Некоторые любят похолоднее: пять наивных вопросов про кондиционеры в общественном транспорте
Недавно о такой роскоши, как кондиционер в салоне автобуса или троллейбуса, минчане могли только мечтать. Теперь же в общественном транспорте нередко можно заметить значок снежинки с предупреждающей надписью. Новинка пришлась очень кстати к знойному лету, однако к ее работе до сих пор возникают вопросы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбирает самые популярные из них.
Первый наземный общественный транспорт, оснащенный системами охлаждения, появился на улицах города в 2019 году — к II Европейским играм. Спустя год в столице эксплуатировали 370 городских автобусов и 70 троллейбусов, приобретенных в 2018–2020 годах, способных обеспечивать в жару комфортную прохладу.
Сейчас, по информации «Минсктранса», кондиционерами оснащены 664 автобуса (62,5 % от общего количества), 220 троллейбусов (30,8 %) и 13 электробусов (14 %). Причем количество транспорта с охладителем воздуха в салоне будет увеличиваться, поскольку его наличие стало обязательным условием при покупке нового подвижного состава.
К хорошему быстро привыкаешь. И к кондиционерам в общественном транспорте за четыре года минчане привязались. Тем не менее, судя по поступающим обращениям читателей, вопросы об их работе остаются. Некоторые из них кому-то, возможно, покажутся наивными, а ответы — очевидными. И все же внесем ясность.
Почему нельзя открывать окна при включенном кондиционере?
Потому что прибор окажется бесполезным. Как минимум. Хуже то, что есть вероятность простуды. По законам физики холодный воздух будет перемещаться по нижней части салона к открытому окну, а теплый — по верхней в обратном направлении. Даже без сильных сквозняков этих воздушных течений достаточно, чтобы слечь с температурой на несколько дней. Кроме того, открытые форточки и люки способны спровоцировать неправильную работу системы кондиционирования и, как следствие, ее выход из строя.
Как понять, что в транспортном средстве работает кондиционер?
При его включении водители оповещают пассажиров по громкой связи о необходимости держать форточки и вентиляционные люки закрытыми. В салонах автобусов и троллейбусов размещены соответствующие наклейки, текст дублируется и на мониторах транспортных информационных систем «Электронный гид». О работе кондиционеров сигнализирует световой индикатор «Снежинка» напротив дверных проемов. Не реже двух раз за рейс при помощи звукового ролика происходит автоматическое информирование людей о необходимости закрытия форточек.
Тем не менее нередки случаи, когда при исправно действующей системе охлаждения новый пассажир не сразу понимает, что прибор включен, и сразу бросается открывать окна. Совет: не спешите, проявите терпение и дайте себе время на акклиматизацию.
Почему кондиционер выключен, хотя он присутствует?
Водитель может включить его лишь в том случае, если температура воздуха окружающей среды составляет +20 °С и выше. Кондиционирование пассажирского салона осуществляется в режиме «Автоматическое охлаждение» с установленными на пульте управления +25 °C.
Может ли прибор работать на обогрев?
Как пояснил ведущий инженер-конструктор предприятия «МАЗ» Денис Черник, такая возможность есть. Правда, не у всех устройств. На производстве изготавливают модели транспорта с кондиционерами трех видов: на охлаждение, на охлаждение и обогрев, а также с микроклиматом для кабины водителя. Минский транспорт не оснащен приборами на обогрев, за исключением моделей автобусов 107-го маршрута, выпущенных к II Европейским играм в 2019 году.
Кондиционеры, по словам инженера-конструктора, раньше заказывали за рубежом. Эксплуатируются устройства европейских фирм, а также китайских производителей. В настоящий период в разработке находится белорусский. Определенные детали для него, например компрессоры, все же приходится закупать за границей.
Можно ли определить удаленно, есть ли в транспорте кондиционер?
Представим, что в летний зной вы ожидаете автобус на остановке. Ехать далеко, и ни за какие коврижки вы не желаете делать это в раскаленном салоне, зная, что по городу курсирует транспорт с кондиционерами. Но как, не заходя в салон, определить, есть ли в автобусе такое устройство? Оказывается, легко. Поездку с комфортом можно спланировать заранее и не выходя из дома. Надо только с помощью компьютера или смартфона зайти на сайт minsktrans.by. В разделе «Маршруты и расписания» кликаем на «Расписание городских и пригородных маршрутов». Сначала выбираем номер автобуса, потом нужную остановку и время, в которое транспорт прибудет на эту остановку согласно расписанию. Появятся значки, на которые большинство никогда не обращает внимания. А зря. Они содержат полезную информацию, причем не только о кондиционерах. Наличие значков или их отсутствие расскажет, имеется ли в салоне USB, оборудован ли он аппарелью, является ли транспорт стандартным или особо большой вместимости. Что касается кондиционера, то на его наличие укажет специальный знак. Если он отсутствует, прибора в транспорте нет. Попробуйте щелкнуть на время следующего автобуса: возможно, там есть кондиционер и стоит подождать несколько минут.
Подготовил Герман Романов
Смотрите также: