1200 90

«Нелепо, смешно, безрассудно…». Почему «Обыкновенное чудо» стало любимой картиной миллионов

В процессе работы над лентой у Олега Янковского случился сердечный приступ, а Александр Абдулов едва не погиб, отказавшись от услуг каскадеров. Как снимался знаменитый фильм — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

zhzh

О чем кино

Остепенившийся волшебник решает совершить последнее чудо: встретив в лесу медведя, превращает его в прекрасного юношу, но с условием: если его поцелует принцесса, он снова станет собой. Прибытие принцессы с отцом и свитой не заставило себя долго ждать.

Желательно в небытии

«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно — волшебно! Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад — совершенно». Такими строками Юлия Кима из песни для фильма можно охарактеризовать эту теплую картину.

Пьесу «Медведь» драматург Евгений Шварц начал писать еще в 1944-м. Он посвятил ее супруге Евгении Ивановне, чей образ отчасти стал прототипом Хозяйки, жены Волшебника, который смотрит на нее с юношеским восторгом. Литератор часто оставлял работу, трепетно относился к сюжету, поэтому завершил труд лишь спустя 10 лет. В 1956-м спектакль по пьесе решил поставить Эраст Гарин в московском Театре-студии киноактера. Роль Медведя исполнил юный Вячеслав Тихонов. Свою версию сказки Шварца представил и московский Театр сатиры, где Медведя сыграл Михаил Державин, а Министра-администратора — Александр Ширвиндт.

Эрасту Гарину не давал покоя успех фильма «Золушка» (1947), снятого по сценарию Шварца по мотивам произведения Шарля Перро. Там Эраст Павлович исполнил роль Короля. Он решил попробовать повторить триумф и в 1964 году как режиссер создал ленту «Обыкновенное чудо», где вновь взял на себя образ Короля, а сыграть Медведя доверил красавцу Олегу Видову. Картина не имела успеха.

mark zaharov

Марк Захаров

После показа 1 января 1976-го по Первой программе ЦТ картины Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» теленачальство решило закрепить традицию и ежегодно в новогодние праздники демонстрировать советским зрителям что-нибудь свежее, беззаботное, праздничное, где есть место любви и легкой грусти. Только события в ленте должны были происходить не в СССР, а где-то далеко и желательно в вымышленном мире. В сказке Шварца не обозначены время действия и страна, поэтому она подходила для этой цели как нельзя лучше.

В 1976-м прошла телеверсия постановки Марка Захарова «12 стульев», поэтому новогоднюю сказку решили поручить ему. Режиссер согласился, но с условием, что дополнит произведение своими остротами. При этом не забывал о романтическом настроении пьесы. Чтобы поддерживать в себе дух романтики, слушал песни Джо Дассена при написании сценария.

Свои и примкнувшие

К тому времени Марк Анатольевич уже руководил Театром имени Ленинского комсомола, у него были актеры, которым он доверял. Кроме своего ученика А. Абдулова, он больше никого не видел в роли Медведя. А худсовет предлагал Игоря Костолевского, Евгения Меньшова и многих других. За Абдулова пришлось побороться, в ту пору он был малоизвестным исполнителем. Начинавший карьеру в БССР О. Янковский (Волшебник), Владимир Долинский (Палач), Всеволод Ларионов (Охотник), Евгений Леонов (Король) — все были ленкомовцами, с их утверждением на роли споров не возникло. Правда, Евгений Павлович имел очень жесткий график. К тому же запланированная официальная поездка в ФРГ — большое событие для советского человека. Он смог выделить для съемок всего 10 дней. Но этого времени хватило, чтобы зрители запомнили его реплики: «То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь», «Чувствую смутно, случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности нечем».

На роль Принцессы пробовались Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, Вера Глаголева. Несмотря на то, что Евгения Симонова не входила в обойму захаровских артистов, выбор пал на нее. В девушке было больше наивности, чистоты и в то же время воли.

scale 1200 2 ready 3

Не секрет, что Захаров и Миронов дружили. Никого не удивило назначение на роль Министра-администратора Андрея Александровича. Еще один приятель из компании — А. Ширвиндт, тоже легко справился бы. Но ему на момент съемок в 1978-м было 44 года, а режиссер хотел, чтобы герой выглядел очень молодым и ретивым, со своими шуточками и с неприличными предложениями: «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь, жду». Воплотить на экране первую даму при дворе Эмилию и трактирщика Эмиля, по сюжету ранее влюбленных друг в друга, Захаров пригласил Екатерину Васильеву и Юрия Соломина. Однако сначала позвал к себе в театр «для беседы». Разговор длился минуту. Только на выходе из здания актеры смекнули: постановщик решил вживую убедиться, что они органично смотрятся как пара.

Низкий бюджет

В самом начале работы 34-летний О. Янковский угодил в больницу с сердечным приступом. Съемки пришлось отложить.

За время ожидания Захаров понял, что основной причиной провала фильма Гарина стало злоупотребление натурными сценами на природе. Реалистичные кадры разрушили художественные кружева сказки. Поэтому Марк Анатольевич снимал в павильонах «Мосфильма» в декорациях, в вымышленном мире. Правда, Гарин делал полнометражную художественную ленту, на которую тогда выделили около 400 тыс. рублей, а Захаров работал над телефильмом из двух серий. Бюджет каждой — 150 тыс. рублей. Пришлось экономить, изобретать уловки.

Сцены на натуре лишь финал и проездка на лошадях. Для этого в Подмосковье нашли обычный песчаный карьер. Абдулов отказался от дублеров.

d

В эпизоде, где он прыгает с лошади, актер не успел вынуть ногу из стремени, конь протащил артиста по земле несколько десятков метров. Александр сильно ударился головой о камень, получив сотрясение мозга.

Принимать картину собралось в два раза больше цензоров, чем обычно, так как ее делал «Мосфильм» для ЦТ. Фразу персонажа Миронова «Дряхлеет наш Королек» попросили вырезать, разглядев намек на Брежнева. Но его же манеру приветствовать народ с трибуны, помахивая раскрытой ладонью, которую спародировал Леонов, не заметили. И вообще образ Короля — эксцентричного, не самого большого ума, но высокого мнения о себе — не вызвал аллюзий с партийным начальством. Ведь это всего лишь сказка, в которую 1 января 1979-го поверили и взрослые, и дети.

Еще материалы рубрики:

«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»

«Десять негритят» в первый год показа посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек. Как снимался фильм

Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»

Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»

Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Доля Минска в объеме инвестиций в основной капитал по стране превысила 21 %

Удельный вес столицы в республиканском объеме инвестиций в основной капитал составил 21,1 % за январь — октябрь 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления Минска.

gorod gostinicza belarus bank dabrabyt 01

В столице использовано инвестиций в основной капитал 7 169,2 млн рублей. На строительно-монтажные работы пришлось 45,5 % общего объема инвестиций, на машины, оборудование, транспортные средства — 49,4 %, прочие работы и затраты — 5,1 %.

Доля государственной формы собственности в структуре таких инвестиций по городу составила 47,6 %, частной — 41,2 %, иностранной — 11,2 %.

По информации Национального статистического комитета, в Беларуси за десять месяцев использовано инвестиций в основной капитал 34 млрд рублей.

Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь