Наступали в числе первых. Как минчане помогли освободить свой город
Как минчане помогли освободить свой город, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рев тысяч моторов, гром тысяч орудий возвестили о начале освобождения Беларуси. 23 июня 1944 года началась операция «Багратион». В первые же дни оборона противника была прорвана, советские танки устремились вперед. Через неделю путь на Минск был открыт. Спустя три года после начала войны на белорусских землях практически с точностью до наоборот повторились бои начала Великой Отечественной. В этот раз советские войска наступали, а в котлах оказывались гитлеровцы.
Ночь на 3 июля
Вечером 2 июля танкисты-тацинцы остановились в 10 километрах от Минска и стали готовиться к предстоящим боям за столицу БССР. Проверив технику и оружие, офицеры постарались дать рядовым бойцам хоть пару часов на отдых. Сами же не смыкали глаз всю тревожную ночь.
В штабе 2-го гвардейского танкового Тацинского корпуса все время кипела работа. Понимая, что брать в лоб такой крупный город слишком рискованно, к столице БССР отправили группы разведчиков. Они должны были выяснить расположение огневых точек противника, выявить системы укреплений и минные поля.
Здесь помогли разведчики 79-го мотоциклетного батальона. Бойцы решили действовать дерзко. Группа под командованием лейтенанта Александра Алексашина в составе водителя Тушканова, радиста Виноградова и пулеметчика Белянина сняла с бронетранспортера радиостанцию, переоделась, и на трофейной немецкой машине «Опель Капитан» въехала в Минск. Оккупанты не обращали внимания на штабную легковушку. Но и разведчикам было нелегко ориентироваться ночью в руинах. Они покружили по улицам и поняли, что без проводника не обойтись. Решили найти местного жителя и попросить о помощи. Только минчан на улице в ту ночь не было. Свернули во двор и попали под ружейный огонь минских подпольщиков. Был ранен Белянин. Командир группы решил не рисковать. Разведчики с радиостанцией укрылись в развалинах. В штаб полетели сообщения о хаотичном передвижении различных немецких автомашин и бронетехники, перемещениях подразделений и частей противника…
Полученные сведения подтвердили догадки Бурдейного — противник не ждет советского наступления в ближайшее время. Оборона города еще не организована. Значит, медлить нельзя, учитывая сообщения от партизан о том, что оккупанты минируют все уцелевшие здания Минска и готовятся уничтожить их.
Эти опасения были не напрасны. Сообщения минских подпольщиков были точными. Оккупанты и их пособники несколько дней минировали все объекты, представлявшие ценность — мосты, узлы связи и энергоузлы, предприятия и жилые дома, Дом Правительства, здание ЦК, оперный театр и другие. Лишь стремительный захват города мог сорвать планы врага.
Но и сами минчане не сидели, сложив руки и дожидаясь освободителей. Где было возможно, подпольщики резали провода, протянутые к взрывчатке. Так, в ночь на 3 июля 1944 года Дмитрий Гневко и Иван Станкевич проникли на территорию ТЭЦ-2 и перерезали провода, тянувшиеся к установленным там гитлеровцами минам. Этим они спасли станцию от уничтожения. Уже на следующий день после освобождения Минска оба подпольщика помогали советским саперам. Она провели их в заминированное машинное отделение ТЭЦ, показали перерезанные провода и установленные мины. После этого провели саперов по важнейшим электрораспределительным пунктам Минска. Благодаря помощи квалифицированных энергетиков, знавших устройство столичной энергосети, удалось сохранить действующей почтовую кабельную сеть, большую часть уцелевших трансформаторных пунктов города.
Важность быстрого освобождения Минска понимали на всех уровнях командования. Поэтому во 2-м Тацинском корпусе решили обратиться за помощью к тем, кто лучше всех знает город — самим минчанам. В штаб вызвали тех, кто родился и вырос в Минске или работал в городе до войны. Например, механик-водитель танка гвардии старшина Валентин Белькевич. Он рассказал все, что помнил про свою малую родину — где лучше войти в город, где и как расположены мосты и броды через Свислочь, назвал основные ориентиры, указал расположение промышленных объектов и т.д. Минчан поставили в первые ряды наступающих войск 2-го гвардейского танкового Тацинского корпуса. Они должны были стать проводниками для других.
Пока рядовые отдыхали, тыловые части и офицеры не смыкали глаз. Повсюду кипела работа: чинили технику и вооружение, пополняли боезапас и заправляли машины, распределяли участки наступления и зоны ответственности.
Фото из интернета
Читайте также:
- Вошли с трех сторон. Как освобождали Минск 3 июля 1944 года
- Кто и как освобождал Минск в июле 1944 года. Вспомним героев
- Папа Чебурашки и крупнейшая сухопутная диверсия в истории. Рассказываем о минчанах — героях войны
- Военный фотограф Отя и беспризорник во флоте. Рассказываем о минчанах — героях Великой Отечественной
- Первый командир «катюш» и провал операции «Орлиный коготь». Этот день в истории: 24 апреля
Смотрите также:

