«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева
Реальная история, на основе которой был написан сценарий фильма «Мужики», оказалась еще драматичнее и страшнее. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Павел Зубов приезжает в родную деревню и неожиданно узнает, что у него есть дочь-подросток. Мама девочки умерла, и теперь ребенка заберут в детдом. Зубов берет на воспитание не только родную дочь, но и двоих маленьких сыновей бывшей возлюбленной и увозит их на Север, где работает.
На самом деле
Искра Бабич в 1956 году окончила режиссерский факультет ВГИКа. Сняв три картины, она вышла замуж за актера Афанасия Кочеткова и для себя решила: хранительница домашнего очага не может с 7 утра до полуночи находиться на съемочной площадке. Бабич перешла на должность рядового редактора «Мосфильма» с графиком работы до 17:00. Воспитывала дочь. Так прошло почти 20 лет. И вдруг ей в руки попал сценарий ленты «Мужики!..».
Когда Искра познакомилась со сценаристом Валентином Дьяченко и выслушала его историю, ей захотелось написанное им перенести на экран. Дело в том, что сценарий фильма создан на основе впечатлений автора, полученных в непростых обстоятельствах.
В годы советско-финской и Великой Отечественной войн Валентин служил в полковой разведке. Ему везло. Под пули не попадал, и, казалось, ему сам черт не брат. На волне эйфории во время пустяковой стычки он послал злопамятного начальника контрразведки по известному адресу. Вскоре при выполнении очередного задания лейтенант Дьяченко обморозил ноги. Вернулся из-за линии фронта гораздо позже условленного дня. И этого хватило, чтобы обвинить Валентина Михайловича в том, что он угодил в плен и был завербован. Иначе где мог пропадать так долго? Решением трибунала Южного фронта его приговорили к расстрелу. Но спустя 55 дней заменили статью и осудили на 10 лет, якобы за антисоветские разговоры и небрежное хранение секретных кодов. Воркутинский лагерь, куда он прибыл, условно разделялся на мужской и женский зыбким забором. Там Дьяченко познакомился с 16-летней девушкой Ольгой, которая получила 5 лет за то, что, вкалывая на торфоразработках, в рабочее время на час отлучилась домой. Таковы законы военного периода. Бывший разведчик защищал ее от уголовников, опекал, как дочь. И это отцовское чувство сохранил. Выйдя из лагеря в 1952-м, Дьяченко познакомился с женщиной, у которой было два маленьких сына. Женился на ней. Вскоре супруга умерла, а Валентин вырастил мальчишек. Ольга стала им старшей сестрой и помогала во всем.
В 1958 году Валентина Михайловича реабилитировали. Он поступил во ВГИК. Кино кардинально изменило его жизнь. Дьяченко стал много писать, но снова и снова возвращался в прошлое. Его очередной сценарий, частично основанный на собственной истории, вернул Бабич в профессию. В 1979-м она приступила к работе над лентой.
Новое амплуа
Для Александра Михайлова роль Павла Зубова была 17-й в кино. Он играл военных, шпионов, спортсменов. А вот трогательных, обаятельных мужчин с душой нараспашку воплощать на экране не приходилось. Сначала Михайлов категорически отказался участвовать в съемках. История показалась ему надуманной и чрезмерно мелодраматичной. Тогда режиссер познакомила актера со сценаристом. Александр понял, что многое в сюжете взято из жизни, и дал согласие. Благодаря ленте другие постановщики увидели его в неожиданном амплуа. Владимир Меньшов рассказывал, что, если бы не посмотрел фильм «Мужики!..», не позвал бы Михайлова на роль в «Любовь и голуби».
Режиссер настолько четко представляла себе персонажей, что не понадобилось приглашать на пробы сотни детей. Например, только увидев внешность Ирины Ивановой, она утвердила девочку на роль дочери главного героя Полины. Дело в том, что незадолго до съемок Иванова потеряла отца, и пережитое горе отразилось в ее глазах. Все актеры пророчили Ирине актерское будущее. Но уже тогда она знала, что поступать в театральный вуз не будет — хотела посвятить себя медицине. Однако сложилось так, что Иванова стала домохозяйкой и воспитала трех сыновей.
По принципу визуальной оценки Бабич выбрала и мальчишек на роли Степы и Павлика.
Иногда эпизод играет в картине существенную роль. Таковым в этом фильме стала сцена единственной встречи Степы со своим настоящим отцом, надломленным и спившимся художником Петром. Его сыграл Анатолий Солоницын, известный тогда во всем мире по главной роли в ленте Андрея Тарковского «Андрей Рублев». К слову, до этого он успел поработать в Минске в Государственном русском драматическом театре БССР. Не забывал он белорусскую столицу и после успеха. В 1968 году снялся в картине Льва Голуба «Анютина дорога».
После премьеры фильма «Мужики!..» оказалось, что Солоницын снимался, зная, что у него злокачественная опухоль в легких. Примечательно: последней картиной Анатолия Алексеевича стала белорусская драма «Раскиданное гнездо» (1981).
Еще один легендарный актер в ленте — Петр Глебов. Он сыграл отца героя Михайлова. Зрители знают его по эпохальной роли Григория Мелехова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон».
Жестокий прием
Съемки проходили в селе Татарка, в 20 км от Ставрополя, а также в Ставрополе и Невинномысске.
Сложно работалось с Михаилом Бузылевым-Крэцо, исполнителем роли маленького Степки-цыгана. По сценарию он до определенного момента лишен дара речи. Как назло, в жизни мальчишка болтал без умолку и испортил много отличных дублей.
В картине есть эпизод, в котором Полине приходится прощаться с коровой по причине отъезда с отцом на Север. Героиня Ивановой, будучи деревенской девушкой, привязалась к буренке и должна была плакать. Но юная актриса родилась в Москве и никак не могла понять сантиментов в связи с расставанием с рогатым животным. Тогда режиссер пошла на жестокость: шепотом попросила включить камеру, подошла к девочке и сказала: «Вспомни отца». Слезы из глаз брызнули мгновенно.
В одной из сцен все плакали без всяких уловок. Когда герой Михайлова навсегда увозит детей из деревни на такси, за машиной бежит оставленная ими собака. Не сумев догнать автомобиль, пес пускается наперерез и выскакивает на дорогу перед капотом. На деле во время съемок Рекс не хотел бежать за машиной, поэтому настоящей хозяйке питомца пришлось сесть в автомобиль на его глазах, а потом залечь в ногах у актеров, чтобы не попасть в кадр. Едва поняв, что хозяйка уезжает, собака начала догонять такси.
После премьеры прослезилась вся страна. Говорят, плакал даже Леонид Брежнев. Он распорядился выписать Михайлову премию 5 тысяч рублей. В 1982 году фильм стал лучшим по опросу журнала «Советский экран», после получил призы на кинофестивалях в Западном Берлине и Ванкувере.
Еще материалы рубрики:
В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы
Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. О фильме «Чужие письма»
За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову