«Настоящее искусство нельзя не понять». Поговорили с директором Большого театра о работе и референдуме
Ректор Белорусской государственной академии музыки, профессор, доктор искусствоведения, председатель совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, член Конституционной комиссии Екатерина Дулова 4 января была назначена на пост генерального директора Большого театра Беларуси. Несмотря на занятость, Е. Дулова поделилась с корреспондентом агентства «Минск-Новости» планами дальнейшего развития театра и рассказала, какие изменения в проекте Конституции она считает особенно важными.
О новом пути
— Екатерина Николаевна, чем стало для вас предложение возглавить Большой театр?
— Неожиданностью. Но я бы не отнесла ее к категории случайных явлений. Чем больше погружаюсь в специфику работы театра, тем больше понимаю, что идти по этому новому пути поможет мне большой профессиональный опыт.
— В вашей трудовой книжке до сих пор было только одно место работы — Белорусская государственная академия музыки. Сложно было сменить его?
— Это было действительно непростое решение. За 33 года в Академии музыки я прошла путь от преподавателя до ректора. И получила просто неоценимый опыт, в том числе в творческой сфере. Ведь образование будущих музыкантов, певцов неразрывно связано со сценой и исполнительской практикой. Я вижу в сегодняшних студентах будущих профессионалов. Будучи ректором академии, четко осознавала ответственность за образование студентов, которых нам доверили родители, педагоги, страна. Теперь же я смотрю на ситуацию с точки зрения генерального директора театра, человека, который принимает на работу молодых людей, а значит, предъявляет им определенные требования. Театр старается предоставить молодежи максимальные возможности для творчества, открывает им новые пути для реализации в профессии. Молодые артисты выходят на сцену или играют в оркестре вместе с опытными коллегами. И так важно, чтобы авторитет старшего поколения не довлел над начинающими артистами, а наоборот, помогал им не разочароваться в профессии, найти вдохновение для движения вперед. Ведь без молодых талантливых артистов дальнейшее развитие театра невозможно.
— Близок ли вам балет?
— Балетным жанром занималась практически с первого курса Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Практически все мои научные работы посвящены музыке балета. Моя первая педагогическая практика проходила в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой в Петербурге, где я читала лекции об истории русского балета хореографам. Кандидатская диссертация была посвящена «Спящей красавице» Петра Ильича Чайковского, а материал докторской работы охватывал более 300 лет развития европейского балета — до середины XX века.
Об изменениях в театре
— Какие изменения вы уже наметили в Большом театре, на чем сделаете акценты?
— Именно наш театр формирует мощную творческую основу, на которой базируется культурная жизнь всей страны. Руководство республики и ее граждане должны понимать, насколько Большой театр уникальное учреждение культуры. Безусловно, театр должен звучать и за рубежом. Почти два года мы не выезжали на гастроли из-за пандемии. А в начале февраля 2022-го успешно выступили на сцене Королевского театра Маската в Султанате Оман — показали национальный балет В. Кузнецова «Анастасия» в постановке Ю. Трояна. Впервые оркестр и артисты балета белорусского Большого выступали на этой театральной площадке, одной из самых красивых в мире. Это, несомненно, достижение для нашего театра. Надеемся, что в будущем плодотворное международное сотрудничество продолжится.
Для дальнейшего развития театра необходимо четкое понимание репертуарной политики. Что сегодня привлекает зрителей? И отдельно я бы задала вопрос: что хотят смотреть дети? Мне очень интересно именно это направление — работа с подрастающим поколением. Будем постепенно расширять количество проектов для детей, не исключено, что в театре появятся программы для самых маленьких зрителей. Да, удивительной красоты музыка звучит, например, в балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — спектаклях для всей семьи (премьера «Спящей красавицы» пройдет в Большом 26 и 27 марта. Это своеобразный подарок зрителям ко Дню театра от прославленного хореографа Валентина Елизарьева. — Прим. авт.). Но есть постановки, созданные специально для детской аудитории. Это оперы «Терем-теремок», «Пиноккио», балет «Три поросенка» и многие другие, где звучит легкая музыка, а на сцене танцуют и поют знакомые персонажи. Надеюсь, репертуар театра пополнится именно такими спектаклями.
— Что, на ваш взгляд, сейчас самое важное в искусстве?
— Убеждена, что настоящее искусство нельзя не понять. Именно оно возвышает человека над обыденностью, только оно радует и восхищает. Прийти в театр, музей, галерею, библиотеку должен каждый, чтобы открыть в себе свои лучшие качества. Мне очень импонирует государственная программа приобщения молодежи к культуре «Пушкинская карта», реализуемая в России. Стоит подумать над созданием условий, которые позволили бы и нашему подрастающему поколению активно повышать свой уровень, приобщаясь к культурному наследию.
— Стало популярным объединять бизнес и искусство. Что, по вашему мнению, сделает театр привлекательнее для спонсоров?
— Это направление необходимо развивать, привлекать специалистов, которые смогут этим профессионально и эффективно заниматься. Во многих известных театрах есть спонсоры и попечительские советы, которые определяют, на что именно выделить средства, учитывая интересы страны. Поэтому создание попечительского совета — моя цель, а привлечение спонсоров для проектов и постановок остается важнейшим направлением деятельности.
О проекте Конституции
— Вносятся изменения и дополнения в проект Конституции Республики Беларусь, за которые уже 27 февраля мы будем голосовать на референдуме. Изучая их, на что вы обратили особое внимание?
— Как член Конституционной комиссии знаю этот документ, можно сказать, изнутри, историю его становления и создания. Убеждена, что это глубокий, цельный и направленный в будущее нашей республики документ. Он не только фиксирует реальные события, обобщает прошлое, но и предлагает нашим детям и внукам новые направления. Я бы отметила в нем три важные позиции.
Первая: остались незыблемыми социально-ориентированные подходы к жизни страны, ее граждан. Да, велись дискуссии по ряду вопросов, связанных со здоровьем. Но ничего не поменяли, лишь сделали акцент на том, что, если человек хочет быть здоровым, необходимо думать о себе, нести ответственность за свое здоровье. И усилили позиции, которые были посвящены людям с ограниченными возможностями. В нашей жизни хотелось бы видеть поменьше примеров иждивенчества. То, как ты живешь сегодня, должно быть связано с пониманием того, будешь ли ты обеспечен социальными гарантиями в будущем.
Вторая: усиление значения традиционных и семейных ценностей, сохранение нашей исторической памяти… Искажение истории наносит серьезный урон нашей культуре, нашей духовности. Поэтому просто необходимы конкретные дополнения. Мы должны нести ответственность за воспитание детей, говорить о патриотизме, придавая этому слову особое значение.
Третья посвящена перестройке нашей политической системы, ее обновлению. Это решающая позиция, над которой работали специалисты. Последние изменения по результатам республиканского референдума были внесены в Конституцию в 2004 году. Но одно дело — президентская республика того времени, а другое — современная. Ситуация последних двух лет показала, на что нам следует обратить внимание, где мы должны стать сильнее. На сегодня появилась такая структура — Всебелорусское народное собрание, которая занимает вторую позицию после Главы государства при сохранении трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. И мы понимаем, насколько важно иметь дополнительное поле для мнений народа. Ведь это в духе славян — собираться вместе на вече и решать ключевые вопросы. Это не параллельная и не дублирующая какую-то власть структура, а орган народовластия, который будет вырабатывать и принимать решения по важнейшим направлениям в жизни нашей страны.
Фото предоставлено Большим театром Беларуси