1200 90

На главную роль в фильме «Пароль не нужен» претендовали Лановой и Высоцкий, но выбрали Нахапетова. Как снималась картина

На главную роль в фильме «Пароль не нужен» пробы прошли Василий Лановой и Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с Родионом Нахапетовым. В этой ленте 1967 года впервые появился персонаж Всеволод Владимиров (он же Максим Максимович Исаев, он же будущий Отто фон Штирлиц), ставший потом главным советским киноразведчиком. Как снимали картину, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

image009

О чем фильм

В 1921-м во Владивостоке белогвардейцы не без помощи японцев устраивают антибольшевистский переворот. Дзержинский лично отправляет на Дальний Восток молодого, но проверенного чекиста Всеволода Владимирова для сбора стратегической информации.

Судьбоносная записка

yulian semenov

Юлиан Семёнов

Юлиан Семёнов, сын уроженца Минской губернии, писатель, после 1959-го обрел популярность в СССР. Тогда в книжных магазинах появился его первый политический детектив «Дипломатический агент», повествующий о востоковеде и тайном агенте Иване Виткевиче. Книга стала бестселлером. В 1961 году вышел дебютный фильм по другому произведению литератора — «Будни и праздники».

В Союзе привыкли готовиться к юбилеям заранее. Потому за пять лет до 50-летия Октябрьской революции на Киностудии имени М. Горького начали планировать постановки к празднику. Руководство решило, что революционные события в Петрограде, Москве и даже в республиках Средней Азии многократно отражены в литературе и кино.

А вот о том, как советскую власть устанавливали на Дальнем Востоке, в Приморском крае, рассказано мало. Обратились к Семёнову с предложением создать сценарий на эту тему. В 1962-м заключили с ним договор. Литературную основу картины сперва назвали «Передайте товарищу Ленину».

Писатель никогда не придумывал сюжеты. Он брал реальные истории, складывал их в одну линию, наполнял диалогами, перипетиями, характерами. Вот и тогда Юлиан Семёнович получил разрешение на доступ в архивы Управления КГБ СССР по Хабаровскому краю и отправился работать с документами в поисках основы для будущего сценария. Семёнов не подозревал, что найдет больше, чем хотел. Среди множества бумаг чудом обнаружил маленькую записку. В ней комиссар Восточного фронта Павел Постышев сообщал военному министру Дальневосточной республики Василию Блюхеру, что по поручению Феликса Дзержинского в оккупированный белогвардейцами Владивосток через нейтральную зону прибыл агент ВЧК Владимиров. Он будет трудиться, по легенде, журналистом, устроился в одну из центральных газет города. Семёнов выяснил: псевдоним Владимирова — Максим Максимович Исаев. Позже, оттолкнувшись от этой реально существовавшей личности, писатель сформировал собирательный образ Отто фон Штирлица. Додумать персонажа помог Роман Ким, в 1920–1940-е сотрудник японского отдела советской разведки, который являлся связным Исаева и знал его лично.

boris grigorev

Борис Григорьев

Когда сценарий был готов, на студии в качестве режиссера предложили Бориса Григорьева. В то время он снял всего одну ленту — «Первый снег», но оказался дотошным.

В 1965 году режиссер вместе с Юлианом Семёновичем поехал к нему на дачу на Николиной Горе для доработки сценария «Пароль не нужен». Чиновники отнеслись к готовому материалу неоднозначно. Они хотели увидеть классический фильм о Гражданской войне, а получили шпионскую двухсерийную сагу. К тому же их смущало, что действующие лица — Постышев и Блюхер, портреты которых сравнительно недавно дети зарисовывали карандашами в учебниках истории. Однако к моменту съемок этих расстрелянных в конце 1930-х полководцев реабилитировали. Времени на раздумья не оставалось, ленту запустили в производство.

Кореец Лановой

На роль Исаева — Владимирова пробы прошли Василий Лановой, Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с теми, с кем давно знаком. Родион Нахапетов снялся в его первой картине, потому эта роль была доверена ему. Своей сдержанностью артист приглянулся и Семёнову. Позже Нахапетов не сыграл Штирлица в известном фильме Татьяны Лиозновой из-за того, что в «Семнадцати мгновениях весны» главному герою за 40 лет, а Родиону в начале 1970-х еще не исполнилось и 30. В ленте «Пароль не нужен» он вошел в кадр в 22 года, в 1966-м.

Утвердить его помогло то, что ранее он исполнил роль молодого Ленина в картине «Сердце матери» (1965).

Михаил Глузский тоже известен режиссеру по своему первому фильму. Правда, здесь ему предложили сыграть японца Мацумото. Актер обладал чувством юмора, посмеялся и согласился. А вот Василий Лановой, известный на тот момент на весь СССР герой-красавец, долго отказывался от образа корейца Романа Чена. Григорьев смог увлечь артиста тем, что этот персонаж тоже разведчик, участвующий в шпионских многоходовках. К слову, загримировали Ланового неудачно. В ленте он скорее похож на капитана Артура Грея из «Алых парусов», сильно покусанного пчелами!

Блюхером на экране стал однокурсник Григорьева Николай Губенко. По институту он знал о внутренней силе актера — сироты, выпускника суворовского училища с углубленным изучением английского языка. Да и для изменения внешности всего-то потребовалось побриться наголо, как делал Блюхер!

На роль Сашеньки, возлюбленной Исаева, утвердили красавицу Ариадну Шенгелаю. Потом это назначение доставило постановщику много хлопот.

9e34e1a2c7880d66551c20c01f077c75

Не ждали, не гадали

Авторы настаивали: натурные съемки нужно осуществить в месте событий, во Владивостоке. Таких дальних экспедиций в советском кинематографе еще не было. Тем не менее группа выехала работать, провела там полгода. Сейчас прозвучит забавно, но в ту пору, в отличие от 1920-х и нынешних дней, в городе не нашли ни одного китайца или японца. Они требовались для массовки. В итоге пришли на помощь солдаты-срочники из Киргизии и Казахстана!

Когда настал период съемок интерьеров в павильонах студии в Москве, вдруг все увидели, что у Шенгелаи заметно выделяется живот. Артистка оказалась беременной. Ее заменили на Анастасию Вознесенскую, которую заново запечатлели в основных сценах персонажа Сашеньки. От Ариадны в картине остались только кадры из Владивостока, снятые со спины или с дальнего расстояния. Жители города, которые были свидетелями съемок, писали режиссеру гневные письма с вопросом о том, почему он загримировал актрису-красавицу до неузнаваемости!

В ноябре 1967-го состоялась премьера. Фильм в течение года посмотрели 22 млн зрителей. Образ Исаева заинтересовал всех. Посыпались телеграммы с просьбой о продолжении истории Максима Максимовича. Так Штирлиц стал главным разведчиком советского кинематографа.

Еще материалы рубрики:

Съемки в 40-градусный мороз и тайный показ в Минске. Как создавали фильм «Восхождение»

«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»

«Десять негритят» в первый год показа посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек. Как снимался фильм

Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»

Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Площадка для зимних катаний появится в обновленном парке Горького

Горка для катания в зимнее время, павильон проката «ватрушек» и велосипедов и новая детская площадка появятся в Центральном детском парке им. М. Горького после реконструкции, сообщил корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник парка Глеб Кузнецов.

hamiczevich 40 1

Приемка работ по горке для катания в зимнее время, согласно проекту, также как и остальные работы по реконструкции, запланирована на февраль 2025-го, — уточнил Г. Кузнецов. — В парке также появится павильон проката «ватрушек» и велосипедов. Новый детский игровой комплекс разместится по соседству с «Бригантиной» — площадкой в виде корабля в части парка, которая выходит на ул. Первомайскую.

Напомним, подготовительные мероприятия по реконструкции парка начались 7 октября 2024-го. Завершить ее «Минскзеленстрой» намерен до начала следующего сезона аттракционов. Традиционно их запускают в конце апреля.

Проект предусматривает также замену инженерных сетей и частично освещения.

 Читайте также:

Новые павильоны и площадка для малышей: реконструкция парка им. М. Горького начнется в октябре

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге 24 октября. В течение двух дней пройдут ярмарка с участием белорусских предприятий, выставка продукции машиностроения, деловая и культурная программы, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.

img 20240512 143245

В первый день состоятся встречи председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, а также с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Ожидается подписание документов о сотрудничестве по различным направлениям.

Также пройдет товарищеский матч по гандболу. В Мариинском театре покажут постановку Большого театра Беларуси — оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».

Во второй день, 25 октября, запланирована экскурсия по историко-мемориальному музею «Смольный». Затем состоится заседание XIV Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга с участием премьер-министра Беларуси Романа Головченко.

В историческом парке «Россия — моя история» с 10:00 до 20:00 пройдет ярмарка предприятий — производителей белорусских товаров, а также выставка промышленной техники. Гостей ожидает концертная программа с участием белорусских коллективов народного творчества и исполнителей: Белорусского государственного ансамбля «Песняры», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного ансамбля музыки и песни «Щодрыца», фольк-группы «Неруш», народного ансамбля песни «Ярыца», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Белый птах», арт-группы «Брэнд бай» и других.

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится концертная программа «Мінск вітае сяброў» с участием мастеров искусств и лучших коллективов художественного творчества белорусской столицы.

Кроме того, Минск презентует туристический и культурный потенциал. С 24 по 25 октября в Музее истории города Санкт-Петербурга пройдет выставка работ Героя Беларуси, народного художника Беларуси, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого «Цена крови. Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».