1200 90

На экспорт и для себя — как на «Белкоммунмаше» собирают электробусы

Корреспонденту агентства «Минск-Новости» не посчастливилось лично поучаствовать в сборке именитых электробусов, но она своими глазами увидела, как создаются эти машины будущего, а также узнала, что общего у них с эксклюзивными иномарками.

Удивительно, но когда впервые попала в сборочный цех ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», появилось ощущение, что я в физиотерапевтическом кабинете поликлиники. И дело не только в том, что огромный цех разделен ширмами на три отделения. В нем очень чисто, каждый метр используется рационально.

CAM 4117 copy

Нашим гидом по производству согласился стать главный конструктор предприятия Олег Быцко.

CAM 4113 copy

Сразу попадаем в «отделение», где изготавливаются элементы каркаса кузова. Со стороны работа здесь напоминает игру в «Лего»: в соответствии с чертежами на так называемые редукторы (шаблоны или гнезда), которые совпадают с размерами будущих машин (трамваев, троллейбусов и электробусов), выкладывают уже готовые детали кузова. О. Быцко поясняет: благодаря такой технологии отпадает надобность всякий раз измерять рулеткой габариты каждого компонента. Когда «конструктор» собран, его перемещают в следующее отделение, где детали сваривают.

CAM 4121 copy

CAM 4141 copy

CAM 4158 copy

На замечание, что было бы современнее процесс роботизировать, Олег Витальевич парирует: заводские мастера могут сварить детали ничуть не хуже автоматов. Да и для того количества техники, что сегодня изготавливается на заводе, использовать роботов было бы слишком дорого и нерационально.

CAM 4148 copy

После сварки каркаса начинается самое интересное: остов перемещают за третью ширму, где он постепенно приобретает знакомые черты городского транспорта. Кстати, прототипом электробуса стала хорошо отработанная на практике модель троллейбуса семейства Vitovt. И это значительно удешевило производство.

CAM 4161 copy

CAM 4155 copy

CAM 4078 copy

Увидеть процесс сборки электробуса даже за полную рабочую смену не получится: на одну машину уходит около месяца. Как подчеркивает главный конструктор, электробус в производстве достаточно сложный.

CAM 4174 copy

CAM 4172 copy

Надо отметить, что все электрооборудование (батареи, накапливающие энергию, зарядные станции) пока китайского производства. Однако его уже начали выпускать под Минском в «Великом камне», и «Белкоммунмаш» планирует стать одним из заказчиков. Мосты же устанавливают немецкие, гармошки для сочлененных машин тоже импортные. Между прочим, их монтируют не только на электробусы, но и на троллейбусы и трамваи.

CAM 4100 copy

CAM 4099 copy

Похвалив внешний вид новой модели, не упустила возможности задать вопрос о нашумевших случаях с возгоранием электробусов.

Проблема оказалась в крышном вентиляторе голландского производства, — разъяснил Олег Витальевич. — Он был сделан из горючего пластика. К чести компании-поставщика, она полностью заменила все вентиляторы на невозгораемые на всех электробусах. Мы провели их дополнительные испытания в НИИ пожарной безопасности. Сейчас заказываем детали надлежащего качества — цена, конечно же, немного возросла. Но проблему с возгоранием мы решили. Вообще, каждый случай неполадок анализируем, устраняем слабые места как в конструкции, так и в применяемых материалах.

Что касается внешнего вида, то минчане смогут увидеть первые четыре обновленные машины на городских улицах уже в октябре. Остальные 54 завод должен поставить городу до конца первого квартала следующего года. Изменения коснутся передней и задней частей кузова, кабина водителя станет более эргономичной. Внешне электробус, надо сказать, выглядит необычно. Футуристические круглые фары, игра желтого, черного и серого цветов, обтекаемая, будто струящаяся лента, форма — ощущение, что дизайнеры были одержимы трансформерами или тачками из «Звездных войн».

Обшивка кузова электробуса тоже инновационная — сделана из легкозаменяемых композитных материалов, которые к тому же не ржавеют. Внутри используются пластик и алюминиевые панели.

CAM 4096 copy

CAM 4181 copy

CAM 4157 copy

Не находя изъянов во внешнем и внутреннем виде электробуса, кроме, может быть, узковатых проходов, пытаюсь выяснить, порадуют ли пассажиров кондиционерами, Wi-Fi, USB-розетками и прочими благами.

CAM 4179 copy

Кондиционеры устанавливаем только в кабины водителя, — поясняет О. Быцко. В салон, как правило, эксплуатирующие организации их не заказывают. Видимо, причина в увеличении потребления электричества. При установке кондиционера его расход возрастает почти в два раза. Можно поставить оборудование поэкономнее, но тогда и эффекта не почувствуешь, потому что чудес не бывает. Потребление электроэнергии нашими электробусами — на уровне мировых стандартов. Если заказчик готов платить, мы ставим кондиционеры и добавляем прочие опции. С технической точки зрения вопросов нет.

Специалисты утверждают, что температура воздуха в салоне зависит и от количества и размера форточек, на которые приходится одна треть окна. На крышах устанавливают вентиляторы, которые тоже обеспечивают циркуляцию воздуха в салоне. За счет скорости (а электробус быстрее и автобуса, и троллейбуса) воздухообмен увеличивается, и комфорта гораздо больше.

CAM 4074 copy

CAM 4072 copy

Пока минские электробусы больше всего востребованы в столице. К лету следующего года, к началу II Европейских игр, по городу будут курсировать уже 80 желтобоких красавцев, вызывающих восторг особенно у гостей столицы. Как-никак, Беларусь первой на постсоветском пространстве не только запустила серийное производство электробусов, но и вывела их на регулярные маршруты.

Последний вопрос главному конструктору — кроме проработки зарубежных рынков, есть ли планы увеличивать количество электробусов на улицах Минска?

— Конечно, — оптимистично заявляет Олег Витальевич. Ждем заказов перед чемпионатом мира по хоккею!

P.S. Так что же все-таки общего у Vitovt и авто премиум-класса? Сборка тех и других ведется практически вручную.

CAM 4186 copy

CAM 4177 copy

CAM 4175 copy

Фото Сергея Лукашова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Ход президентской избирательной кампании обсудят на «Депутатском клубе» в агентстве «Минск-Новости»

Очередная встреча «Депутатского клуба» пройдет в историческом здании редакции «Вечернего Минска» 25 ноября. Участники заседания обсудят ход президентской избирательной кампании , сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

вечерний минск

Модератор встречи — депутат Мингорсовета, генеральный директор агентства «Минск-Новости», председатель правления ОО «Белорусский союз журналистов» Андрей Кривошеев.

Начало — в 14:00.

Во встрече планируют принять участие:

  • председатель Минского городского Совета депутатов Артём Цуран;
  • сенатор от Минска, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, председатель комитета по образованию Мингорисполкома Марина Ильина;
  • депутат от Минска, председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская;
  • депутат от Минска, председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Василий Панасюк;
  • депутат Мингорсовета, председатель комиссии по связям с общественными организациями, молодежной политике и работе со СМИ Мингорсовета, председатель Первомайской районной организации РОО «Белая Русь» Сергей Мазовка;
  • депутат Мингорсовета, председатель Минской городской организации РОО «Белая Русь» Наталья Воронова;
  • депутат Мингорсовета, генеральный директор ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-КУПАВА» Виталий Якубов;
  • депутат Мингорсовета, председатель Постоянной комиссии Совета по самоуправлению и правопорядку, председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Минский механический завод имени С. И. Вавилова — управляющая компания холдинга «БелОМО» Вячеслав Кузнецов;
  • депутат Мингорсовета, председатель Партизанской районной организации РОО «Белая Русь» Валентина Довгалева;
  • депутат Мингорсовета, член Постоянной комиссии Совета по образованию, науке, культуре и спорту, директор государственного учреждения образования «Гимназия № 146 г. Минска» Светлана Бондарева;
  • заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси, председатель Минской городской избирательной комиссии Александр Щекович;
  • глава администрации Фрунзенского района Минска Сергей Шкруднев.
Республиканская акция «За Беларусь единую!» стартует 25 ноября

Молодежный театр эстрады при поддержке Министерства культуры и облисполкомов запускает республиканскую акцию «За Беларусь единую!» 25 ноября. Старт пройдет на площадке Толочинского центра культуры и народного творчества, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

banner

Единство белорусского народа — основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны. Для белорусов это не только вопрос идентичности и культуры, но и важный аспект социального, экономического и политического развития, — отметил директор Молодежного театра эстрады Сергей Медведев.

В торжественном открытии акции примут участие генеральный директор Центра культуры «Витебск», член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Глеб Лапицкий, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Бабичев, председатель Молодежного парламента при Толочинском районном Совете депутатов Анастасия Ляхович.

Выступят артисты Толочинского района, включая образцовый хореографический коллектив «Каханачка», народный вокальный ансамбль «Явар» и народный вокальный ансамбль песни и музыки «Александрына». Звездным гостем станет заслуженная артистка Республики Беларусь, солистка Национального академического концертного оркестра Беларуси имени М. Я. Финберга Наталья Тамело.

Главная цель акции «За Беларусь единую!» — укрепление единства и сплоченности белорусского народа, поддержка культурной идентичности.

Во время акции белорусские деятели культуры и искусства посетят 30 регионов Беларуси.