На главную роль в фильме «Пароль не нужен» претендовали Лановой и Высоцкий, но выбрали Нахапетова. Как снималась картина
На главную роль в фильме «Пароль не нужен» пробы прошли Василий Лановой и Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с Родионом Нахапетовым. В этой ленте 1967 года впервые появился персонаж Всеволод Владимиров (он же Максим Максимович Исаев, он же будущий Отто фон Штирлиц), ставший потом главным советским киноразведчиком. Как снимали картину, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
В 1921-м во Владивостоке белогвардейцы не без помощи японцев устраивают антибольшевистский переворот. Дзержинский лично отправляет на Дальний Восток молодого, но проверенного чекиста Всеволода Владимирова для сбора стратегической информации.
Судьбоносная записка
Юлиан Семёнов, сын уроженца Минской губернии, писатель, после 1959-го обрел популярность в СССР. Тогда в книжных магазинах появился его первый политический детектив «Дипломатический агент», повествующий о востоковеде и тайном агенте Иване Виткевиче. Книга стала бестселлером. В 1961 году вышел дебютный фильм по другому произведению литератора — «Будни и праздники».
В Союзе привыкли готовиться к юбилеям заранее. Потому за пять лет до 50-летия Октябрьской революции на Киностудии имени М. Горького начали планировать постановки к празднику. Руководство решило, что революционные события в Петрограде, Москве и даже в республиках Средней Азии многократно отражены в литературе и кино.
А вот о том, как советскую власть устанавливали на Дальнем Востоке, в Приморском крае, рассказано мало. Обратились к Семёнову с предложением создать сценарий на эту тему. В 1962-м заключили с ним договор. Литературную основу картины сперва назвали «Передайте товарищу Ленину».
Писатель никогда не придумывал сюжеты. Он брал реальные истории, складывал их в одну линию, наполнял диалогами, перипетиями, характерами. Вот и тогда Юлиан Семёнович получил разрешение на доступ в архивы Управления КГБ СССР по Хабаровскому краю и отправился работать с документами в поисках основы для будущего сценария. Семёнов не подозревал, что найдет больше, чем хотел. Среди множества бумаг чудом обнаружил маленькую записку. В ней комиссар Восточного фронта Павел Постышев сообщал военному министру Дальневосточной республики Василию Блюхеру, что по поручению Феликса Дзержинского в оккупированный белогвардейцами Владивосток через нейтральную зону прибыл агент ВЧК Владимиров. Он будет трудиться, по легенде, журналистом, устроился в одну из центральных газет города. Семёнов выяснил: псевдоним Владимирова — Максим Максимович Исаев. Позже, оттолкнувшись от этой реально существовавшей личности, писатель сформировал собирательный образ Отто фон Штирлица. Додумать персонажа помог Роман Ким, в 1920–1940-е сотрудник японского отдела советской разведки, который являлся связным Исаева и знал его лично.
Когда сценарий был готов, на студии в качестве режиссера предложили Бориса Григорьева. В то время он снял всего одну ленту — «Первый снег», но оказался дотошным.
В 1965 году режиссер вместе с Юлианом Семёновичем поехал к нему на дачу на Николиной Горе для доработки сценария «Пароль не нужен». Чиновники отнеслись к готовому материалу неоднозначно. Они хотели увидеть классический фильм о Гражданской войне, а получили шпионскую двухсерийную сагу. К тому же их смущало, что действующие лица — Постышев и Блюхер, портреты которых сравнительно недавно дети зарисовывали карандашами в учебниках истории. Однако к моменту съемок этих расстрелянных в конце 1930-х полководцев реабилитировали. Времени на раздумья не оставалось, ленту запустили в производство.
Кореец Лановой
На роль Исаева — Владимирова пробы прошли Василий Лановой, Владимир Высоцкий, но постановщик предпочитал работать с теми, с кем давно знаком. Родион Нахапетов снялся в его первой картине, потому эта роль была доверена ему. Своей сдержанностью артист приглянулся и Семёнову. Позже Нахапетов не сыграл Штирлица в известном фильме Татьяны Лиозновой из-за того, что в «Семнадцати мгновениях весны» главному герою за 40 лет, а Родиону в начале 1970-х еще не исполнилось и 30. В ленте «Пароль не нужен» он вошел в кадр в 22 года, в 1966-м.
Утвердить его помогло то, что ранее он исполнил роль молодого Ленина в картине «Сердце матери» (1965).
Михаил Глузский тоже известен режиссеру по своему первому фильму. Правда, здесь ему предложили сыграть японца Мацумото. Актер обладал чувством юмора, посмеялся и согласился. А вот Василий Лановой, известный на тот момент на весь СССР герой-красавец, долго отказывался от образа корейца Романа Чена. Григорьев смог увлечь артиста тем, что этот персонаж тоже разведчик, участвующий в шпионских многоходовках. К слову, загримировали Ланового неудачно. В ленте он скорее похож на капитана Артура Грея из «Алых парусов», сильно покусанного пчелами!
Блюхером на экране стал однокурсник Григорьева Николай Губенко. По институту он знал о внутренней силе актера — сироты, выпускника суворовского училища с углубленным изучением английского языка. Да и для изменения внешности всего-то потребовалось побриться наголо, как делал Блюхер!
На роль Сашеньки, возлюбленной Исаева, утвердили красавицу Ариадну Шенгелаю. Потом это назначение доставило постановщику много хлопот.
Не ждали, не гадали
Авторы настаивали: натурные съемки нужно осуществить в месте событий, во Владивостоке. Таких дальних экспедиций в советском кинематографе еще не было. Тем не менее группа выехала работать, провела там полгода. Сейчас прозвучит забавно, но в ту пору, в отличие от 1920-х и нынешних дней, в городе не нашли ни одного китайца или японца. Они требовались для массовки. В итоге пришли на помощь солдаты-срочники из Киргизии и Казахстана!
Когда настал период съемок интерьеров в павильонах студии в Москве, вдруг все увидели, что у Шенгелаи заметно выделяется живот. Артистка оказалась беременной. Ее заменили на Анастасию Вознесенскую, которую заново запечатлели в основных сценах персонажа Сашеньки. От Ариадны в картине остались только кадры из Владивостока, снятые со спины или с дальнего расстояния. Жители города, которые были свидетелями съемок, писали режиссеру гневные письма с вопросом о том, почему он загримировал актрису-красавицу до неузнаваемости!
В ноябре 1967-го состоялась премьера. Фильм в течение года посмотрели 22 млн зрителей. Образ Исаева заинтересовал всех. Посыпались телеграммы с просьбой о продолжении истории Максима Максимовича. Так Штирлиц стал главным разведчиком советского кинематографа.
Еще материалы рубрики:
Съемки в 40-градусный мороз и тайный показ в Минске. Как создавали фильм «Восхождение»
«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»
Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»