1200 90

«Настоящее искусство нельзя не понять». Поговорили с директором Большого театра о работе и референдуме

Ректор Белорусской государственной академии музыки, профессор, доктор искусствоведения, председатель совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, член Конституционной комиссии Екатерина Дулова 4 января была назначена на пост генерального директора Большого театра Беларуси. Несмотря на занятость, Е. Дулова поделилась с корреспондентом агентства «Минск-Новости» планами дальнейшего развития театра и рассказала, какие изменения в проекте Конституции она считает особенно важными.

О новом пути

NMP 1537 — Екатерина Николаевна, чем стало для вас предложение возглавить Большой театр?

— Неожиданностью. Но я бы не отнесла ее к категории случайных явлений. Чем больше погружаюсь в специфику работы театра, тем больше понимаю, что идти по этому новому пути поможет мне большой профессиональный опыт.

В вашей трудовой книжке до сих пор было только одно место работы — Белорусская государственная академия музыки. Сложно было сменить его?

— Это было действительно непростое решение. За 33 года в Академии музыки я прошла путь от преподавателя до ректора. И получила просто неоценимый опыт, в том числе в творческой сфере. Ведь образование будущих музыкантов, певцов неразрывно связано со сценой и исполнительской практикой. Я вижу в сегодняшних студентах будущих профессионалов. Будучи ректором академии, четко осознавала ответственность за образование студентов, которых нам доверили родители, педагоги, страна. Теперь же я смотрю на ситуацию с точки зрения генерального директора театра, человека, который принимает на работу молодых людей, а значит, предъявляет им определенные требования. Театр старается предоставить молодежи максимальные возможности для творчества, открывает им новые пути для реализации в профессии. Молодые артисты выходят на сцену или играют в оркестре вместе с опытными коллегами. И так важно, чтобы авторитет старшего поколения не довлел над начинающими артистами, а наоборот, помогал им не разочароваться в профессии, найти вдохновение для движения вперед. Ведь без молодых талантливых артистов дальнейшее развитие театра невозможно.

— Близок ли вам балет?

— Балетным жанром занималась практически с первого курса Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Практически все мои научные работы посвящены музыке балета. Моя первая педагогическая практика проходила в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой в Петербурге, где я читала лекции об истории русского балета хореографам. Кандидатская диссертация была посвящена «Спящей красавице» Петра Ильича Чайковского, а материал докторской работы охватывал более 300 лет развития европейского балета — до середины XX века.

Об изменениях в театре

Какие изменения вы уже наметили в Большом театре, на чем сделаете акценты?

— Именно наш театр формирует мощную творческую основу, на которой базируется культурная жизнь всей страны. Руководство республики и ее граждане должны понимать, насколько Большой театр уникальное учреждение культуры. Безусловно, театр должен звучать и за рубежом. Почти два года мы не выезжали на гастроли из-за пандемии. А в начале февраля 2022-го успешно выступили на сцене Королевского театра Маската в Султанате Оман — показали национальный балет В. Кузнецова «Анастасия» в постановке Ю. Трояна. Впервые оркестр и артисты балета белорусского Большого выступали на этой театральной площадке, одной из самых красивых в мире. Это, несомненно, достижение для нашего театра. Надеемся, что в будущем плодотворное международное сотрудничество продолжится.

Для дальнейшего развития театра необходимо четкое понимание репертуарной политики. Что сегодня привлекает зрителей? И отдельно я бы задала вопрос: что хотят смотреть дети? Мне очень интересно именно это направление — работа с подрастающим поколением. Будем постепенно расширять количество проектов для детей, не исключено, что в театре появятся программы для самых маленьких зрителей. Да, удивительной красоты музыка звучит, например, в балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — спектаклях для всей семьи (премьера «Спящей красавицы» пройдет в Большом 26 и 27 марта. Это своеобразный подарок зрителям ко Дню театра от прославленного хореографа Валентина Елизарьева. — Прим. авт.). Но есть постановки, созданные специально для детской аудитории. Это оперы «Терем-теремок», «Пиноккио», балет «Три поросенка» и многие другие, где звучит легкая музыка, а на сцене танцуют и поют знакомые персонажи. Надеюсь, репертуар театра пополнится именно такими спектаклями.

большой театр Что, на ваш взгляд, сейчас самое важное в искусстве?

— Убеждена, что настоящее искусство нельзя не понять. Именно оно возвышает человека над обыденностью, только оно радует и восхищает. Прийти в театр, музей, галерею, библиотеку должен каждый, чтобы открыть в себе свои лучшие качества. Мне очень импонирует государственная программа приобщения молодежи к культуре «Пушкинская карта», реализуемая в России. Стоит подумать над созданием условий, которые позволили бы и нашему подрастающему поколению активно повышать свой уровень, приобщаясь к культурному наследию.

Стало популярным объединять бизнес и искусство. Что, по вашему мнению, сделает театр привлекательнее для спонсоров?

— Это направление необходимо развивать, привлекать специалистов, которые смогут этим профессионально и эффективно заниматься. Во многих известных театрах есть спонсоры и попечительские советы, которые определяют, на что именно выделить средства, учитывая интересы страны. Поэтому создание попечительского совета — моя цель, а привлечение спонсоров для проектов и постановок остается важнейшим направлением деятельности.

О проекте Конституции

Вносятся изменения и дополнения в проект Конституции Республики Беларусь, за которые уже 27 февраля мы будем голосовать на референдуме. Изучая их, на что вы обратили особое внимание?

— Как член Конституционной комиссии знаю этот документ, можно сказать, изнутри, историю его становления и создания. Убеждена, что это глубокий, цельный и направленный в будущее нашей республики документ. Он не только фиксирует реальные события, обобщает прошлое, но и предлагает нашим детям и внукам новые направления. Я бы отметила в нем три важные позиции.

Первая: остались незыблемыми социально-ориентированные подходы к жизни страны, ее граждан. Да, велись дискуссии по ряду вопросов, связанных со здоровьем. Но ничего не поменяли, лишь сделали акцент на том, что, если человек хочет быть здоровым, необходимо думать о себе, нести ответственность за свое здоровье. И усилили позиции, которые были посвящены людям с ограниченными возможностями. В нашей жизни хотелось бы видеть поменьше примеров иждивенчества. То, как ты живешь сегодня, должно быть связано с пониманием того, будешь ли ты обеспечен социальными гарантиями в будущем.

Вторая: усиление значения традиционных и семейных ценностей, сохранение нашей исторической памяти… Искажение истории наносит серьезный урон нашей культуре, нашей духовности. Поэтому просто необходимы конкретные дополнения. Мы должны нести ответственность за воспитание детей, говорить о патриотизме, придавая этому слову особое значение.

Третья посвящена перестройке нашей политической системы, ее обновлению. Это решающая позиция, над которой работали специалисты. Последние изменения по результатам республиканского референдума были внесены в Конституцию в 2004 году. Но одно дело — президентская республика того времени, а другое — современная. Ситуация последних двух лет показала, на что нам следует обратить внимание, где мы должны стать сильнее. На сегодня появилась такая структура — Всебелорусское народное собрание, которая занимает вторую позицию после Главы государства при сохранении трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. И мы понимаем, насколько важно иметь дополнительное поле для мнений народа. Ведь это в духе славян — собираться вместе на вече и решать ключевые вопросы. Это не параллельная и не дублирующая какую-то власть структура, а орган народовластия, который будет вырабатывать и принимать решения по важнейшим направлениям в жизни нашей страны.

Фото предоставлено Большим театром Беларуси

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Средняя зарплата в Минске в октябре составила 3 149,4 рубля

Номинальная начисленная средняя заработная плата работников столицы в октябре составила 3 149,4 рубля, а средняя зарплата по Беларуси — 2 363,4 рубля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления г. Минска.

dsc03116 kopiya

По сравнению с сентябрем показатель в столице вырос на 91,1 рубля, а в республике — на 49,5 рубля.

Как и прежде, лидерство по начисленной средней заработной плате в Минске за работниками сферы информации и связи — 6 517,1 рубля. Второе место занимают специалисты, которые трудятся в сфере финансовых услуг и страхования — 4 416,4 рубля. Замыкают тройку лидеров работники сферы строительства — 3 495,4 рубля.

В Минской области номинальная начисленная заработная плата составила 2 406,2 рубля, Гомельской — 2 134,6 рубля, Гродненской — 2 111,9 рубля, Брестской — 2 110,9 рубля, Витебской — 1 988,6 рубля, Могилёвской — 1 974,6 рубля.

По видам экономической деятельности самые высокие заработные платы в стране у работников сферы информации и связи — 5 646,6 рубля, финансовой и страховой деятельности — 3 578,9 рубля. Далее строительство со средней зарплатой 2 951,5 рубля, профессиональная, научная и техническая деятельность 2 919,4 рубля, промышленность 2 622,8 рубля, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 2 463,7 рубля.

В Минске за девять месяцев 2024 г. на обучение одного дошкольника затрачено свыше 8 тыс. рублей

Сколько бюджетных средств выделяется в столице на обучение и воспитание одного школьника и дошкольника, рассказала заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова в эфире телеканала СТВ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

детский сад

По словам О. Смирновой, существует социальный стандарт, определена сумма, менее которой в течение года недопустимо выделять на обучение детей дошкольного либо школьного возраста. В столице только за девять месяцев 2024 г. на обучение одного дошкольника затрачено уже свыше 8 тыс. рублей, школьника — более 4 тыс. рублей.

— Это значительно большие суммы, чем определено социальным стандартом, — отметила зампредседателя комитета по образованию.

Напомним, в конце прошлого года Совмин определил нормативы расходов на обучение в учреждениях образования на 2024 г. В частности, в учреждениях общего среднего образования в городах, поселках городского типа это 3 109,52 рубля в год, в сельских населенных пунктах — 7 058,31 рубля в год; в учреждениях дошкольного образования в городах, поселках городского типа — 4 033,85 рубля за тот же период, в сельских населенных пунктах — 4 943,08 рубля.