Можно я сам? Проверили, дают ли на Комаровке самостоятельно выбирать фрукты
В интернете появился критический монолог блогера о покупках на Комаровском рынке. Девушка заявила, что ей запретили самой выбирать продукты, а при продаже подкинули в пакет испорченные фрукты и овощи. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на Комаровке под видом обычного покупателя и проверила, так ли все однозначно.
В качестве эксперимента отправилась на рынок в будний день в районе обеда. Как и ожидалось, продавцов много — покупателей мало. Через одного зазывают к прилавку и предлагают попробовать товар. Но решено было сделать акцент на менее лояльных представителях торговли.
У одного из прилавков с яблоками решила задержаться: ярко-алые плоды сами просились в руки.
— Какие красивые яблочки! Можно я сама наберу? — спрашиваю у продавщицы.
— Да, пожалуйста. Выбирайте, какие больше нравятся, — ответила та и протянула пакет для упаковки.
Выбрала три яблока сверху и еще два достала снизу. Реакции никакой не последовало — женщина взвесила товар, рассчитала и пожелала хорошего дня.
Далее решила выбрать персики. У высоких ящиков с разными сортами уже крутился мужчина.
— Возьмите пакет и выбирайте, какие больше нравятся. Все очень сладкие, а вот те с кислинкой, — доброжелательно предложила хозяйка продукции.
Я обратилась к даме с хмурым лицом напротив: «А у вас можно выбрать?»
— Да, вот персики медовые. Возьмете?
Не успела я потянуться рукой, как она подставила пакет и вместе со мной стала накладывать упругие бордово-рыжие персики. Рассчиталась и иду дальше. Не может быть, что все готовы предоставить выбор. Буквально на следующем ряду заметила длинную очередь: мужчина с тележкой закупался сезонными плодами. Кило абрикосов, 1,5 кг черешни и шесть манго продавщица доставала из-за прилавка, ловко взвешивала и успевала при этом следить за людьми в очереди:
— Не трогайте товар руками, у меня все аккуратно выложено. Как дойдет ваша очередь, я вам все покажу.
Нельзя так нельзя. Лотков еще много, поэтому иду дальше. В глаза бросилась табличка «Скрещено с гранатом». Поинтересовалась у продавца, что это за фрукт такой.
— Персик скрестили с гранатом. Только что сама ела, очень вкусный: сладкий с кислинкой.
— Дайте пару штук.
— Эти не берите, — быстро выпалила она, увидев мою потянувшуюся руку, и добавила: — Я вам достану те, что получше.
Решила не спорить и проверить продавца на честность (спойлер: персики оказались вкусными, но выглядели помятыми). Эта же дама убедила взять инжир. Трогать руками его не позволила, но предложила указать на понравившиеся, чтобы она взяла продукт своими руками.
Ягоды — самая щепетильная тема на Комаровке. Одни их продают в стаканчиках, ведрах, лотках, другие — россыпью. Решила взять ежевику и клубнику в пластиковой таре. Продавец убеждал, что лично перебрал каждую ягодку и там только лучшие.
Что в итоге в пакетах?
Яблоки и обычные персики один лучше другого: их выбирала самостоятельно. Гранатовые персики оказались помятыми, как и инжир. Клубника внизу лотка оказалась мелкой, вдобавок было несколько «подгулявших» штук. А переспелая ежевика буквально лопалась между пальцев.
Делаю вывод, что лучше выбирать самому или же проверять товар на месте, чтобы можно было обменять.
Мнения эксперта
На рынке, как и на любом торговом объекте, действуют Закон «О защите прав потребителей» и Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров № 703, подчеркнула юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей Анна Кавалёва. Исходя из положений ст. 5 закона, потребитель имеет право на свободный выбор товаров, надлежащее качество товаров и достоверную информацию о товарах и их продавцах. Ограничения таких прав не допускаются.
— В целях обеспечения санитарно-эпидемиологических норм и упрощения торгового процесса продавец может самостоятельно осуществлять упаковывание товара, однако, по требованию покупателя, обязан обеспечить возможность осмотреть предлагаемые товары, — отметила А. Кавалёва. — Следовательно, если продавец не дает возможности самостоятельно выбрать товар, это является нарушением прав потребителя. Необходимо зафиксировать его на месте. Далее заявить требования продавцу в письменном виде путем оформления претензии или записи в книге замечаний и предложений. Данная книга должна быть на каждом торговом объекте и выдаваться по первому требованию потребителя. Когда вам отказывают — вызывайте сотрудников милиции.
Если продавец не удовлетворил требования, покупатель вправе обратиться в отдел торговли и услуг местного исполнительного органа, общественные объединения или МАРТ. Такой же порядок действий сохраняется, если человек приобрел товар ненадлежащего качества. Он имеет право требовать:
- замены недоброкачественного товара;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара;
- возврата денежных средств за товар.
Такие требования потребителя подлежат удовлетворению в течение семи дней с момента предъявления соответствующего требования, а при безвозмездном устранении недостатков или необходимости проведения экспертизы — в течение 14 дней.
Фото автора