Жилье и помещения общественного назначения. Как изменится микрорайон улицы Серова
Чем интересен микрорайон, расположенный возле будущей станции метро «Слуцкий Гостинец», — в репортаже корреспондентов газеты «Минский курьер».
10-й кирпичный
История жилых кварталов в районе улицы Серова началась вскоре после Великой Отечественной войны. К югу от аэропорта геологоразведка неожиданно отыскала крупное месторождение суглинков. Для города это оказалось подарком судьбы. Очень сильно пострадавшему от боевых действий Минску как воздух требовался кирпич для строительства новых домов.
Возле месторождения быстро появились многочисленные заводы и заводики. Народное название микрорайону дал один из них — 10-й кирпичный. Несмотря на то что завод еще в 1950-е был реорганизован сначала в Минский комбинат стройматериалов, а уже в 1990-е в «Керамин», упоминания о 10-м кирпичном встречаются у старожилов и поныне.
Поселок для заводчан здесь начали строить в 1948 году. Это были типовые простейшие двух- и одноэтажные жилые дома на несколько квартир. Часть из них, расположенная вдоль улицы Серова, сохранилась до наших дней, привнося определенный колорит в окружающую застройку. А вот домики, стоявшие примерно в середине поселка, недавно снесли. Сейчас на их месте, на перекрестке улиц Серова и Любанской, стройплощадка. Паспорт объекта гласит: возводят многоквартирный жилой дом. Впрочем, двухэтажки здесь строили вплоть до начала 1960-х. Многие из них напоминают строения находящейся в центре Минска Осмоловки. В целом на внешний облик поселка повлияло то, что долгие десятилетия он был оторван от городской застройки. Здесь имелось всё свое: детские сады, школы, клубы, баня, стадион, магазины. Даже дом культуры, который до наших дней не сохранился. Он несколько лет стоял заброшенным, а после на его месте выросла жилая новостройка.
Контрасты времени
Интересна и топонимика поселка. Центральная улица названа в честь Анатолия Серова — одного из самых известных советских военных летчиков 1930-х годов. Улицы поскромнее носят названия белорусских городов — Пуховичская, Жлобинская, Любанская. Поблизости и Осиповичская. Такой набор не случаен — рядом с поселком проходит ветка железной дороги в сторону Гомеля. На этом фоне слегка диссонирует топоним «улица Пирогова». Сейчас это не кажется странным — недалеко находится Городская клиническая больница скорой медицинской помощи. Но она появилась на четверть века позднее — так было увековечено имя русского хирурга. А уже в 1970-е на карте возникла улица Асаналиева — в честь Героя Советского Союза из Кыргызстана, погибшего при освобождении Беларуси.
Гуляя по микрорайону, невольно подмечаю парадокс: несмотря на то что он вырос возле кирпичного завода, подавляющее большинство домов выше 5 этажей всё же панельные. При этом одна яркая кирпичная высотка из 1990-х на улице Пуховичской слева и справа зажата четырехэтажками.
— В них коммунальные квартиры, — подсказывает местная жительница Анна Андреевна. — Видите, балконов в домах нет, люди сушат одежду на специальных конструкциях сразу за окном. И я здесь когда-то жила в комнатушке, но потом нам с мужем и ребенком выделили двухкомнатную квартиру неподалеку. Да, коммуналки сейчас выглядят архаикой, но когда-то и такая крыша над головой была за счастье.
Впрочем, гораздо больше панелек к северу от улицы Серова — за улицей Асаналиева. Изданная в 1960-е годы карта сообщает, что здесь находился поселок Труд. Снесли его во второй половине 1970-х. Сейчас на этом месте красиво вписанные в холмистый рельеф изогнутые многоэтажки, которые создают открыточный вид со стороны улицы Кижеватова.
Еще здесь много железнодорожных переездов на одном уровне с дорогой. Всё логично — это большая промзона. По пути вдоль улицы Серова четыре раза за 400 м придется преодолеть рельсы подъездных путей. Накат на них заметен — значит, иногда нужно постоять несколько минут, пропуская грузовой состав. Примечательно, что переезды уже порядком поизносились. Автобусы и автомобили сильно замедляют скорость при их пересечении. Впрочем, по сообщению «Минсктранса», ремонт одного из них планируется в ближайшее время.
«До центра 20 минут на троллейбусе»
А что думают о своем районе местные? Один из них, Никита Калашников, прожил здесь почти 19 лет.
— Мы находимся не совсем на отшибе, как это кажется, глядя на карту. К примеру, на троллейбусе в центр можно попасть за 15–20 минут, а на электричке и того быстрее. Помогает добраться туда и недавно открытая Южная магистраль. Когда-то наш район выделялся весьма длинными маршрутами общественного транспорта, идущими через весь город. Часть из них сохранилась в неизменном виде и сегодня. К примеру, на автобусе 28-го маршрута можно доехать до станции метро «Малиновка», а оттуда — в Масюковщину. А 73-й автобус довезет через центр города в новый квартал Лебяжий, что на проспекте Победителей. Единственное, интервалы у автобусов, на мой взгляд, велики — нередко они превышают 20 минут. Но уже в обозримом будущем в наши края дотянут третью линию метро.
Район тихий, с инфраструктурой — магазинами, школами, детскими садами, поликлиникой. В целом всё хорошо. Да и жилье здесь по столичным меркам не самое дорогое. Так что подойдет район для разных категорий — как молодых семей, так и людей постарше. Было бы неплохо обновить некоторые старые дома. К примеру, в доме, в котором я живу, прошел капитальный ремонт, и внешний вид стал гораздо лучше.
Долгое время в микрорайоне жила пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства Анастасия Мацкевич. Она также отмечает наличие в нем необходимой для жизни инфраструктуры. Но есть и недостатки:
— Закрылся хозяйственный магазин. Когда потребовалось купить мелкую наждачную бумагу, пришлось ехать в другой район. Также здесь когда-то работал хороший рынок, где торговали не только овощами-фруктами, но и вещами. Несколько торговых рядов сохранилось до наших дней, однако масштаб уже не тот, что прежде. С другой стороны, вместо основной части рынка появился крупный супермаркет. В целом продовольственных магазинов тут очень много.
Планы на будущее
Изменения в рабочем поселке в наши дни проходят неспешно. Старая малоэтажная застройка еще с конца 1980-х постепенно уступает место новым домам. Возле диспетчерской станции «Серова» несколько лет назад возвели пятиэтажку, что довольно необычно для стремящегося ввысь города. В перспективе под многоквартирную жилую застройку с помещениями общественного назначения планируется территория в районе улиц Серова — Жлобинской. Под снос отправятся одно- и двухэтажки, построенные на рубеже 1940–1950-х годов. Поэтому, если хотите окунуться в атмосферу далекой рабочей окраины послевоенного города, поспешите.
Справочно
Центральная улица названа в честь Анатолия Серова — одного из самых известных советских военных летчиков 1930-х годов.
Фото Павла Русака