Наследие Беларуси становится доступнее. Как информационные технологии помогают развиваться культуре
О продвижении культурного наследия Беларуси в интернет-пространстве корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с директором ИТ-компании PRAS Николаем Томашевичем.
— Ваша фирма разработала электронные каталог Музейного фонда и реестр книжных памятников нашей страны. Какую пользу для общества несут эти сервисы?
— Благодаря данным интернет-ресурсам широкий круг людей может получить информацию о культурном наследии Беларуси, не выходя из дома. Уникальные экспонаты доступны для просмотра и ознакомления 24/7. В 2017–2018 годах мы разработали Государственный каталог Музейного фонда. Сейчас на сайте можно увидеть более 2 800 предметов истории и искусства из разных музеев страны, но по факту в каталоге зарегистрировано свыше 160 тыс. экспонатов. Вообще Музейный фонд страны насчитывает более 3 млн предметов. Представляете, какой потенциал! Предполагалось, что все музеи будут представлять свои экспонаты на этой площадке и любой желающий сможет совершить виртуальную экскурсию.
По аналогии с этим каталогом в 2019 году разработали и реестр книжных памятников. Он потихоньку наполняется. В базе уже 45 тыс. объектов, но пользователям доступны для просмотра лишь свыше 900. Это старинные рукописи и печатные издания, представляющие культурную ценность. На сайте три раздела: книжные памятники, коллекции и фонды, где непосредственно хранятся книги. Примечательно, что есть электронные копии изданий и их можно читать онлайн.
— В чем сложность работы над столь масштабными проектами?
— Большой объем информации нужно систематизировать и представить в доступной форме. К тому же информацию нужно было подать для нескольких целевых аудиторий: администрации реестра/каталога, хранителей фондов и непосредственно пользователей. Поэтому сайты имеют несколько интерфейсов. Мы старались их сделать максимально удобными и простыми в использовании, чтобы любой человек мог разобраться и познакомиться с культурным достоянием нашей страны.
— В вашем портфолио есть туристический портал, каталог спортивных объектов, социальная сеть, не говоря уже о многочисленных сайтах, которые создавали для различных компаний. Какие проблемы возникают при работе с заказчиками?
— Заказчики сильно привязаны к бюджету, особенно госорганизации. Им средства выделяют только на разработку, а вот на ведение сайта ресурсов не предусматривают. Хотя на его наполнение, тестирование, продвижение требуются также финансовые затраты. И получается, что сайт начинают вести любители или фанаты, энтузиазм которых быстро иссякает, и интернет-площадка затухает. Многие руководители предприятий этого не понимают.
— Из-за пандемии ряд арт-проектов уходит в онлайн. Музеи устраивают виртуальные экскурсии, артисты и театры — прямые трансляции своих концертов и спектаклей. Как считаете, это вынужденная мера или за Интернетом будущее?
— Думаю, после пандемии все поймут, что переходить в онлайн не страшно. Интернет уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, и все, кто заинтересован в развитии, продвижении своей деятельности, продукта, стремятся заявить о себе в Сети. Сфера культуры в этом плане немного отставала, но сейчас, как видим, активизировалась. Есть такое понятие, как доступность контента. Чтобы заинтересовать людей и привлечь их в свои музеи, галереи, театры, учреждениям культуры нужно стать интерактивнее. Одно дело, когда человек идет в музей и не знает, что там увидит, и другое, когда заранее изучил информацию и загорелся желанием увидеть экспонаты вживую. Конечно, сфера культуры многогранна. Каждой организации нужно отдельно прорабатывать свою стратегию развития и продвижения в Интернете. Лично мне кажется, что в нашей стране не хватает интернет-ресурса, который аккумулировал бы на одной площадке все арт-пространства и события. Несколько лет назад мы выступали с идеей разработать мобильное приложение и сайт, которые позволяли бы людям быть в курсе всех культурных мероприятий страны, но поддержки не нашли.
— Вы являетесь разработчиком игр «1514» и «Белорусские шахматы», которые связаны с историей и культурой Беларуси. Может, порадуете новинками?
— По сей день продолжаем разрабатывать «Белорусские шахматы». Вместе с профессором Гродненского медуниверситета Алесем Островским создали свою разновидность этой игры еще лет 10 назад. Главное отличие от классических шахмат — доска состоит из 81 клетки (9 х 9), в центре — трон. За него и разворачивается борьба белорусских княжичей. Названия фигур изменены, как и правила. В 2011 году мы запустили компьютерную версию игры, но потом неоднократно ее дорабатывали и переделывали, пока не достигли желаемого результата. Это проект, который делаем для души и в свободное от основной работы время. Уже заканчиваем разработку сайта и собираемся запускать его ближе к осени. Игра будет доступна как онлайн, так и офлайн — выпустим настольную игру и деревянные шахматы.
Смотрите также:
https://youtu.be/IjYRh80ZfDY
https://youtu.be/9uTjus_MSTg