1200 90

Мы смогли сохранить дружбу между нашими народами. В Минске прошел международный круглый стол

Международный круглый стол «Роль народной дипломатии в развитии российско-белорусских отношений» прошел в Минске 6 марта, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

image 06 03 23 12 01 7

В дискуссии приняли участие сотрудники государственных органов, депутаты, ученые, представители образования, общественной и медиасферы Беларуси и России.

Организаторами круглого стола выступили Ассамблея народов России и Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

Вот несколько ярких и сильных выступлений политических и общественных деятелей Союзного государства.

image 06 03 23 12 01 6

Председатель совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова:

Сегодня мы, все находящиеся в этом зале, понимаем, что народная дипломатия играет все большую и большую роль. И там, где официальная дипломатия не может договориться, мы с вами, как представители народной дипломатии, всегда можем найти общий язык, потому что, когда мы находимся на одной волне, говорим от сердца к сердцу, глаза в глаза, мы лучше понимаем друг друга.

image 06 03 23 12 01 15

image 06 03 23 12 01 1

Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Дмитрий Мезенцев:

В условиях глобальных вызовов современности и беспрецедентного внешнего давления на Россию и Беларусь сегодня по-особому значима роль народной, общественной дипломатии по вопросам защиты и сохранения исторической памяти, духовно-нравственных ценностей, патриотического воспитания подрастающего поколения, приумножения культурного наследия наших народов, формирования общего гуманитарного пространства Беларуси и России. Реализация разноплановых культурных, молодежных, научно-образовательных проектов и мероприятий является одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия в рамках Союзного государства. Уверен, что усиление роли гражданского общества, общественных организаций в развитии многогранных интеграционных связей будет способствовать укреплению согласия между нашими братскими народами.

image 06 03 23 12 01 14

Чрезвычайный и полномочный посол России в Беларуси Борис Грызлов:

Народная дипломатия дополняет и укрепляет работу традиционной дипломатии. Это огромное подспорье в нашей работе и работе коллег в посольстве Беларуси в Москве. Дорогие друзья, наши братские страны связывают крепкие отношения. Цивилизационное богатство белорусского и российского народов, наша общая история являются незыблемым фундаментом нашего Союзного государства. Для российско-белорусского сотрудничества в рамках народной дипломатии характерны давняя история и широкий спектр затрагиваемых тем — наука, образование, культура. Именно в текущих международных условиях связи по линии народной дипломатии способствуют упрочнению нашего братства, вносят существенный вклад в решение стоящих перед нашими странами задач.

image 06 03 23 12 01

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Тенгиз Думбадзе:

Находясь здесь, я испытываю особую гордость как белорусский грузин. Я горжусь, что сегодня в родной Беларуси нет ничего искусственного и есть абсолютно искренняя дружба между народами. Наши отношения с Россией настолько братские, глубокие, что их нельзя даже подвергать оценкам. Сейчас, когда пришла беда, она помогла нам раскрыться друг для друга по-особенному, и мы во всех сферах демонстрируем всему миру, как нужно развиваться, показываем, как в любых условиях не терять свою человечность. Я выражаю огромную благодарность лидерам, Александру Лукашенко и Владимиру Путину, за то что мы смогли сохранить ту дружбу между нашими народами, которая была в СССР. Мы, наверное, единственная страна на постсоветском пространстве, которая все то лучшее, что было в СССР, смогла сохранить. Когда кто-то из тех, кто потерял нить дружбы и забыл советские времена, критикует Россию… Да откройте же вы глаза — половина мира тянется к России, к Беларуси, потому что мы миротворцы. Я убежден, что мы сможем убедить все народы бывшего СССР восстановить ту дружбу, которую мы частично утратили.

image 06 03 23 12 01 2

Генеральный директор агентства «Минск-Новости» Андрей Кривошеев:

— Когда мы создаем медиаконтент высочайшего качества и несем подкрепленное идеей слово, народная дипломатия становится сильнее, и чем чаще мы это делаем, тем больше эффект. Мы впервые попробовали формат журналистской медиакорпорации 5 лет назад, когда на абсолютно неформальной основе создали Сообщество белорусских и российских журналистов «Друзья — Сябры». Этот формат, простой, легкий, неформальный, доказал свою эффективность, только за последние 2 года мы провели более 80 совместных мероприятий. Это различные форумы журналистов, телевизионщиков, молодых журналистов, это фестиваль документального кино «Евразия.doc», это закрытые встречи, создание аналитических материалов для людей, принимающих решения.

image 06 03 23 12 49 3

Сейчас у нас есть совершенно новый проект, который поддержан Советом Республики и Советом Федерации: мы пытаемся создать ассоциацию региональной прессы России и Беларуси, мы считаем, что дух современной журналистики живет в региональной прессе, которая ближе к людям. Смысл в том, чтобы создать общую платформу для обмена контентом для региональных СМИ. На базе агентства «Минск-Новости» мы такую систему опробовали с нашими коллегами из Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, и она работает.

image 06 03 23 12 49 14

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Сиделка похитила у семейной пары пенсионеров все сбережения и драгоценности

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 28-летней жительницы столицы, которую обвиняют в краже, совершенной в крупном размере, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Фрунзенского района.

золото золотые украшения кольца ювелирные изделия

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Фигурантка зарабатывала тем, помогала ухаживать за инвалидами. Однажды к ней обратилась семейная пара, проживающая на ул. Бурдейного, — им нужна была сиделка для их прикованной к постели дочери, поскольку летом супруги проживали на даче. Обсудив стоимость услуг и условия работы, жительница столицы согласилась помочь.

В отсутствие хозяев она приходила в квартиру утром и вечером. Однажды сиделка открыла шкаф, чтобы взять чистое постельное белье, и увидела коробку с украшениями, а также конверты с деньгами. Поскольку у нее было трудное материальное положение, злоумышленница взяла один из них, в котором лежали 849 долларов. Валюту она потратила за неделю на личные нужды.

После нечистая на руку жительница столицы в несколько этапов похитила еще 230 евро и 250 рублей, а также ювелирные украшения, которые в последующем сдала в ломбард.

Придя в очередной раз к своей подопечной, воровка была задержана: супруги без предупреждения вернулись в столицу, чтобы получить пенсии, и обнаружили пропажу денег и драгоценностей. Общая сумма причинного им ущерба составила более 10 900 рублей.

В отношении непорядочной женщины возбудили уголовное дело за кражу. Часть похищенных ювелирных изделий была изъята из ломбардов и возвращена потерпевшим.

Обвиняемая официально нигде не работает, лишена родительских прав в отношении малолетней дочери и является обязанным лицом, ранее дважды привлекалась к уголовной ответственности за совершение кражи и хулиганства, судимости погашены, — прокомментировал заместитель прокурора Фрунзенского района Андрей Сербун. — Ей предъявлено обвинение в тайном похищении имущества (краже), в крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 205 УК Республики Беларусь. Вину гражданка признала. Согласно заключению эксперта, она нуждается в принудительном лечении от хронического алкоголизма.

В отношении фигурантки применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

Рождение белорусского балета, советский планетарий и премьера «Чапаева». Этот день в истории: 5 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1714 год. Первым русским, избранным членом иностранной академии наук, становится Александр Меншиков

Письмо об избрании его членом лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе, предтечи Британской академии, подписал лично Исаак Ньютон. Послание, копия которого сегодня хранится в архиве Российской академии наук, начиналось словами: «Могущественнейшему и достопочтеннейшему владыке господину Александру Меншикову, Римской и Российской империй князю, властителю Ораниенбурга, первому в советах царского величества, маршалу, управителю покоренных областей, кавалеру ордена Слона и высшего прусского ордена Черного Орла и пр. Исаак Ньютон шлет привет». Великий ученый отметил роль Меншикова, помогающего Петру I «не только в управлении делами военными и гражданскими, но прежде всего также в распространении хороших книг и наук».

Так простой денщик, а потом сподвижник Петра и «полудержавный властелин» стал первым русским академиком. Светлейший не только опередил на три года самого Петра I, избранного членом Французской академии наук в 1717 г., но и стал, наверное, единственным в мире академиком, будучи неграмотным. Или, точнее, малограмотным.

Пробелы в образовании легко объяснить, ведь школу Александру Даниловичу посещать не пришлось, а о домашнем образовании при его происхождении и речи быть не могло. Что-то он с годами, конечно, наверстал, но грамотой владел не слишком уверенно. Во всяком случае, письма писал не сам, а пользовался услугами секретарей, даже в личной переписке с женой, и только ставил свою подпись. Тем более трудно поверить, что он мог что-то понимать в научных трудах, которые в те времена писались почти исключительно на иностранных языках, и каким-то образом участвовать в распространении научных знаний. Почему же Ньютона это не смутило, или ученый просто не знал об особенностях личной биографии царского фаворита?

Обычно выдвигается такая версия: тщеславный Меншиков хотел приписать к своему длинному титулу еще одно красивое звание, а Лондонская академия рассчитывала на пожертвования одного из богатейших людей Европы. И это предположение кажется логичным. Вот только никаких свидетельств материальных взаимоотношений историки не обнаружили, а Меншиков никогда публично не козырял своим научным статусом.

1929 год. В Москве открывается первый в СССР планетарий

2018 11 03 391 13106 1 824726

Этот планетарий стал 13-м в мире и всего третьим за пределами Германии.

Немецкий проекционный аппарат «Планетарий» впервые был продемонстрирован публике 21 октября 1923 г. В 1927-м российский ученый Давид Рязанов заказал такое же оборудование для московского планетария.

Возводить здание решили на основе проекта архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского. На весь проект, включая постройку планетария, оборудование аудиторий, лабораторий, астрономического музея и библиотеки, а также устройство астрономической обсерватории для экскурсий на крыше, выделили 250 тысяч рублей.

Почти сразу после открытия планетария его посетили Владимир Маяковский и Константин Паустовский. Маяковский был настолько впечатлен увиденным, что написал стихи «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий».

А Паустовский сделал замечание мертвому небу, отметив, что звезды на нем не мерцают. Так он подал идею первому директору планетария Константину Шистовскому — тот задумался о создании живого неба, на котором звезды мерцали бы, как настоящие.

Немецкие инженеры с завода Карла Цейса считали, что это невозможно. Но специалисты планетария решили невыполнимую на первый взгляд задачу довольно просто. Из проволоки была изготовлена решетчатая колба с напаянными на нее в разных местах «мушками». Колба надевалась на лампу мощностью 1 000 ватт, дающую свет звездам, и с помощью электромоторчика вращалась вокруг нее, перекрывая свет. В результате получалась иллюзия мерцания.

К 1934 г. на куполе планетария не только мерцали звезды, но и плыли облака, сверкали полярные сияния, воспроизводился августовский звездопад, происходили солнечные затмения, летела ракета Циолковского, а в конце сеанса в зале занималась заря и под музыку Глиэра восходило солнце. Ничего подобного не было ни в одном планетарии мира до конца 1950-х гг. Так звездный дом перестал быть просто оптической площадкой, а стал купольным театром, воспроизводившим небо во всем многообразии.

Сегодня эффект живого неба создают современные проекционные технологии. Ныне Московский планетарий — самый технически оснащенный научно-популярный астрономический центр в мире. Ежегодно его посещают около 1,5 млн человек. А еще он входит в список самых необычных мест российской столицы для проведения… церемонии бракосочетания. Здесь, под звездами, ежегодно заключают союз более 100 пар.

1934 год. Премьера фильма «Чапаев» в ленинградском кинотеатре «Титан»

start

Фильм планировали выпустить на большой экран к ноябрьским праздникам, но судьбу картины должен был решить Сталин, который вместе с Политбюро смотрел «Чапаева» поздно вечером 4 ноября. Как пишет в воспоминаниях Шумяцкий, командовавший тогда культурой, сначала Сталин сурово смотрел на экран, когда же увидел, как в одной сцене Чапаев спрашивает Фурманова: «А как думает комиссар?» — вождь понимающе отреагировал: «Это он его прощупывает».

Фильм Иосифу Виссарионовичу так понравился, что он стал смотреть его регулярно. По отчетам Шумяцкого, к 9 марта 1936 г. Сталин посмотрел картину 38 раз!

Съемки «Чапаева» были закончены всего за две недели до премьеры, поэтому афиш с рекламой нового фильма по городу не было. Только небольшое, написанное от руки объявление в окошке кассы, извещало: «Сегодня новый фильм «Чапаев»».

На первом, утреннем сеансе в «Титане» посетителей было немного. Зато на вечерний просмотр собралась очередь. После первого показа «Чапаев» демонстрировался уже в десяти кинотеатрах города. Например, в кинотеатре «Сатурн» фильм шел каждый день на протяжении двух лет, что является рекордом в истории кинематографа.

Немногие кинорежиссеры могут похвастаться тем, что породили героев народного фольклора: Лиознова — Штирлица, Рязанов — поручика Ржевского. Но первые тут, конечно, братья Васильевы с их Чапаевым.

В данном случае кино неопровержимо доказало: оно на самом деле является важнейшим из искусств. Ведь все наши представления о Чапаеве — не из учебника истории и не из книжки Фурманова, послужившей кинематографистам первоосновой, а именно оттуда, из фильма братьев Васильевых с Борисом Бабочкиным в главной роли.

Помните? «Ну а в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?» — «Нет… не сумею. Языков я не знаю». «Я ведь академиев не проходил. Я их не закончил».

Фильм «Чапаев» буквально весь разошелся на афоризмы. Сцена психической атаки белогвардейцев, вышагивающих при параде с сигарами в зубах, стала одним из самых известных киномемов. А приличные и неприличные анекдоты про Василия Ивановича, Петьку и Анку, кажется, найдутся на все случаи жизни. Говорят, что первыми сочинителями этих анекдотов стали… студенты Бабочкина, профессора ВГИКа, которого за глаза называли «Василь Иванычем». Характер у профессора был крутым, и студенты отыгрывались, придумывая и передавая из уст в уста ехидные байки о своем Чапаеве.

1939 год. День рождения национального белорусского балета

hi2

В этот день в Большом театре Беларуси состоялась премьера первого национального балета «Соловей» по одноименной повести Змитрока Бядули.

В конце 1930-х гг. Белорусская советская республика готовилась к масштабному и чрезвычайно важному культурному событию - первой Декаде белорусского искусства в Москве. Для достойного представления балетной отрасли был заказан национальный спектакль.

Писать музыку народно-героического балета в четырех действиях взялся молодой композитор Михаил Крошнер, первый выпускник минской консерватории по композиторской специальности.

Крошнер не был уроженцем Беларуси. Родился и учился в Киеве. В Минск приехал в 1932 г. продолжать музыкальное образование в только что открывшейся консерватории. Поразителен энтузиазм и скорость погружения молодого музыканта в белорусскую национальную культуру.

Как отмечала доктор искусствоведения Инесса Двужильная, «в бурных спорах и дружеских беседах М. Крошнера с актерами рождались контуры музыки будущего балета. Стержнем спектакля должен был стать народный танец, язык которого мог выразить самые сложные и тонкие человеческие чувства. Одновременно с работой над либретто и музыкой шли поиски танцевального фольклора: поездки в деревни, общение с пожилыми людьми, обращение к архивам Академии наук БССР».

Ставили спектакль специально приглашенные хореографы — ленинградец Фёдор Лопухов и москвич Алексей Ермолаев. Каждый взял в работу по два акта. Однако ничем хорошим такое разделение не закончилось — слишком различный подход балетмейстеров привел к нарушению целостности, и позже весь спектакль был переработан Ермолаевым. Он же выступил соавтором либретто балета, который писал вместе с Юрием Слонимским.

Сначала балет показали в Одессе. А 5 ноября 1939 г. состоялась его премьера на минской сцене. Публика и критика приняли «Соловья» с одинаковым восторгом.

Композитор удачно использовал в балете мелодии и ритмы белорусских народных песен и танцев — «Лявониху», «Янку-польку», «Крыжачок», «Лянок», а также польские танцы — мазурку, полонез, краковяк. И, избежав превращения партитуры балета в сборник национальных мелодий, чем зачастую грешили авторы подобных произведений из других республик, сумел создать выразительное, глубокое и цельное музыкальное полотно, передав богатство белорусского мелоса.

«Герой балета впервые заговорил на своем национальном языке, и язык этот мог выразить самые сложные человеческие чувства, рассказать о самых тонких движениях души», — констатировал Ю. Чурко в книге «Белорусский балетный театр».

«Соловей» — безусловно, знаковое произведение для Государственного театра оперы и балета. Именно он стал первым балетом, поставленным на сцене нового здания театра в 1939 г., именно этот балет представлял белорусское хореографическое искусство на Декаде белорусского искусства в Москве в июне 1940 г. (на показе присутствовал сам Сталин). Во многом благодаря этой постановке театр был награжден орденом Ленина и правом называться Государственным Большим театром оперы и балета БССР. Тогда же и композитор был удостоен звания «Заслуженный артист БССР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В результате имя Крошнера стало репрезентативным для белорусской культуры в масштабе всего Советского Союза, на перспективного композитора возлагались самые светлые надежды, и сам создатель первого национального балета уже вынашивал план написания национальной оперы. Но тут вмешалась война, оборвавшая и творческий путь талантливого композитора, и сценическую жизнь его балета: Крошнер погиб в 1942 г. в Минском гетто, а костюмы и декорации спектакля сгорели.

«В памяти немногих очевидцев сохранились обрывочные, но яркие впечатления; для остальных же балет сделался легендой», — констатировал Слонимский.

1989 год. В Нью-Йорке в возрасте 86 лет умирает один из величайших пианистов в истории музыки Владимир Горовиц

unnamed

«Фортепианная игра, — говорил Горовиц, — состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца — машина».

Он родился в Киеве, где в 16 лет окончил консерваторию. С 1925 г. гастролировал по всему миру и в итоге в 1939-м окончательно поселился в США.

Во время войны, в 1943 г., Горовиц дал благотворительный концерт на нужды военного ведомства, исполнив в Карнеги-холле 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть — Артуро Тосканини). Выступление принесло рекордные для концерта классической музыки 10 млн 941 тыс. долларов (более 200 млн по покупательской стоимости доллара на сегодняшний день).

По свидетельству друзей, Горовиц помнил наизусть чуть ли не всю существующую музыку. Он считается одним из лучших исполнителей произведений Листа, Шумана и Рахманинова. Его называют «последним великим романтиком».

До самой своей смерти пианист записывался на грампластинки. Последняя такая запись состоялась 4 ноября 1989 г., а на следующий день у Горовца случился сердечный приступ, во время которого он скончался.