Начальник Детской железной дороги: «Даже девочки становятся боевыми, садясь в кресло машиниста»
Единственной в Беларуси Детской железной дороге имени Константина Заслонова в 2020-м исполнилось 65 лет. В беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» ее начальник Валерий Савич рассказал, с чем подошли к знаменательной дате юные железнодорожники и как проходят их занятия.
— У нас тут не просто аттракцион, а учебное заведение дополнительного внешкольного образования, — сразу вводит в курс дела В. Савич.
Приходить сюда, мечтая о романтике дорог и шуме колес, можно с пятого по седьмой класс. У юных железнодорожников есть учебный корпус на ул. Фрунзе, там они занимаются теорией, а на пр. Независимости с центральной станции Заслоново возят настоящих пассажиров на отнюдь не кукольных поездах. Тут все по-настоящему. И школьники, если честно, ведут себя порой взрослее, чем мамы и папы.
— Они меняются, даже девочки, становятся боевыми, когда садятся в кресло машиниста. У них тут свой мир увлеченных, есть даже юнсовет — с начальниками и помощниками. И это тоже дети. Они делают все сами.
В среднем сейчас на железной дороге занимаются около 500 юных учеников, они приходят сюда после школы, в выходные, на каникулах. Учеба бесплатная, форма — тоже. Обязательный атрибут — белая рубашка. Выглядит, кстати, не помпезно, а, наоборот, доверительно. А еще иногда маленькие железнодорожники ездят к коллегам в другие страны — уже побывали в Санкт-Петербурге, Киеве и даже в одном из китайских городов.
— В профильные вузы, чтобы потом работать на Белорусской железной дороге, поступают примерно 50 % выпускников, это человек 20. Мы не даем дипломов, но ребята получают более ценное — знания, понимание будущей профессии, чтобы сделать потом более осознанный выбор.
Поезда в этом году запустили не в мае, а только 9 июля — ко дню рождения детской дороги. Обновили здание вокзала, сохранив все элементы сталинского ампира, вернули фойе стилистику 1955 года — теперь там ретро-люстры, шторы, скульптуры и даже рояль, чтобы устраивать музыкальные вечера.
— Мы решили ко дню рoждения вернуться к первоначальному виду станции, это ведь колорит той эпохи. Интерьер восстанавливали серьезно, досконально, по чертежам.
Но здесь все-таки не музей, поэтому, чтобы дети не скучали, добавили новых технологий. В зале ожидания есть игровой симулятор поезда, вернее кабины машиниста, и фотозеркало, позволяющее примерить железнодорожную форму. Внимание привлекает и макет, по которому ездит крохотный поезд. Но это не просто игрушка — так выглядела первая на белорусской земле железнодорожная станция Поречье, которой уже 158 лет.
В. Савич работает на железной дороге почти 44 года, на детской — 15 лет. Он рассказывает, что в СССР таких дорог одно время было чуть больше 50, а первая белорусская появилась в Гомеле в 1936 году, но после войны ее уже не восстанавливали — открыли новую в Минске. Ее длина — 4,5 км. В идеале стоило бы продлить, но в нынешних условиях застройки города это пока невозможно.
Изменения в работе в связи с пандемией коснулись и Детской железной дороги. Рейсов стало меньше, потому что подвижной состав проходит дезинфицирующую обработку. Поезда курсируют со среды по пятницу четыре раза в день, с субботы по воскресенье — шесть.
Фото автора