На Новый год мне подарили… полкило пельменей. Китай глазами путешественника
Культ панды, гастрономия на любителя и секрет экономического чуда: Китай глазами путешественника — в обзоре корреспондента агентства «Минск-Новости».
Тяньаньмэнь
Куда прежде всего направится иностранец, прибывший в Пекин и желающий ознакомиться с достопримечательностями? Скорее всего, на Тяньаньмэнь. Это главная площадь столицы, и она самая большая в мире! Имея размеры около 1 000 × 300 м, она способна вместить не менее полумиллиона человек, а по некоторым данным, и того больше. Здесь 1 октября 1949 года было провозглашено создание Китайской Народной Республики. На площади находятся мавзолей Мао Цзэдуна, здание Национального собрания, Национальный музей Китая, есть древние памятники. Народу всегда много — и местных, облюбовавших площадь для неспешных прогулок, и любопытствующих иностранцев, к числу которых относился и я. Пекин очень чистый город — нигде ни окурка, ни клочка бумаги. В начале нулевых в китайской столице ввели штраф за загрязнение окружающей среды, к которому отнесли даже… плевок на тротуар. Из нескольких десятков человек, оштрафованных в первые дни, большинство — именно те, кто забыл этот пункт правил.
Зоопарк
В номере отеля нашел справочник столичных достопримечательностей. Перерисовал со страницы три иероглифа, означающих слово «зоопарк». На следующий день поймал такси, показал бумажку водителю — и машина понесла меня в указанном направлении.
В зоопарке я поспешил к вольеру с животным, которое прежде видел лишь по телевизору и которое, как и Великая Китайская стена, — символ страны. Догадались, о ком я?
Но по пути мое внимание привлекло огромное здание, украшенное изображениями подводного мира. Океанариум! Судя по картине, там плавали все обитатели глубин Мирового океана, кроме разве что китов. Я решительно направился к кассе.
Да, за такое зрелище можно было бы отдать не 100 (примерно 39 белорусских рублей по нынешнему курсу), а все 200 юаней! На расстоянии буквально полутора метров от посетителей грациозно плавали акулы, величественно перемещался огромный скат, похожий на гигантский лист лопуха, шныряла разноцветная рыбья мелочь. Вокруг раздавались восхищенные крики и смех детей — как раз в это время привели большую группу школьников. Посетителям предлагалось и выступление дельфинов. Нескоро я покинул пределы подводного царства.
И направился искать того, ради кого, собственно, и пришел, — панду. В зоопарке умело создается культ этого добродушного пушистого зверя — начиная с входного билета, его изображение присутствует повсюду: на значках, сумках, кошельках, бесчисленных сувенирах. Продаются даже танцующие панды-игрушки.
Наконец, добрался до Giant
Panda House — дома гигантской панды. Гигантской, правда, не увидел, увидел обычную, размером с нашего медведя, безмятежную и недвижимую, как утес. Из двух больших черных кругов на посетителей смотрели такие же черные глаза — и не видели никого. Точнее, не желали видеть. Похоже, животное пребывало в нирване. За всё время, что я снимал панду на видео, она ни на миллиметр не поменяла своего положения. Неподалеку находилась еще одна и с аппетитом поедала побеги бамбука. Третья спала. Это ли не картинка абсолютного, безграничного счастья? Между прочим, есть свидетельства, что в древности капитулирующая в бою сторона выбрасывала не белый флаг, а флаг с изображением панды.
Медаль за «взятие» стены
Из всех стран, где мне довелось побывать, Китай оказался самым ярким. Причем в прямом смысле слова: нигде больше не видел такого обилия и многоцветия красок на улицах городов, начиная от столицы и заканчивая небольшими городками типа Ляньюнгана, где я работал.
Любят китайцы украшать свою жизнь — шарами, флажками, фонариками, гирляндами, надувными украшениями, драконами, всякими безделушками. Кажется, мелочь, а настроение поднимает. Преобладающие цвета — желтый и красный. В первые дни шел по улице и думал: праздник здесь, что ли, сегодня? Через какое-то время понял: нет, традиция.
Всех поражают фантастические успехи, которых достигла экономика этой страны. Я не экономист, у меня свой взгляд на причины этого грандиозного рывка. Считаю, что в его основе — дисциплинированность населения. Да-да, вот так всё просто. Более дисциплинированной страны не видел, а уж объездил я если не полмира, то четверть — точно. Никакого разгильдяйства, расхлябанности, исключительное трудолюбие и добросовестность, при которых нет места всяким «тяп-ляп» и «сойдет и так». Конечно, кто-то из читателей тут же вспомнит китайский ширпотреб, качество которого давно стало предметом многочисленных шуток. Но я говорю о глобальных, промышленных масштабах, а не о кустарях. Сам работал на строительстве АЭС в далекой провинции Цзянсу и видел.
Вот, к примеру, еще одно наблюдение. За год пребывания в стране я не встретил ни одного сильно пьяного китайца. Подвыпивших — лишь несколько раз. При этом в Китае есть любой алкоголь — и слабый, и крепкий, и даже очень крепкий — выше 50 градусов! У меня сохранилась бутылка от водки, крепость которой обозначена 52 градусами. Если китайцы малопьющие, для кого же тогда его выпускают? Боюсь, в значительной степени для иностранцев: там работает огромное количество специалистов из разных стран мира, немало русскоязычных. Водка «Аньт» вообще выходит с «аннотацией» на русском языке! На этикетке так и написано: «Жизненная вода. Аньт водка». Далее следует, что она «производится из самой чистой воды, первосортной кукурузы», что «она очень вкусная» и «ваш верный друг». Я бы еще понял, если бы эта «русскоязычная» китайская водка продавалась в каком-нибудь пограничном с Россией китайском районе, но за тысячи километров от границы…
Многое в Поднебесной удивляет. На Новый год мне подарили… полкило пельменей. Хотел обидеться — это что, как малоимущему? Позднее узнал: это традиционное новогоднее блюдо, с которым китайцы связывают пожелания материального благополучия, потомства и так далее. Гастрономические вкусы китайцев временами потрясают иноземца: в сладком кондитерском изделии одним из компонентов может оказаться… перец. В ресторане предложат сладкую рыбу или теплую селедку. А однажды купил некий продукт, который — едва открыл банку — стал распространять жуткий запах вроде бы тухлятины. Никаких «вроде бы»! Переводчик китайского по моей просьбе прочитал надпись на этикетке и подтвердил: это особым образом протухший продукт, употребляемый в пищу. Вот уж действительно, о вкусах не спорят.
Быть в Поднебесной и не подняться на Великую Китайскую стену? Абсурд! Поднялся и я. Даже был награжден за это медалью. Приманка для туристов. Конечно, пришлось заплатить за награду какую-то мелочь, но зато на ней выгравировали мое имя и дату «восхождения». Пустяк, а приятно.
Подготовил Игорь Матвеев
Смотрите также: