«На детской площадке сидит лев! Живой!» Какие звонки поступают в службу «102» минской милиции
О чем пишут в чат-бот минской милиции и почему так важно своевременно обратиться за помощью, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник отдела оперативно-дежурной службы ГУВД Мингорисполкома Владимир Анюховский.
— Хочу поздравить коллег с Днем милиции и пожелать им крепкого здоровья, семейного счастья и успехов в служении на благо Родины.
А жителей столицы хочу уверить: минская милиция и в дальнейшем будет успешно обеспечивать безопасность на улицах родного города, ведь для каждого милиционера защита правопорядка и законности — это не просто работа, а любимое дело. Ему мы посвящаем жизнь.
По горячим следам
В ГУВД, как и во всех районных управлениях внутренних дел столицы, 24/7 функционирует оперативно-дежурная служба (ОДС). Именно сюда в режиме реального времени стекается информация о правонарушениях и происшествиях со всего города.
Звонки на спецлинию от граждан, нуждающихся в помощи, принимают операторы службы «102». Они заполняют электронную карточку, которая мгновенно пересылается в тот район столицы, где случилось происшествие. Получив информацию, дежурный незамедлительно направляет ближайший наряд для реагирования.
— Основная задача сотрудника оперативно-дежурной службы на данном этапе — грамотно сработать и передать наряду все обстоятельства произошедшего: место, время, приметы, количество преступников и так далее, — объясняет Владимир Анюховский. — Все это должно быть сделано максимально быстро, ведь когда речь идет об оказании помощи людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, счет идет на секунды. Часто от профессиональных действий операторов линии «102» и дежурных, их взаимодействия с другими службами и подразделениями милиции зависит, будет ли раскрыто преступление по горячим следам.
Яркий пример — разбойное нападение на столичный ломбард. Его сотрудница позвонила в ОДС Фрунзенского РУВД и сообщила: на нее напал неизвестный, нанес ей несколько ударов ножом и кулаками. Женщина оказывала злоумышленнику сопротивление, кричала и звала на помощь. Тем не менее он похитил около 700 рублей из кассы и скрылся. Потерпевшая сбивчиво назвала приметы подозреваемого, а сотрудники ОДС незамедлительно передали информацию о происшествии и описание нападавшего всем нарядам. Слаженная работа подразделений минской милиции позволила установить и задержать преступника в течение нескольких часов.
Лев на детской площадке
— Только за сутки каждый оператор линии «102» принимает в среднем 100-120 звонков, — рассказывает В. Анюховский. — Наибольшее их количество поступает вечером в пятницу, в выходные и праздничные дни. Реагируем на все сообщения, даже если они не относятся к компетенции милиции. Затопили соседи, отключили свет в доме, открыт люк во дворе — такая информация направляется в соответствующие службы.
Поступают звонки также от лжеминеров и шутников. Первые, часто взрослые и самостоятельные люди, «минируют» магазины, кафе и иные объекты. Причины и мотивы разные: кто-то зол и обижен, а кто-то пьян. Однако следует помнить: за лжеминирование предусмотрена уголовная ответственность. Если такому заявителю не исполнилось 14 лет, к административной ответственности привлекут его родителей, а инспекция по делам несовершеннолетних проведет с ребенком работу.
Не обходится и без постоянных «клиентов», их сотрудники уже узнают по голосу. Например, в Первомайском районе живет бабушка, которая регулярно жалуется, что сосед подключает к ее дивану некое устройство, вызывающее вибрацию мебели, и подменяет ее телевизор на свой. Некоторые одинокие пенсионеры звонят, чтобы поговорить, рассказать о болезнях и трудностях. А однажды в службу «102» обратилась за помощью взволнованная минчанка: «На детской площадке сидит лев! Живой!» У него шевелится хвост». Прибывшие на место работники милиции обнаружили недалеко от песочницы детскую игрушку большого размера.
Чат-бот в действии
Особо популярен у горожан чат-бот, созданный столичной милицией в Telegram несколько лет назад. Он прост в использовании: достаточно описать ситуацию, требующую реагирования правоохранителей, и по возможности прикрепить фото или видео. Большинство поступающих сообщений —нарушения по линии ГАИ.
С апреля прошлого года, когда в стране начали фиксировать случаи телефонных мошенничеств «Алло, мама, я в беде!», в чат-бот стали приходить сообщения о курьерах, забиравших деньги у обманутых аферистами пенсионеров. К такой информации прикрепляли ролики, где граждане, держа в руке паспорт, выражали согласие на участие в мошеннических схемах. Выяснилось: организаторы преступной схемы сами присылали данные курьеров, чтобы не платить им за проделанную «работу».
— Недавно в чат-бот прислали видео, на котором запечатлена драка на улице Зыбицкой. Позже в одно из райуправлений обратился потерпевший, избитый подвыпившими посетителями увеселительного заведения. Благодаря полученному ролику личности злоумышленников установили и их задержали, — рассказывает В. Анюховский. — Мы признательны неравнодушным гражданам за их вклад в охрану правопорядка и помощь в раскрытии преступлений.
Под наблюдением
Быстро распознать и разыскать злоумышленника, найти угнанный автомобиль помогает видеоаналитика. Все камеры, расположенные в столице, подключены к единой системе мониторинга.
В ГУВД работает служба видеонаблюдения, сотрудники которой в онлайн-режиме круглосуточно просматривают ролики с городских камер.
Недавно на линию «102» поступило сообщение о лежащем в бессознательном состоянии мужчине. Он упал с лестницы в переходе станции метро «Каменная Горка». Благодаря записям камер на входе в метро милиционеры установили события, предшествовавшие падению: пострадавший стал участником драки, во время которой некий молодой человек несколько раз ударил его, столкнул с лестницы и скрылся.
— Сотрудники службы видеонаблюдения использовали возможности республиканской системы мониторинга общественной безопасности и определили маршрут фигуранта, — вспоминает события того дня В. Анюховский. — Сведения о том, что парень появился на вокзале, немедленно передали в патрульно-постовую службу Октябрьского РУВД. Ее сотрудники среагировали мгновенно и по приметам задержали 25-летнего фигуранта за считаные минуты до отправления автобуса в соседнюю страну.
Время не ждет
Нередко на спецлинию и в ОДС заявители обращаются через полчаса, сутки или даже спустя несколько дней после того, как стали жертвами преступления. Зачастую подобное связано с тем, что потерпевшие находятся в стрессовом состоянии и им нужно время, чтобы прийти в себя. Однако за этот период злоумышленник успевает не только покинуть место происшествия, но и переодеться, избавиться от следов преступления, похищенных предметов и так далее. Поэтому нужно как можно быстрее сообщать о произошедшем в милицию, описав оператору все подробности. Для раскрытия преступления важна каждая деталь.
— Не так давно по номеру 102 позвонила плачущая минчанка, — вспоминает В. Анюховский. — Рассказала, что возле подъезда на нее беспричинно напал незнакомый мужчина, избил и убежал. Потерпевшая не только указала направление, в котором он скрылся, но и запомнила деталь на его куртке — ярко-желтую полосу сзади. Дежурный незамедлительно передал информацию ближайшему наряду патрульно-постовой службы, который по приметам задержал нападавшего в нескольких кварталах от места происшествия.
Подход к каждому
На линию «102» граждане не звонят по хорошему поводу. Часто они эмоционально возбуждены, от них сложно получить необходимые сведения.
— Оператор спецлинии должен выразить сочувствие потерпевшему и лаконично выяснить суть, время и другие обстоятельства случившегося для обеспечения незамедлительного реагирования, — объясняет В. Анюховский. — Как руководитель, я вникаю в каждое тяжкое резонансное преступление, анализирую эффективность принятых мер по его раскрытию. Когда вижу слаженное взаимодействие служб и их кропотливую работу, которая дает результат, — раскрытое преступление, испытываю чувство гордости за коллектив и коллег.
Подготовила Татьяна Обозная