«Мы уже здесь корни пустили». Как Приморье стало для белоруса вторым домом
Врач-анестезиолог Виктор Ширковец родом из Беларуси. Более 40 лет он спасает жизни военных и гражданских жителей Дальнего Востока, а его дочь Алеся помогает появиться на свет приморским малышам. О том, как белорусский врач обосновался на Дальнем Востоке, сделал успешную карьеру в медицине и тянет ли его домой, читайте в материале.
Вмешался случай
В середине 1980-х молодой белорусский доктор В. Ширковец оказался на другом краю тогда еще Советского Союза — в Приморье и поступил на службу в Уссурийский военный госпиталь. Вместе с ним отправились супруга Анна и трехлетняя дочь Алеся.
Судьба могла повернуть совсем в другую сторону, но все же привела его на Дальний Восток. Изначально Виктор собирался служить в Венгрии. В то время было престижно попасть за границу. Однако вмешался случай.
— Начальник медицинской службы генерал-майор Фролов сказал мне: «Езжай на Дальний Восток, пока молодой. Через 5 лет заменишься и поедешь, куда захочешь. Оттуда, из Венгрии, тебя зашлют куда-нибудь, — вспоминает врач.
Так Виктор попал в распоряжение Пятой армии и оказался в Приморье.
— Приехал лейтенантом — уволился подполковником, — продолжает собеседник и вспоминает, каким впервые предстало перед ним Приморье в далекие 1980-е: — Зеленый, красивый край. Изобилие рыбы и всего прочего. В Беларуси, конечно, такого не было. Выезжали часто на море, такая благодать была. Сейчас уже на морской берег не попадешь — столько народа. Мне казалось, дружнее все были и всё доступнее.
От ординатора до директора клиники
В. Ширковец прошел путь от ординатора отделения анестезиологии и реанимации Уссурийского военного госпиталя до начальника Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Сегодня он директор частной клиники в Уссурийске.
— Госпиталь в те времена был на 1 000 коек. А у меня в подчинении 81 человек. Работали день и ночь. Тогда войск было несравнимо больше, чем сейчас. В Уссурийске 75 частей. В день по 27 плановых операций и до 10 экстренных, — рассказывает врач.
Накопленный опыт помогает ему и сегодня.
— Всегда считал, что анестезиолог-реаниматолог изучает человека с головы до пят, все знает. Так и есть. Сейчас руковожу частной клиникой. Это несложно, когда знаешь работу каждого специалиста и каждую патологию. В реанимации каких только патологий не было, и меня это не пугало, — говорит Виктор.
Однако в столь серьезную сферу медицины дочь не отпустил и предложил выбрать другое направление. Сегодня Алеся — заместитель главврача по акушерско-гинекологической помощи Приморской краевой клинической больницы № 1.
Каково быть белорусом в Приморье?
Сложностей с ассимиляцией на новом месте ни у Виктора, ни у его близких не было.
— Мы все родом из Советского Союза. До сих пор так говорим. Тогда все национальности были едины и никто нас не делил, — отмечает собеседник.
— Всегда спрашивают: «Ты когда в Беларусь?» Отвечаю: «Как только, так сразу», — смеется он и добавляет: — Конечно, хочется на родину, но мы уже в Приморье корни пустили. Здесь дочка, внук.
Семья Ширковец старается поддерживать связь с Синеокой.
— Когда родители были живы, каждый год ездил в Беларусь. Сейчас реже. У жены там родня, а у меня две сестры. Общаемся с близкими, однокурсниками с помощью современных мессенджеров, — говорит собеседник. — Был и на встрече выпускников после 30 лет окончания вуза. Так здорово увидеть, кто кем стал.
Особое внимание врач уделяет сплоченности белорусской диаспоры в Приморье.
— Молодцы! У меня времени не хватает, чтобы где-то участвовать, но всегда рад всех видеть. Теплые встречи устраивают, драники жарят, — говорит он.
Незримая нить
Несмотря на то что Алесе было всего три года на момент переезда семьи из Беларуси в Приморье, родители смогли привить ей белорусские традиции, любовь к матчынай мове.
Сама девушка отмечает, что незримая нить связывала ее с Беларусью с самого детства.
— Когда была маленькой, мама пела мне белорусские колыбельные, — рассказывает она. — А когда прилетали в Беларусь, всегда смотрела по телевизору «Калыханку». Это самое яркое детское воспоминание.
Алеся знакомит с белорусской культурой и своего сына. Мальчик уже неоднократно бывал в Беларуси, общался с многочисленными родственниками и с нетерпением ждет новой поездки.
В откровенном разговоре Виктор Иванович признается, что мысли о родине его не оставляют, по сей день хочет уехать в Беларусь. Это его стремление даже стало поводом для шуток со стороны друзей и близких.
Второй дом
В. Ширковец отмечает, что, несмотря на крепкую душевную связь с родной Беларусью, Приморье стало его вторым домом и никакие повороты судьбы не смогли это изменить.
— Когда здесь начались сокращения, меня переводили в Хабаровск главным военным анестезиологом Дальневосточного федерального округа, я бы там звание полковника получил. А дочка уже десятый класс оканчивала, поступать собиралась. Сказал, что не хочу туда. Меня полгода уговаривали. Ведь в анестезиологию и реанимацию не каждый идет, такие специалисты в дефиците. А я в 39 лет уже военным пенсионером стал. Был бы лейтенантом, поехал бы не задумываясь. А так дочка поступила в мединститут, выучилась, замуж вышла, сына родила… Мы не жалеем, что оказались здесь. Некоторые ездили по регионам, а мы на одном месте. Может, потому что белорусы, — размышляет Виктор.
Теплая связь у доктора наладилась и с Уссурийском, в котором он живет с момента своего первого приезда в Приморье. Жить во Владивостоке, региональном центре, признается собеседник, ему никогда не хотелось.
— Мне такие крупные города меньше нравятся. Иногда дочке говорю: «Как вы тут живете? У нас за 5 минут можно все дела сделать». Сейчас уже и дачу приобрели в поселке Новом. Всей семьей там собираемся, — продолжает Виктор.
Вторым домом стало Приморье и для Алеси.
— Что заставило меня здесь остаться? Всю жизнь здесь живем, привыкли. Друзья, работа, природа замечательная, море. Этот край стал для меня родным. Но мы всегда помним про Беларусь. Когда созваниваемся вечером с родителями, всегда обсуждаем, что у родни, какие новости оттуда, — отмечает она.
Белорусские корни отражаются и в быту: на семейном столе нередко можно увидеть национальные блюда.
Теплые слова
Признанием большого вклада семьи Ширковец в жизнь Приморского края стала награда в номинации «Лучшая семья» на празднике Дня любви, семьи и верности, который состоялся в Уссурийске в этом году.
За самоотверженный труд и крайне важный вклад семьи Ширковец в жизнь Приморья героев этого материала поблагодарила председатель Приморской краевой национально-культурной общественной организации «Белорусы Приморья» Нина Фигурская:
— Алеся Викторовна помогла нашим дочкам стать мамами, а мы стали счастливыми бабушками. Виктор Иванович всю жизнь проработал анестезиологом. Кто может быть более ответственным за ход операции, как не стоящий рядом с хирургом врач-анестезиолог, который следит за состоянием больного? Об актуальности и важности этих профессий можно говорить только с восхищением. Хочу пожелать им крепкого здоровья на долгие годы.
Подготовила Екатерина Богушевич, г. Владивосток