На глубине 12 м. Посмотрели, как строят станции Зеленолужской линии метро
Зеленолужская линия — самая молодая ветка в составе Минского метрополитена. В ноябре 2020 г. введены в эксплуатацию четыре станции первой очереди. В торжественной церемонии их открытия принял участие Глава государства. Сейчас «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» продолжает возводить еще три — «Аэродромную», «Слуцкий гостинец» и «Неморшанский сад». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» оценили степень готовности станций.
Строили, строили и наконец построили!
Подготовка к началу возведения новых станций метро — один из самых скрупулезных процессов, поскольку специалистам нужно все рассчитать и предусмотреть, выверить буквально каждый миллиметр земли как снаружи, так и под землей. После утверждения проектной документации начинается стройка. Стоит отметить, что все станции метро в Минске, в том числе и новые, мелкого заложения — глубиной около 12 м. Их возводят в открытом котловане.
Однако, прежде чем приступать к освоению территории, проводится ее подготовка: за пределы зоны возведения станции выносятся инженерные сети, в случаях необходимости строятся объездные дороги, организуется сама стройплощадка. Затем в нужном месте забивают буронабивные сваи, разрабатывают котлован, где сооружают опорные конструкции будущей станции. После того как все строительно-монтажные работы выполнены, специалисты переходят к внутренней отделке и установке оборудования.
Что касается тоннелей, то в распоряжении строителей имеется тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся». Он способен за месяц проложить в среднем 250 м, а путь от станции до станции в одном направлении занимает около года. По следам «Алеси» монтируются железобетонные блоки для укрепления тоннелей.
— Нет таких участков, под которыми нельзя или нежелательно прокладывать тоннели для метро. При соблюдении определенных технологий в процессе строительства никаких проблем не будет. Более того, в Минске уже есть места, где они проходят прямо под зданиями. Например, участок примыкания станции «Вокзальной» к «Площади Ленина» находится под одним из корпусов БГУ. Конечно, предварительно были проведены исследования и усиление здания. Только после этого приступили к работам, — рассказал заместитель главного инженера «МИНСКМЕТРОСТРОЯ» Сергей Гречкин.
Любой построенный объект со временем дает усадку, станции метрополитена — не исключение.
— В этом случае все зависит от конструкций и геологических условий поблизости. Однако после возведения станционного комплекса мы начинаем его засыпать, поэтому появляются деформации. Они закладываются даже в проект объекта. Разрешение на дальнейшие работы получаем только после того, как строения стабилизировались, иначе потрескается весь гранит и отделка, — объяснил заместитель начальника участка № 4 тоннельного отряда «МИНСКМЕТРОСТРОЯ» Евгений Рогинский.
Все работы, связанные со строительством продолжения третьей ветки метро, начиная от организации стройплощадки до обустройства станций, выполняет «МИНСКМЕТРОСТРОЙ», а внутренним оформлением занимаются субподрядные организации, победившие в тендере. Так, «Аэродромную» преображает Стройтрест № 4, а «Неморшанский сад» — Стройтрест № 3.
«Аэродромная» возле жилого комплекса «Минск Мир»
Эта станция имеет самую высокую степень готовности по сравнению с остальными. Отделочные работы приближаются к финальной стадии, специалисты приступили к монтажу оборудования. Позже начнутся пусконаладочные работы.
— Платформа «Аэродромной» довольно просторная. Такого эффекта удалось достичь благодаря отсутствию колонн. Пассажиры смогут спуститься к составам на лифте и по лестнице, а на платформу — на четырех эскалаторах (по два на спуск и на подъем). Для людей с ограниченными возможностями будет работать специальный подъемник, — объяснил Е. Рогинский. — Кстати, при возведении «Аэродромной» заложили пересадочный узел, который будет связывать третью и четвертую, кольцевую, линии столичного метрополитена. Пока не началось строительство новой ветки, он будет законсервирован. Это стандартная практика для метрополитена во всем мире.
В числе достоинств «Аэродромной» Е. Рогинский назвал совмещенную тяговую подстанцию, которая представляет собой большую комнату, где установлен целый комплекс оборудования. Эта подстанция в будущем обеспечит работу абсолютно всех систем. Например, именно из этой комнаты будет поступать электричество для движения составов и исправной работы оборудования.
Также станция может похвастаться хорошими противопожарными системами. Например, вентиляционные сбойки оборудованы пожаробезопасными шторами, которые в норме должны находиться в открытом положении, но в случае возгорания закроются. Это не даст дыму из одного тоннеля попасть в другой.
— После завершения основных работ начнется оформление «Аэродромной». Конечно, ее внутреннее убранство будет тесно связано с названием и местом, где она находится — рядом с бывшим аэропортом. Думаю, у всех пассажиров здесь будут возникать ассоциации с небом и полетами. Лично мне она уже напоминает ангар. Планируется, что на платформе установят макет самолета. Если говорить о цветах интерьера, то преобладают синий, голубой, серый и белый, — уточнил Е. Рогинский.
«Неморшанский сад» на ул. Осиповичской и Кижеватова
Конструкции станции глубиной 16 м уже полностью построены. Сейчас там сооружают второй вход и вентиляционный канал. Специалисты постепенно приступают к отделке.
«Слуцкий гостинец» на ул. Корженевского
Поскольку возводить эту станцию начали позже других, процент готовности объекта значительно меньше. Здесь продолжается строительство платформенного участка и вестибюля, позже приступят к входам.
Чтобы новые станции были максимально комфортными как для пассажиров, так и для сотрудников метрополитена, уже на стадии возведения внедряются передовые технологии. Например, рельсы, уложенные по бесшпальной технологии, позволят значительно сократить уровень шума. Также создаются условия для движения беспилотных поездов и не только.
Электродепо «Слуцкое» в районе ул. Серова
Сейчас оно находится на стадии строительства, а в эксплуатацию его введут вместе с тремя строящимися станциями. Здесь будут отстаиваться и обслуживаться составы новой ветки. Также в депо предусмотрены цехи с покрасочным и ремонтным отделениями, камера мойки поездов, тягово-понизительная подстанция для снижения напряжения переменного тока и др.
Справочно
Любая станция метро состоит из платформенного участка, вестибюлей, вентсбоек и притоннельного сооружения.
Для работы станции и ее связи с другими используется несколько десятков тысяч километров кабелей. Многие из них проходят в специальном помещении под платформой.
Фото Алексея Столярова