Национальные экзамены после школы планируют ввести в 2023 г. Узнали мнения учителей
Единые национальные экзамены будут введены в белорусских школах в 2023 году. Об этом рассказал министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Единый экзамен изменит подходы к аттестации выпускников школ. Сейчас 11-классники сдают четыре обязательных испытания: изложение по русскому или белорусскому языку на выбор, математику и устно — историю Беларуси и английский. Как правило, после школы ребята стремятся поступить в вузы или ссузы, для чего вынуждены еще раз сдавать экзамены, но теперь уже в форме централизованного тестирования. Так вот, школьные и вступительные испытания хотят объединить. И у такой инициативы есть несколько причин. Во-первых, это облегчит жизнь самим выпускникам, у которых будет меньше обязательных проверок знаний, а значит, и стресса. А во-вторых, единый экзамен — независимое испытание, которое предполагается проводить на базе РИКЗ без участия школьных учителей. Т. е. балл будет максимально объективным. Введение новшества активно обсуждалось на протяжении последних двух лет. И, судя по всему, единым экзаменам быть. Но остается еще ряд вопросов.
Какие школьные экзамены хотят объединить с ЦТ?
Министерство образования предлагает к общественному обсуждению новые правила приема в вузы и ссузы. Документ разместили на сайте ведомства. С ним можно ознакомиться и прислать свои замечания или предложения.
Собственно, это и есть будущий законопроект, который призван урегулировать все нюансы отношений между абитуриентом и вузом или колледжем.
В этом документе прописана новая норма: итоговые испытания после школы по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде национального государственного экзамена (НГЭ). Абитуриенты, поступающие в вузы, будут сдавать три вступительных испытания. Одно обязательно — по русскому или белорусскому языку в форме НГЭ. Два других — в форме НГЭ или ЦТ и вступительного экзамена в учреждении высшего образования. К слову, результаты и того, и другого тестов будут действительны два года. Те, кто получил аттестаты об общем среднем образовании до 1 сентября 2023 года, чтобы поступить в вуз, будут сдавать только централизованное тестирование.
Так какие школьные экзамены хотят объединить с ЦТ? В Министерстве образования уже более-менее определились с этим вопросом: выпускники будут сдавать два обязательных НГЭ — по русскому или белорусскому языку и математике. Остаются дискуссионные вопросы, что делать с иностранным языком и историей Беларуси. Сейчас это два устных испытания. В какой форме их проводить? Мы спросили мнения у столичных учителей.
«Экзамен по истории Беларуси — только в устной форме и только после 9-го класса»
Лично я сдавала историю Беларуси после 9-го класса. Это были традиционные билеты, в каждом — по нескольку вопросов. Отвечаешь их учителю — и свободен. С 2015 года это испытание перенесли в 11-й класс, оставив все ту же билетную форму. Но, как оказалось, большинство столичных педагогов ратуют за то, чтобы экзамен вновь вернули девятиклассникам. И вот почему.
Владимир Козловский, учитель гимназии № 1 им. Ф. Скорины, руководитель городской команды школьников по подготовке к республиканской олимпиаде по истории:
— Однозначно, надо оставлять устную форму экзамена. Сегодня в школе у детей достаточно письменных предметов, они постоянно решают тесты. А история способствует развитию речи, говорению. Кроме того, можно увидеть и как ребенок с картой работает, и с историческими документами. Также считаю, что этот экзамен следует оставить в 9-м классе. Ведь потом старшеклассники уже в большинстве своем сориентированы на определенный профиль, знают, кому надо сдавать в вуз физику, химию или другой предмет. И целенаправленно готовятся, посещают факультативы, курсы. И на этом жизненном этапе у них и без того серьезная нагрузка. А ведь еще приходится готовиться к экзамену по истории. А это чуть ли не 75 вопросов!
Валентина Капанёва, педагог гимназии № 15, руководитель методического объединения учителей истории и обществоведения Советского района.
— Историю Беларуси необходимо сдавать после завершения обучения на второй ступени общего среднего образования. И такой опыт уже был в белорусских школах. У меня есть возможность сравнить. Работала, когда ребята держали экзамен после 9-го класса. Большая разница с тем, что сейчас! И прежде всего — в отношении к самому предмету.
Для девятиклассников вполне логично и нормально было готовиться к билетам, они завершали учебный курс, приходили на дополнительные занятия. И в целом были положительно настроены на предмет. Но после экзамен по историю Беларуси перенесли в 11-й класс. И сегодня для выпускников это дополнительная нагрузка. Они ведь мотивированы на поступление. Поэтому, можно сказать, готовятся к этому экзамену по остаточному принципу. Очень устают. А ведь объем немаленький: необходимо знать программу 6–9-го классов — с доисторической эпохи до современности.
Елена Макеенкова, педагог гимназии № 56, руководитель учебно-методического объединения учителей истории Октябрьского района:
— С коллегами много говорим на эту тему, и однозначного мнения нет. Вопрос действительно дискуссионный. С одной стороны, экзамен после 9-го класса вполне логичен: дети полностью завершают курс истории Беларуси. С другой стороны, в 10–11-х классах — углубленное повторение предмета. Кроме того, есть ребята, которые, поступая в гуманитарные вузы, сдают его как ЦТ. Ну и ко всему прочему, на первых курсах университета студентам преподают историю Беларуси, после чего — экзамен или зачет. По сути, этот предмет учащимся необходим. И если они его выдержат после 9-го класса, не утратят ли интерес потом? Ведь и учебная программа, и время, в которое мы живем, требуют серьезного подхода к этой дисциплине. В современном мире любое государство уделяет большое значение своей национальной, исторической идентичности. Что касается формы испытания: история — гуманитарный предмет. И я, как учитель, больше склоняюсь к устному экзамену, нежели тестированию. Здесь важны не только знания дат, исторических фактов, но и умение оперировать ими, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственную цепочку. На нашем уроке дети говорят! У современных школьников сложности в работе с информацией, они не умеют находить главное в учебнике и выстраивать логическую связь. Бывает, задаешь им вопрос на рассуждение, а они отвечают, что этого не написано в книге. Если экзамен будет устным, то мы будем этому учить на уроках детей, а не натаскивать на тесты.
«Когда есть знания, не важно, в какой форме ты сдаешь экзамен»
Испытание по иностранному языку стало обязательным для выпускников школ в 2015 году. Тогда его ввели вместо экзамена по выбору учащегося. С тех пор сдается в устной форме. А как лучше? Спросили у учителей.
Светлана Седюкевич, учитель-методист гимназии № 7:
— В перспективе, конечно, имеет смысл объединить выпускной и вступительный экзамены по иностранному языку, но только не сейчас. Скажем, ЦТ по английскому языку считается одним из самым сложных. Поэтому к такой форме сдачи экзамена следует целенаправленно готовиться на протяжении нескольких лет. Также я считаю, что централизованное тестирование на сегодняшний день самая объективная форма проверки знаний, которая за долгие годы подтвердила свою эффективность. Но вообще, когда у ребенка есть знания, не важно, в какой форме проходишь испытание. Говорю это на примере своих ребят. Все успешно сдали и устный выпускной экзамен, и централизованное тестирование. В этом году в нашей гимназии 10 человек сдали ЦТ по английскому языку на 90 и более баллов, несмотря на то что несколько изменились формат теста, система оценивания, количество заданий и пр. Наши учащиеся были мотивированы на изучение языка, и на самом деле когда есть знания, то не важно, в какой форме сдается экзамен.
Людміла Крывальцэвіч, настаўнік замежнай мовы гімназіі № 4:
— Лічу, што неабходна захаваць выпускны экзамен па замежнай мове пасля 11-га класа. Такой пазіцыі прытрымліваюцца і мае калегі. Сёння падрастаючае пакаленне жыве ў глабальным свеце. Яны ўцягнуты ў камунікацыю пасродкам інтэрнету, гутараць праз розныя сацыяльныя сеткі са сваімі аднагодкамі і не толькі, якія пражываюць у розных кутках нашай зямлі. Актуальнасць вывучэння замежнай мовы ўзрастае штодзень. Акрамя таго лічу, вусны іспыт — гэта найлепшая, правераная часам форма выяўлення практычнага авалодання замежнай мовай. Так, настаўнік бачыць, наколькі сфарміраваны ў вучня каштоўнасныя арыентацыі, асобасныя якасці выпускніка, што практычна немагчыма зрабіць ва ўмовах ЦТ. Аднак, з іншага боку, адмовіцца ад тэсціравання таксама немэтазгодна: яно дазваляе аб’ектыўна ацаніць узровень засваення лексіка-граматычнага матэрыялу.