. изделий. Их готовы покупать не только в Беларуси, но и в России, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане.

Современный велосипед — это бренд, цена и качество. Марки «Минск» и «Аист» в рекламе не нуждаются. Цены конкурентны. А вот в качестве мелочей нет. Новый покрасочный цех, покрытия должны радовать глаз, служить долго и поспевать за модой.

Кстати, весь дизайн родной, минский. Два года назад «Мотовело» воскресил собственное конструкторское бюро. 116 моделей велосипедов — из них 55 основных — придумали, создали и доработали сами. Из преимуществ под белорусские условия и климат: надежная гидрозащита и более прочная рама.

30 10 2024 proizvodstvo motovelozavod mozolevskij 54 kopiya

Вопрос на шаг вперед — отечественные краски и порошковые эмали, пока их доля не велика. Как решение – партнёрство с российским «Химградом» из Казани или жёсткие условия для наших производителей в Дзержинске и Лиде.

Готовый мотоцикл «Минск» — только с конвейера. Как тут не задать легендарный президентский вопрос — что в нем белорусское? Панель приборов — Витебский завод электроизмерительных приборов, передняя фара — «Амкодор», и двигатель к концу года будет производства Минского моторного завода. И локализация общая станет 70 % при нынешних 32,5 %.

Под знаком качества. "МотоВелоЗавод"Под знаком качества. "МотоВелоЗавод"

В следующем году минский «МотоВелоЗавод», ровесник Великой Победы над нацизмом, будет отмечать юбилей — 80 лет. Знаковый рубеж, чтобы в очередной раз в своей истории доказать себе и миру, что белорусы могут все.

Справочно

С 2022 года в Беларуси реализуется программа «Один район — один проект», направленная на укрепление белорусской экономики, а также активизацию инвестиционной деятельности. В первую очередь учитывается положительный эффект для социально-экономического развития региона.

Среди уже реализованных проектов большая часть — проекты производственной направленности: деревообработка, металлургические производства, производства машин и оборудования, переработка агропромышленной продукции, выпуск медицинских изделий, фармацевтика. В числе самых крупных и наиболее успешных: предприятие по созданию технического углерода ИООО «Омск Карбон Могилёв» (Могилёвская область); мебельная фабрика с элементами цифровой фабрики ОАО «Ольса» (Могилёвская область); предприятие по производству сыров и молочной продукции ОАО «Рогачёвский МКК» (Гомельская область); ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» (Витебская область); ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (Минская область); деревообрабатывающий комплекс (Гродненская область); ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» (Минская область).

Итоги реализации программы «Один район – один проект» будут подведены в 2026 году.

#нашелучшее
#нашалепшае

Читайте также:

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Обратимые потери: узнали в «Минсктрансе», как восстановить бесконтактную смарт-карту

Многие знают по себе, как легко теряется бесконтактная смарт-карта (БСК): не заметили на ходу, как та выпала из кармана, а когда вернулись на место пропажи — ее уже и след простыл. Как лучше поступить в такой ситуации, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в «Минсктрансе».

минсктранс проездной

Сразу отметим, что не все потеряно — утраченный проездной документ можно бесплатно заблокировать, а затем восстановить на другой бесконтактной смарт-карте. Но с небольшой оговоркой.

Блокировка БСК и восстановление проездного документа возможны при предъявлении паспорта и информационного чека пополнения, подтверждающего приобретение данного вида проездного или пакета транспортных тарифных единиц. Для этого нужно обратиться в пункт претензионной работы по одному из адресов: ул. Бобруйская, 6 (кассы № 1 и № 2 автовокзала «Центральный»), пр. Партизанский, 6, ст. м. «Грушевка» (подземный переход, касса № 145), — рассказала пресс-секретарь «Минсктранса» Елена Громыко.

Стоит иметь в виду, что эта услуга не бесплатная. Залоговая стоимость новой БСК составляет 3,96 рубля, а само восстановление обойдется в сумму от 10,5 до 13,6.

screenshot 1 1

Срок восстановления проездного документа или пакета транспортных тарифных единиц — три рабочих дня с момента обращения, уточнили на предприятии. За дополнительной информацией можно обратиться по телефону +375 (17) 246-97-87.

Работа некоторых пригородных маршрутов изменится с 7 и 11 ноября

В работу некоторых пригородных маршрутов вносятся изменения с 7 и 11 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Минсктранс.

avtobus 1

С 7 ноября в связи с завершением ремонтных работ на объекте «Капитальный ремонт гидроузла на р. Вяча Минский район, район д. Пильница»:

  • отменяется работа пригородного маршрута № 947 «Минск — Пильница» с выполнением по всем дням недели рейсов отправлением от ДС «Карбышева» в 6:25, 15:00 и 20:00, от остановочного пункта «Пильница» в 7:14, 18:04 и 20:50;
  • движение по пригородному маршруту № 347 «Минск — Средняя» организовывается по постоянной схеме с выполнением по всем дням недели рейсов отправлением от ДС «Славинского» в 14:40 и 19:40, от остановочного пункта «Средняя» в 6:10 и 17:00.

Также с 11 ноября изменится работа следующих пригородных автобусных маршрутов:

  • № 309а «Минск — с/т «Солнечный» через Дубровку» — организовывается по будним дням выполнение рейса отправлением от ДС «Славинского» в 14:05;
  • № 309 «Минск — с/т «Солнечный» — отменяется по будним дням выполнение рейса отправлением от ДС «Славинского» в 14:05; организовывается по будним дням выполнение рейса отправлением от остановочного пункта с/т «Солнечный» в 15:05 (вместо действующего рейса в 15:00);
  • № 386 «Минск — дачи Городище» — отменяется по будним дням выполнение рейса отправлением от остановочного пункта «Дачи Городище» в 6:40; организовывается по будним дням выполнение рейса отправлением от ДС «Славинского» в 5:35 (вместо действующего рейса в 5:45);
  • № 386а «Минск — дачи Городище» через с/т «Солнечный» — предусмотрено в обоих направлениях движения выполнение остановочных пунктов «Торговый центр»; организовывается по будним дням выполнение рейса отправлением от остановочного пункта «Дачи Городище» в 6:30.