Можно ли переучивать детей-левшей, заставляя активнее пользоваться правой рукой? Мнение психолога
Международный день левшей отмечается 13 августа. О том, почему праворукость и леворукость — одна из глубочайших загадок нейропсихологии, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Доподлинно известен лишь тот факт, что в норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. В популярной физиологии и психологии правому полушарию приписывают способность не только управлять левой половиной тела, но и оперировать образами, отвечать за ориентацию в пространстве, различие музыкальных тонов и мелодий. Левое полушарие, которое управляет правой половиной, наделяют способностью оперировать словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Но почему большинство людей праворукие и лишь небольшой процент леворукие от рождения?
— Существует много интересных гипотез на этот счет, — говорит Анна Давидович, клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент. — Самые влиятельные из них — этологические (этология — наука о генетически обусловленном поведении) и генетические. Они утверждают, что с начала эволюционной истории у всего живого наблюдается асимметрия, вплоть до направления завертывания молекулярной спирали. Даже у животных есть «лапость». Внешний вид инструментов первобытных людей позволяет предположить, что большинство из них были правшами. То есть доминирование левого полушария, его ведущая роль — это эволюционный момент, генетически заданная реальность. Если человек пользуется преимущественно левой рукой, значит, в качестве доминантного у него выступает правое полушарие. И это нетипичное развитие мозговых систем. Нельзя не учитывать также социальные и культурные факторы. В некоторых религиях (исламе) левшество считается чем-то негативным, нечистым. Во времена раннего христианства и Средневековья левшей тоже не слишком жаловали. Еще совсем недавно их переучивали. Все это в совокупности с генетической редкостью привело к тому, что подлинных левшей мало. Существует и так называемое компенсаторное левшество, когда из-за нарушений развития левого полушария при неблагоприятном течении беременности или родов функции ведущего полушария вынуждено взять на себя правое полушарие. Таких детей и взрослых мы часто встречаем среди группы людей с особенностями психофизического развития.
— Стоит ли зацикливаться на том, левша ты или владеешь почти в равной степени обеими руками (что большая редкость)?
— Зацикливаться ни на чем нет смысла. Просто это повод узнать себя или своего ребенка лучше, — уверена специалист. — Я всегда с удивлением обнаруживаю, как дети-левши хитро все запоминают, по-особому анализируют пространство, решают задачи. Они все делают как бы «через ум». Для них не так просто автоматизируются многие вещи, которые для правшей легки и понятны.
Любая ситуация, связанная с нетипичными начальными условиями развития ребенка, приводит к тому, что его нервная система отыскивает интересные приемы решения познавательных задач. К примеру, детям с ведущим правым полушарием сложновато осваивать временные и пространственные категории. Многие долго не могут научиться понимать время по стрелочным часам. Я знала взрослого мужчину, который поделился своим приемом анализа картинки циферблата. Как же это было интересно! Там целая система отсчитывания, сложений-вычитаний! Он решал задачу, но весьма нестандартным способом.
— Почему нельзя переучивать детей-левшей, заставляя активнее пользоваться правой рукой?
— Важно дать ребенку самому сделать выбор, позволив оптимально развиваться его нервной системе. Пусть пользуется теми рукой, ногой, ухом и глазом, которыми удобно. Не подавайте в «правую ручку», не перекладывайте «неправильно» взятый предмет. Начнете переучивать — заберете у нервной системы возможность реализовать потенциал активного полушария, оставите его незадействованным, но нагрузите без необходимости другое полушарие. Особенно это опасно для маленьких детей, когда идет отстройка нервной системы, запуск «мозгового ансамбля». Переучивание может привести к появлению логоневрозов, расстройства сна, энуреза, тиков, сбоев в работе вегетативной нервной системы.
Уверяю: если ребенку суждено быть правшой, он будет пользоваться правой рукой для решения всех задач. Ну, а если он левша, истинный или компенсаторный, его нервная система, мозг лучше вас знают, как справляться с задачами.
— Правда ли, что обучение детей и взрослых амбидекстрии (одинаковому владению обеими руками) способствует развитию мозга, творческих способностей?
— Это полезно не столько из-за творческих способностей, сколько потому, что содействует обогащению нейронной структуры центральной нервной системы, а значит, поможет подольше сохранить способность хорошо воспринимать, запоминать и анализировать информацию.