На съемках первой в СССР многосерийной мелодрамы из-за песни «Стою на полустаночке» случился скандал
Во время съемок первой многосерийной советской мелодрамы «День за днем» композитор хотел, чтоб песню «Стою на полустаночке» за Нину Сазонову за кадром спела его подопечная Валентина Толкунова. Но драматическая актриса выдвинула ультиматум. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Довели до инфаркта
В США радиосериалы появились еще в 1920-е, а в конце 1940-х эту эстафету подхватило телевидение. Бесконечные черно-белые саги пользовались невероятной популярностью. В СССР в 1960-е годы, если находили деньги на многосерийные фильмы, то в основном патриотической или идеологической направленности. В 1968 году на экраны вышла многосерийная картина «Щит и меч» Владимира Басова. В 1971 г. Гостелерадио БССР выпустило в свет политический детектив «Вся королевская рать». Домохозяйкам очень хотелось другого: увидеть кино о себе подобных, о детях, о насущных современных проблемах, мечтах и их воплощении. В общем, зрительницы жаждали смотреть мелодрамы, что естественно. Советское же телевидение первой своей целью видело пропаганду и воспитание граждан. Мелодрама считалась легковесным безыдейным жанром.
Сценарист Михаил Анчаров — опытный профессионал, в прошлом военный переводчик. В 1968 г. по его сценарию на «Беларусьфильме» сняли ленту «Иду искать», в основе которой судьба ракетостроителя Сергея Королева. Спустя 2 года, став автором первой советской 17-серийной мелодрамы «День за днем», он рассказывал: «Я хотел показать современников, отказавшись от изображения опостылевших всем эпохальных событий и не менее опостылевших стопроцентных героев, и обратиться к будням, в которых все, как ни крути, эпохально, ибо эпоха из будней и состоит. Наверное, такой взгляд на вещи отвечает настроению многих людей, человеков, которых потихоньку и беспощадно, и методично (!) — забывали…»
К работе над картиной приступили в 1970 г. Фильм рассказывает о жизни в коммунальной квартире семей Якушевых и Баныкиных, о перипетиях в их судьбах. Сначала планировали обойтись 9 сериями, но руководство Гостелерадио СССР потребовало продлить историю, создав длинную киноповесть.
Режиссер Всеволод Шиловский, больше известный как актер, все снимал в павильоне, где выстроили декорации интерьеров. Сегодня киношники точно так же в павильонах строят отделы милиции с коридорами и кабинетами, операционные и палаты клиник. Уличные сцены и перебивки в экстерьерах с панорамами города редки. Подходы в работе над так называемыми телемуви мало изменились по форме, но кардинально – по техническому обеспечению.
В начале 1970-х нужно было прогнать одну и ту же сцену по много раз, чтобы запечатлеть на одну камеру крупные, средние и общие планы. Сегодня многокамерная съемка позволяет это делать гораздо быстрее.
Шиловский решил снять свою сагу всем миром и задействовал в детище 144 артистов из московских театров. Вячеслав Невинный, Алексей Грибов, Юрий Горобец, Нина Попова — это лишь некоторые имена из актерской обоймы.
Сценарий писался и переписывался в процессе работы по много раз. Сценарист Михаил Анчаров, крепкий мужчина, офицер в отставке, за время кинопроцесса перенес инфаркт, на основании чего можно судить, что труд был напряженный. Помимо сценария, он должен был написать и тексты для… 16 песен! Хоть снимался не мюзикл, не оперетта, герои постоянно поют или напевают, что и сегодня на экране оживляет сюжет.
Выразилась от души
В качестве композитора Шиловский пригласил Илью Катаева. Сыну Евгения Петрова, соавтора романов «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», предстояло написать музыку к 16 песням и еще 12 танцевальных и сопроводительных мелодий. Всего 28 композиций! Выпускник Музыкально-педагогического института имени Гнесиных взялся за работу. Сложность состояла еще и в том, что песни должны были исполнить не профессиональные вокалисты, а актеры. Правда, потом решение изменили. Не сочтите за сексизм, но спеть дали только актерам-мужчинам. Почти все женские песенки за актрис за кадром исполнила начинающая солистка Валентина Толкунова, благодаря близким отношениям с Катаевым. На фоне успеха картины ее карьера стремительно пошла в гору. Правда в ленте были и исключения. Актриса из старшего поколения Нина Сазонова, игравшая одну из главных ролей, тетю Пашу, категорически заявила, что петь будет сама или уйдет с площадки. Толкунову она считала юной выскочкой. Так и сказала, вдобавок украсив свою тираду нецензурными идиоматическими выражениями. Впрочем, так часто бывает в актерской среде между представителями разных поколений. В конечном итоге песня в исполнении Сазоновой стала самой известной из всех, прозвучавших в картине:
Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда.
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся.
Где ж вы, мои весенние года?
Согласитесь, было бы странно, что Толкунова в 23 года пела бы приведенную выше последнюю строчку.
Прозорливая певица
Как бы сейчас сказали, пропиарился на проекте и начинающий исполнитель Лев Лещенко, спев песню «Она была во всем права».
Премьера сериала состоялась в том же 1971 г. Кино показали по Центральному телевидению.
С одной стороны, в связи с тем, что фильм не касался советских юбилеев и прочих важных составляющих советской агитации, бюджет у него был скромным. Шиловский ходил к руководителю Гостелерадио СССР Сергею Лапину, умоляя повысить актерам гонорары. Сериалу действительно не хватает динамики, конфликтов. Визуально все похоже на запечатленный на пленку телеспектакль.
С другой стороны, у телевидения тех лет существовали свои формы, стилистика. И главное, в сериале поднимались вопросы морального выбора, прочие знакомые всем житейские дилеммы. Поэтому фильм пользовался невероятным успехом. В адрес Гостелерадио СССР поступило 300 тыс. писем от благодарных зрителей с просьбами о продолжении и благодарностями.
В силу того, что кино снимали на видеопленку первого поколения, а не на кинопленку, реставрации он не подлежит. С ним можно ознакомиться в интернете, но качество оставляет желать лучшего.
Тем не менее все запомнили этот успех, и, отталкиваясь от него, советские теленачальники стали разрешать другие многосерийные комедийные мелодрамы, которые на первый взгляд безыдейны, но по сей день греют душу. Например, «Большая перемена» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977) и другие.
Уже после показа сериала Толкунова все же добилась права исполнения песни «Стою на полустаночке» на эстраде. Сазонова была не против, так как являлась драматической актрисой и сольную карьеру делать не собиралась.
Еще материалы рубрики:
Революционная песня «Там вдали, за рекой» – плагиат с полуторавековой историей
«Русское поле». Песня, задуманная как издевка над белогвардейцами, стала для многих символом отчизны
Автор пьесы, по которой сняли «Гусарскую балладу», сгинул в ГУЛАГе