На освобождение застрявших — до 30 минут. В «Беллифте» рассказали о тонкостях работы
Кому мы звоним, когда, застряв в лифте, нажимаем на кнопку вызова? Вызволят ли «пленника» из лифтовой кабины, если он не попросит о помощи? В какие сроки его должны освободить? Об этом и не только корреспонденты агентства «Минск-Новости» узнали в Центральной диспетчерской службе «Беллифта».
Жми на кнопку — получишь результат
В просторном светлом кабинете диспетчерской — рабочий шум.
— Что у вас случилось? — слышим разговор оператора пульта управления с находящимися в одном из лифтов людьми.
— Пассажиры есть в кабине? — раздается с другого рабочего места.
— Электромеханик уже в пути, — обнадеживает кого-то еще один оператор.
Начальник Центральной диспетчерской службы «Беллифта» Мария Мороз объясняет, как работает служба:
— Предприятие обслуживает около 8,6 тысячи лифтов. Информация о каждом поступает к нам в режиме реального времени. Здесь 10 рабочих мест плюс аварийная служба, на каждого оператора в среднем приходится по 750 лифтов. Работаем круглосуточно, в ночную смену один оператор контролирует два рабочих места в связи с уменьшением количества заявок.
«Беллифт» обслуживает около половины всего лифтового оборудования столицы. Это не только лифты, но и эскалаторы, электроподъемники для людей с ограниченными возможностями.
То над одним, то над другим столом периодически загорается голубой индикатор. Это означает, что поступил сигнал от пассажира лифта. Операторы реагируют незамедлительно.
Удивительно, но не все застрявшие в лифте знают, как действовать. Мария Мороз говорит, что некоторые не могут найти даже кнопку вызова. Звонят по телефонам, указанным на информационных табличках внутри лифтовых кабин, вместо того чтобы сразу выйти на связь с оператором.
— Хотя ничего сложного здесь нет: на панели управления есть кнопка, рядом с которой нарисован колокольчик, — поясняет собеседница. — Когда пассажир нажимает на нее, вызов поступает к оператору. Важно понимать, что связь односторонняя. Кнопка нажата — говорит застрявший, оператор его слышит, но ответить не может, пока тот не отпустит кнопку. Когда поступает сигнал, у оператора на мониторе тут же высвечивается адрес дома, из которого вызывают помощь.
Так что уточнять, где вы находитесь, не нужно. А вот слушать и выполнять рекомендации оператора следует обязательно. Бывает так, что грамотная подсказка позволяет обойтись без помощи электромеханика. Например, есть комбинация кнопок, которая в некоторых случаях способствует запуску лифта.
В среднем в день каждый оператор принимает около 150 обращений. Примерно половина поступает через службу «115.бел». Но это не значит, что ежедневно выходит из строя больше тысячи лифтов, просто одну и ту же заявку могут направить из нескольких квартир в подъезде, а то и из каждой.
Особый случай
Начальник Центральной диспетчерской службы «Беллифта» констатирует: операторам приходится быть немного психологами. Ведь застрять в лифте — не самое приятное, что может случиться. А если при этом опаздываешь на работу или важную встречу, тут и запаниковать недолго. К тому же лифтовая кабина — это замкнутое пространство: у человека может случиться приступ клаустрофобии. Поэтому важно оставаться с ним на связи, успокоить, объяснить действия, которые могут помочь запустить устройство без участия электромеханика.
— Иногда застрявшему становится плохо в лифте, — продолжает М. Мороз. — Тогда вызываем на этот адрес скорую, чтобы медики оказали помощь, как только пассажира освободят. Бывали ситуации, когда люди, застряв, в панике ломали панели управления, оставляли вмятины на стенах и дверях. К счастью, такое случается редко. В основном пассажиры спокойно дожидаются освобождения.
В Центральной диспетчерской службе «Беллифта» застрявшие всегда на первом месте. Даже если поступил звонок по стационарному телефону, а параллельно сработал вызов из кабины, позвонившего по телефону попросят подождать и примут сигнал SOS от «пленника».
Как на ладони
Перед глазами у каждого оператора три монитора, и это не роскошь, а производственная необходимость. На отдельном экране выводятся заявки в контакт-центр ЖКХ по номеру 115. Еще один — для системы контроля инженерного оборудования. На нем транслируется информация обо всех лифтах, закрепленных за рабочим местом. Здесь отображается состояние каждого из них в режиме онлайн: если исправен, показан зеленым, если нет — сигнализирует об ошибке. Поэтому даже если никто из жильцов не заявит о поломке лифта, оператор увидит неисправность и направит электромеханика ее устранить. Нередко к моменту, когда заявка поступает в контакт-центр ЖКХ, оборудование уже исправно. В приоритете адреса с застрявшими внутри лифта людьми.
— Благодаря нашей системе контроля инженерного оборудования операторы отслеживают остановку лифтов и в срочном порядке отправляют туда специалистов, — делится нюансами работы начальник Центральной диспетчерской службы. — При этом, если вызов из остановившегося лифта не поступил, оператор выходит на связь с кабиной и уточняет, есть ли внутри пассажиры.
На освобождение застрявших отводится 45 минут, но сотрудники «Беллифта» за максимальный срок берут полчаса. Говорят, обычно укладываются в это время.
Лифт может сломаться надолго. Например, если для ремонта нужны детали из-за рубежа или он вышел из строя, находясь на гарантии, и требуется время, чтобы производитель выполнил свои гарантийные обязательства. На этот период устройство останавливают, а из начислений жильцам за пользование вычитают время простоя.
Что упало, не пропало
Никто не застрахован от того, что он не уронит что-то важное и ценное в шахту лифта. В Центральной диспетчерской службе «Беллифта» говорят, что такое с минчанами периодически случается. В западню попадают ключи, кошельки, документы, наушники, банковские карты, телефоны и даже зонтики. Но и это дело поправимое. Электромеханики вернут имущество гражданину безвозмездно.
— Если человек обращается по поводу того, что уронил что-то в шахту, оператор записывает его номер телефона, фамилию, имя и отчество, название улицы, номер дома и номер подъезда, где произошел инцидент, — объясняет М. Мороз. — Это нужно для того, чтобы механик связался с заявителем и согласовал время, когда он извлечет этот предмет. Все имущество, которое падает в шахту, достают только в присутствии обратившегося гражданина.
Фото Алексея Столярова