Можно ли без автошколы сдать на права, и как обучают детей безопасному поведению на дороге
Кто и как обучает детей безопасному поведению на дороге и можно ли, не посещая автошколу, вчерашнему ученику сдать на права, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Отправляемся в среднюю школу № 208 имени И. Л. Иванчика. С 2015 года здесь действует Центр безопасности дорожного движения Московского района. Коллектив учреждения образования тесно и плодотворно сотрудничает с районным отделом ГАИ, ДОСААФ. Ребята из отряда юных инспекторов движения (ЮИД) активно участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.
Знакомлюсь с педагогом-организатором Светланой Варфоломеевой. Вместе мы направляемся в специализированный класс, где вот-вот должны начаться занятия с детьми по основам безопасности дорожного движения. Проводить их будет закрепленный за школой сотрудник районного отдела ГАИ.
На столах установлены компьютеры, на стендах изображены дорожные знаки, светофоры, другая информация, касающаяся Правил дорожного движения. Такое чувство, будто попал в автошколу. По словам Светланы Варфоломеевой, при изучении ПДД, оказания первой медицинской помощи пострадавшим используются обучающие и развивающие программы. Помогают педагогам в подготовке младших ребят юные инспекторы движения.
— С этого учебного года для учащихся 10-х классов организованы занятия по автоделу, — отмечает педагог-организатор. — Проводят их в понедельник и среду после уроков. Курс обучения юношей и девушек рассчитан на два года. По достижении 18 лет наши выпускники могут сдавать в ГАИ экзамены на водительские права категории B. В автошколу им не нужно поступать, поскольку занятия проводят опытные педагоги и инструкторы автошколы, принадлежащей Московской организационной структуре ДОСААФ.
В первый год ребята изучают теорию, после чего свои знания закрепляют на практике. То есть в 11-м классе они уже учатся управлять автомобилем.
Среди тех, кто планирует в скором времени получить заветные права, есть немало девушек. Одна из них, Александра Федонюк, учится в 11-м классе.
— Планирую поступать в БГУ на факультет журналистики, — делится планами старшеклассница. — С детства люблю общение, веду активный образ жизни, с интересом участвую в различных школьных мероприятиях. Три года назад вступила в отряд ЮИД. Понравилось, стала заниматься. Доводилось представлять школу в районном смотре-конкурсе «Зеленая волна», где мы заняли призовые места.
В класс заходит инспектор дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Московского РУВД Артем Новоковский. Ему 27 лет. Ранее окончил военный факультет БГУ и служил в 49-й радиотехнической бригаде в должности начальника юридической службы.
— Отец всю жизнь проработал в органах внутренних дел, поэтому и я решил пойти в милицию, — поясняет А. Новоковский. — Мне это ближе и интереснее. В свое время, обучаясь в школе, я также, как эти ребята, состоял в отряде юных инспекторов движения. Сотрудники ГАИ учили нас безопасности, готовили к соревнованиям. В 2012 году по итогам 40-го слета-конкурса отрядов ЮИД меня признали в Минской области лучшим юным инспектором. Тогда вручили именной планшет.
Школьники расселись по местам. Офицер здоровается с ребятами и предлагает начать урок. Первым делом объясняет, как действовать пешеходам в тех или иных ситуациях. Попутно акцентирует:
— К пешеходам относятся также пользователи средств персональной мобильности. Поэтому все, кто передвигается на электросамокатах, моноколесах, сигвеях и других СПМ, являются пешеходами, а не водителями.
Далее учитель в погонах берет в руки жезл и начинает, будто стоя на перекрестке, показывать жесты регулировщика.
— Даже многие водители со стажем не совсем понимают, в каких направлениях можно пересекать проезжую часть, а в каких нельзя, — поясняет сотрудник ГАИ. — Однако сигналы регулировщика очень важно знать и тем, кто управляет транспортным средством, и тем, кто передвигается пешком.
А. Новоковский предлагает школьникам пересесть за компьютеры. Начинается экзамен по ПДД. Мальчишки и девчонки, к моему удивлению, не сильно волнуются. Они уверенно отвечают на вопросы и получают в итоге ответ на экране: «Сдан».
Из класса направляемся в автогородок. На асфальтированной площадке обозначены перекрестки, установлены дорожные знаки и светофоры, нанесена разметка. Инспектор ДПС уже на практике объясняет ребятам, как при смене сигналов регулировщика нужно правильно пересекать проезжую часть на велосипедах, СПМ или пешком. Попутно дает рекомендации относительно безопасного поведения во дворах. А еще рассказывает насколько важно носить световозвращающие элементы на одежде, переходить дорогу только по пешеходному переходу, убедившись в том, что вас пропускают все водители.
— Стараюсь как можно чаще приходить в школу, — уже после завершения занятий рассказывает А. Новоковский. — На таких встречах говорю учащимся, насколько важно соблюдать ПДД. Планирую в конце марта поучаствовать в родительских собраниях. На мой взгляд, именно дома взрослые в первую очередь должны прививать своим детям уважительное отношение к правилам движения. Идете ли вы пешком, едете ли на машине, все время подавайте положительный пример и объясняйте свои действия ребенку. При переходе через проезжую часть всегда держите малыша за руку, обращайте его внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки, учите наблюдать за дорогой и предвидеть опасности.
Советы родителям
- Выбирайте для ребенка такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков.
- Объясняйте детям, что даже на пешеходных переходах нужно быть очень внимательными и осторожными.
- Следите за тем, чтобы сын или дочь вовремя выходили в школу, тогда можно избежать ошибок, допускаемых из-за нехватки времени.
- Обязательно закрепите на одежде ребенка световозвращающие элементы.
Фото и видео автора