1200 90

Национальная библиотека откроет выставку к 100-летию со дня рождения Ивана Мележа и Ивана Шамякина

Национальная библиотекаЛитературно-художественная выставка «Чтобы человек жил как человек…» к 100-летию со дня рождения белорусских писателей Ивана Мележа и Ивана Шамякина откроется 28 января в Национальной библиотеке Беларуси. Такая информация размещена на сайте НББ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Выставка «Чтобы человек жил как человек…» была организована, чтобы отдать дань уважения летописцам эпохи, напомнить посетителям о творчестве мастеров слова и поддержать интерес читателей к литературному наследию авторов. Фигуры Мележа и Шамякина будут представлены бестселлерами советского времени — теми произведениями, которые выдержали наибольшее количество переизданий и выходили миллионными тиражами. Книги отличались масштабностью событий, которые многопланово раскрыли непростую судьбу белорусского народа в ХХ веке, и яркими художественными образами, которые раскрывали гуманистическую направленность творчества писателей. К таким произведениям относятся трилогия «Палеская хроніка», роман «Мінскі напрамак» И. Мележа, пенталогия «Трывожнае шчасце», романы «Атланты і карыятыды», «Сэрца на далоні» и др. И. Шамякина.

В экспозиции «Чтобы человек жил как человек…» посетители увидят самые первые, раритетные, юбилейные издания классиков из фондов Национальной библиотеки Беларуси. Будут представлены произведения с автографами мастеров слова, в переводе, с прекрасно оформленными обложками. Кроме того, на выставке можно будет увидеть иллюстрации, которые добавили созданным персонажам искренности, правдивости, глубокого и тонкого психологизма, и линогравюры Натальи Поплавской к роману «Людзі на балоце» И. Мележа. Также будут выставлены работы таких художников, как Арлен Кашкуревич, Людвиг Осецкий, Сергей Романов, Эдуард Агунович, Николай Гаев и др.

Открытие состоится 28 января в 16:00 в галерее «Атриум» в Национальной библиотеке по адресу: пр. Независимости, 116. Работать экспозиция «Чтобы человек жил как человек…» будет до 15 мая.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Белорусские бойцы выиграли четыре медали на чемпионате мира по ММА

На чемпионате мира по смешанным единоборствам (ММА) в Ханты-Мансийске белорусы завоевали четыре бронзы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

chm po edinoborstvam

Турнир принимал Центр развития теннисного спорта, а участниками стали более 160 спортсменов из 35 стран. Медали разыгрывались в десяти весовых категориях у мужчин и в шести — у женщин.

Из белорусов чаще всех в клетку довелось выходить Рустаму Джайчиеву. На предварительной стадии боец ACADEMY MMA TEAM выиграл у испанца Артура Мартина Искуиредо удушающим приемом в первом раунде. Затем парень нокаутировал в дебютной трехминутке португальца Ангелу Лоуренсу-Руимунду. Третий поединок получился самым сложным, оппонентом был представитель Ирака Мохаммед Салах, но и здесь победил Джайчиев — решением судей. Однако в полуфинале он все же уступил российскому бойцу, получил бронзу.

Сергей Кузнецов стартовал со стадии 1/8 финала, где одолел Александра Скроба из Молдовы решением судей. Полную дистанцию прошел и бой Кузнецова с мексиканцем Нестором Эдуардо Галиндо Мартинесом — и здесь арбитры с разногласием отдали предпочтение белорусу. Но в полуфинале Сергей проиграл, занял третье место. Аналогичная участь постигла Лилию Казак, а также Юрия Осецкого. Тем не менее этот квартет получил бронзовые награды.

Бойцы Даниил Кулицкий, Захарий Кузьменков, Дмитрий Костюченко и Андрей Медюн не смогли добраться до заветных медалей в этих соревнованиях.

Фото mmaunion.ru

Как дефектологи помогают ребятам с нарушениями речи, и при каких показаниях стоит к ним обращаться

Ежегодно в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района приводят около 4 тыс. детей. Для каждого ребенка индивидуально составляют образовательный маршрут и план помощи. Как разговорить самых капризных молчунов, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

05 11 2024 soczialka czentr korrekczionno razvivayushhego obucheniya pozhoga 08 kopiya

Слон, лягушка и змея

Пятилетний Давид третий месяц приходит в центр на занятия. Он уже многое умеет. Например, по просьбе учителя-дефектолога Юлии Хасеневич мальчик без труда выполняет упражнение «Вкусное варенье».

Молодец, — поддерживает ребенка специалист. — А теперь сделаем «Слоника». Вытягивай губы в трубочку. Умница! Еще раз. «Слоника» и «Лягушку» по очереди сделаем?

Давид цокал, как лошадка, «красил забор» и изображал грибок, прижимая язык к нёбу. Ему может показаться, что это игра. Однако артикуляционная гимнастика — один из самых эффективных способов преодоления речевых нарушений.

Когда размяли язык, педагог предлагает мальчику новое развлечение: провести змею по лабиринту. Чтобы та не заблудилась, надо помогать ей звуком «Ш».

Смотри на картинку и повторяй песенку змеи, — просит учитель-дефектолог. — Как она говорит? Правильно: «Ш-ш-ш». Губы вытяни вперед, а язык подними.

05 11 2024 soczialka czentr korrekczionno razvivayushhego obucheniya pozhoga 03 kopiya

Каждый кабинет учителя-дефектолога в центре — своего рода игровая комната, где дети с помощью цветных картинок из книг или ярких игрушек учат свой язык правильно выговаривать звуки. Гаджеты тоже помогают, например умное зеркало — компьютер с зеркальной поверхностью и со специальными программами для коррекции речи и развития артикуляции. Давид, глядя на него, изображает паровоз и шипящий чайник, а специалист лишь корректирует технику с помощью программы. Занятия индивидуальны для каждого ребенка.

Поддержка рядом

— Для коррекционной помощи необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование, — поясняет заместитель директора центра Наталья Шишкова. — Учителя и врачи определят особенности развития ребенка и разработают индивидуальный образовательный маршрут. Ежегодно к нам приводят около 4 тыс. ребят. После обследования некоторые получают направление на занятия в садиках или школах, другие идут в специальные или интегрированные группы.

В Заводском районе функционируют 58 классов интегрированного обучения, 9 специальных классов и 61 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тех, у кого тяжелые и множественные нарушения, педагоги учреждения посещают на дому. В 2024-м таких 10 человек.

05 11 2024 soczialka czentr korrekczionno razvivayushhego obucheniya pozhoga 06 kopiya

Коррекционные центры также предоставляют раннюю помощь малышам до 3 лет, — добавляет Н. Шишкова. — В этом году у нас 80 таких ребят. Их число постоянно меняется. Чем раньше люди обратятся за помощью, тем лучше будут результаты. Не надо опираться на мнение других: «Вот пойдет твой ребенок в садик, там и заговорит».

При сомнениях стоит записаться на консультацию к специалистам центра, чтобы узнать, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам, и получить рекомендации. Некоторые родители приходят за советами каждые полгода.

Первые звоночки

Как понять, когда необходимо обратиться за помощью?

Если в 1,5 года у малыша нет слов, и он не показывает на нужное, надо действовать, — объясняет Ю. Хасеневич. — К 3 годам словарь должен насчитывать более тысячи слов. Дети должны понимать обращенную речь и пользоваться предметами — есть ложкой и пить из кружки, выражать просьбы, знать основные цвета и понимать формы. Все проблемы с речью желательно исправить до школы. В противном случае ошибки из устной речи перейдут в письменную. Например, если у ребенка нарушение фонематического слуха, на диктанте он так и напишет слово «миниционер», а не «милиционер».

05 11 2024 soczialka czentr korrekczionno razvivayushhego obucheniya pozhoga 14 kopiya

Стесняться проблемы или замалчивать ее в надежде, что все пройдет само, нельзя. А ведь некоторые мамы и папы скрывают, что у их чада, допустим, расстройство аутистического спектра или поведенческие нарушения. Даже если и доходят до комиссии, то спорят с педагогами и психологами, когда те называют вероятные диагнозы. Позже приходит понимание, что с задачей разбираться все же придется, но время, к сожалению, упущено.

Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, надо провести работу с мамой и папой: объяснить им, почему ранняя помощь необходима, — добавляет Ю. Хасеневич. — Хорошо, когда родитель и учитель-дефектолог работают в связке. Только так можно добиться результатов. Именно поэтому близкие малыша присутствуют на занятиях, а потом получают рекомендации по закреплению пройденного уже дома.

05 11 2024 soczialka czentr korrekczionno razvivayushhego obucheniya pozhoga 12 kopiya

Причина и следствие

Говоря о нарушениях звукопроизношения у детей, собеседницы отмечают: проблема возникает по нескольким причинам. Например, из-за неправильного жевания. Длительное использование пустышки или сосание пальцев, неверно подобранный рацион питания с жидкой и мягкой пищей способны отразиться на речи. Вырастить молчуна можно благодаря гиперопеке, когда крохе достаточно без слов ткнуть пальцем в нужную сторону — и на его требование предлагают тысячу вариантов просимого. Зачем говорить, если и так все получишь? Многочасовой просмотр мультфильмов или игры на планшете/телефоне с младенчества тоже имеют свои последствия.

Понятно, что у отсутствия речи бывают и более серьезные причины. Например, повреждение структур головного мозга из-за родовых травм, — поясняет учитель-дефектолог. — Но если родители мало разговаривают с ребенком, это способно затормозить речь. Ничто не заменит беседы с мамой и папой, игры с ними. Даже обычная прогулка во дворе может дать такой объем информации, на который не способен ни один планшет или телевизор.

Фото Сергея Пожоги