Можно ли стать хорошим программистом без корочки вуза? Поговорили с директором колледжа электроники
Для Минского государственного колледжа электроники вступительная кампания в этом году завершилась особенно успешно. Судите сами: проходные баллы на некоторые специальности доходили до 9 и выше. Так, на техников-программистов прошли ребята с аттестатом не ниже 9,3 балла. О том, в каких условиях взращивается будущая элита IT и можно ли стать программистом-асом, окончив лишь колледж, корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с его директором Георгием Козелом.
— Можно ли стать хорошим программистом после колледжа? Или всё равно придется идти в вуз?
— Техников-программистов колледж готовит более 10 лет. Система среднего специального образования уникальна: уже после 9-го класса позволяет выявить ребят, склонных к этому направлению. Ведь не каждому оно по плечу. До сих пор идут споры, что для программиста важнее — физика или математика. А я считаю — черчение! Это способность к 3D-мышлению, моделированию, возможность видеть связи и причины, находящиеся в глубине, скрытые от глаз, улавливать суть событий, процессов, вещей. И создавать при этом комфортный, компактный и очень простой продукт.
Каждый год ко мне приходят родители абитуриентов и задают один и тот же вопрос: «Кем будет мой ребенок?» И еще ни разу не поинтересовались, а станет ли он успешным в профессии и что для этого нужно сделать. К сожалению, при выборе направления руководствуются модными тенденциями, а не способностями подростка. Колледж предоставляет возможности, но должны быть и стремления, амбиции учащегося. Мы ценим мотивированных ребят: у нас объективно высокий проходной балл. Значит, абитуриенты, чтобы попасть к нам, усердно занимаются. С каждым при поступлении беседуем — настоятельно рекомендуем, нацеливаем после колледжа поступать в вуз. Это позволит им дальше совершенствоваться в профессии.
— IT-сфера развивается стремительно, меняются популярные языки программирования, технологии. Успеваете?
— За последние 10 лет мы дважды поменяли профессии, по которым ведется подготовка. Ежегодно добавляем одну-две. Например, в следующем году в колледже начнем обучать ребят по двум новым специальностям, связанным с робототехникой. Система среднего специального образования становится популярной, даже модной. И это оправданно. У учащихся много практики, они отрабатывают навыки на предприятиях, в трудовых коллективах. Кроме того, в нашем образовательном процессе большое значение играет воспитательный компонент. Не поверите, но современным молодым людям приходится объяснять, что негоже сорить на улице. Формируем в них человеческие качества, высокий уровень культуры.
— В колледже электроники обучают детей с особенностями развития. Это вообще возможно, взять, скажем, незрячего ребенка и сделать из него успешного программиста?
— 15 лет назад мы открыли Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР). Мы обучаем детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, в том числе тотально слепых ребят.
Несмотря на их особенности, они могут получить современную интеллектуальную профессию. Например, оператор ЭВМ, оператор компьютерной графики, техник-программист. Открытие такого центра — инициатива коллектива колледжа. Практически всё необходимое оборудование мы закупали за внебюджетные средства, помогали предприятия и неравнодушные люди. Воспитанники центра учатся вместе со здоровыми ребятами. Слово «инвалид» — под негласным запретом, мы не употребляем его. Это дети с особыми образовательными потребностями. Мы проекту рады, он влияет и на обычных молодых людей, которые ежедневно видят, с какими усилиями преодолевают расстояние до аудитории или подъем по ступеням их сверстники. Происходит ломка сознания, проявляется милосердие. Меняются и педагоги: они самосовершенствуются, читают специальную литературу. Инклюзия для нас не ограничения, а новые возможности. При обучении детей с ОПФР мы учитывали международный опыт. Практика показала: весьма эффективным является метод «равный обучает равного». Когда мы только начинали принимать таких ребят, больше всего переживали, что они рано или поздно скажут: «Вы нас не понимаете». К нам в колледж пришли работать уникальные люди: преподаватели, которые обладали такими же особенностями в здоровье, но при этом добились высоких профессиональных результатов. Они стали примером для наших воспитанников. Например, преподаватель специальных дисциплин Александр Северин.
У него отсутствует зрение, но он получает третье высшее образование! Является республиканским экспертом по созданию и обустройству безбарьерной среды. С сентября на базе колледжа будут реализованы инновационные проекты. Один — по обучению лиц с ОПФР, а другой — по созданию модели центра духовно-нравственного воспитания молодежи. Идею последнего подсказал митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин. Этот центр будет открыт в сотрудничестве с Белорусской православной церковью.
— Легко ли таким ребятам после колледжа трудоустроиться?
— Мы не просто даем им профессию, но и занимаемся их социализацией. Обязательно трудоустраиваем и на протяжении двух лет после выпуска сопровождаем. Оказываем помощь, поддержку, защиту трудовых, имущественных прав, консультируем по юридическим вопросам. Рады, что и предприятия, которые принимают наши юные алмазы, очень бережно к ним относятся. К слову, все выпускники, в том числе с ОПФР, могут после колледжа обучаться в 16 вузах страны по 42 специальностям, поступать на сокращенную или заочную форму получения высшего образования.
– Как мотивировать ребят на отличную учебу?
– Если учащийся побеждает в республиканском конкурсе технического творчества, становится призером слета изобретателей и рационализаторов или завоевывает медаль на WorldSkills, то может перевестись на индивидуальный план обучения. И такие случаи в колледже есть: ребята работают, скажем, в ПВТ и параллельно учатся. Если молодой человек проявляет усердие в учебе и техническом творчестве, но учится на платном, его могут освободить от оплаты учебы и даже назначить персональную стипендию.
Справочно
В следующем году в колледже планируют набрать группу ребят, страдающих расстройствами аутистического спектра.
Фото Сергея Пожоги