Не допустить фальсификации прошлого. В Минске прошел семинар для учителей истории
Заседание постоянно действующего семинара для преподавателей истории учреждений образования Минска «Справедливая история» состоялось в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка 21 июня, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В работе заседания приняли участие депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Клишевич и доктор исторических наук Вячеслав Данилович. Модератором встречи выступил председатель Мингорсовета Артём Цуран.
Главная цель мероприятия в этом году — противоборство фальсификациям и искажению исторических фактов, связанных с началом и ходом Великой Отечественной войны.
— Подобные семинары проводим на постоянной основе. Прежде всего по запросу наших педагогов, — отметил А. Цуран. — И это не просто лекции, а возможность задать вопросы по историческим подходам, которые вызывают научные споры в мировом сообществе. Тема нынешней встречи посвящена началу Второй мировой и Великой Отечественной войн. Доктора исторических наук, давно работающие в этом направлении, изложили те факты, на которых строится и наша государственная историческая политика, и которые закладываем в учебники для учащихся.
В. Данилович рассказал о существующих в современном информационном поле фейках. Некоторые из них связаны с заключением договора между Германией и Советским Союзом, участием Польши в войне против СССР. Спикер акцентировал внимание и на часто используемых направлениях искажения истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Речь идет о трактовке воссоединения Западной Беларуси с БССР в 1939 году не как акта исторической справедливости, а как некоего неправомерного события с точки зрения международного права. Это основа для претензий Польши на западные территории Беларуси. Кроме того, всячески предпринимаются попытки поставить под сомнение тот факт, что борьба с нацистскими захватчиками носила всенародный характер, и более того — предпринимаются попытки реабилитации белорусов-коллаборационистов.
Часть семинара посвятили анализу взглядов, которые изложены в учебниках по всемирной и отечественной истории в Беларуси, России и Украине.
— Мы видим, что в вопросах начала Великой Отечественной войны у нас есть консолидация с Россией. Это практически идентичные взгляды. Украинская же сторона использует фейки даже на уровне своих учебников. И мы показываем, что наш путь — верный, научно подтвержденный, основан на достоверных фактах, — отметил декан исторического факультета БГПУ Сергей Шупляк.
В 2024 году на историческом факультете вуза увеличили набор абитуриентов на бюджетную форму. И ребята, которые поступят на это направление, через четыре года пойдут работать по распределению в белорусские школы.
— Увеличение плана набора — не случайность. В прошлую вступительную кампанию был большой интерес к историческим специальностям, наблюдался серьезный конкурс. Шли ребята, которые успешно сдали централизованные тестирование и экзамен. В результате подавали в комиссию документы с 300+ баллами. Поступали абитуриенты по целевым договорам, а также золотые медалисты и победители олимпиад. Интерес молодежи к истории, безусловно, есть. И названные факты это подтверждают, — подчеркнул С. Шупляк.
Недавно был разработан учебник по истории Союзного государства, также есть идея разработать подобный единый учебник по всемирной истории.
К слову, у профессорско-преподавательского состава БГПУ имеется опыт создания пособий для учеников белорусских школ.
— Учебник по истории Беларуси, по которую сейчас занимаются ребята 11-х классов, подготовлен преподавателями нашего факультета, — сказал С. Шупляк.
Сотрудники БГПУ также принимали участие в разработке нового учебника «История Беларуси в контексте всемирной истории» для учащихся 10-х классов. Министр образования Андрей Иванец анонсировал, что презентация состоится в августе.
— Главная цель издания — показать, что история Беларуси имеет такие же древние истоки, как и любая другая история цивилизаций и народов, — отметил С. Шупляк.
Также декан рассказал, какую роль играет учитель истории в современной средней школе.
— Самые главные компетенции, которые необходимо сформировать педагогу у учеников, — это умение работать с источниками информации и критически относиться к ней. Чему, собственно, и посвящен семинар. Нынешняя молодежь окружена огромным потоком информационных влияний. И разобраться, где правда, а где фейк, даже взрослому непросто, что уж говорить о подростках, — сказал С. Шупляк.
Фото Сергея Лукашова
Читайте также:
- Как Высоцкий попал на чемпионат по карате, и почему Леннон вернул орден. Этот день в истории: 25 ноября
- Не только увидеть, но и «порулить». На Линии Сталина открыли игровой класс от «Гейм Стрим»
- Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября
- Что ждало дезертиров при Петре I, и какой фильм взял 11 «Оскаров». Этот день в истории: 18 ноября
- ДЕТИ ВОЙНЫ. «Фашисты постоянно устраивали показательные казни». Как выживали дети в годы Великой Отечественной