«Нелепо, смешно, безрассудно…». Почему «Обыкновенное чудо» стало любимой картиной миллионов
В процессе работы над лентой у Олега Янковского случился сердечный приступ, а Александр Абдулов едва не погиб, отказавшись от услуг каскадеров. Как снимался знаменитый фильм — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Остепенившийся волшебник решает совершить последнее чудо: встретив в лесу медведя, превращает его в прекрасного юношу, но с условием: если его поцелует принцесса, он снова станет собой. Прибытие принцессы с отцом и свитой не заставило себя долго ждать.
Желательно в небытии
«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно — волшебно! Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад — совершенно». Такими строками Юлия Кима из песни для фильма можно охарактеризовать эту теплую картину.
Пьесу «Медведь» драматург Евгений Шварц начал писать еще в 1944-м. Он посвятил ее супруге Евгении Ивановне, чей образ отчасти стал прототипом Хозяйки, жены Волшебника, который смотрит на нее с юношеским восторгом. Литератор часто оставлял работу, трепетно относился к сюжету, поэтому завершил труд лишь спустя 10 лет. В 1956-м спектакль по пьесе решил поставить Эраст Гарин в московском Театре-студии киноактера. Роль Медведя исполнил юный Вячеслав Тихонов. Свою версию сказки Шварца представил и московский Театр сатиры, где Медведя сыграл Михаил Державин, а Министра-администратора — Александр Ширвиндт.
Эрасту Гарину не давал покоя успех фильма «Золушка» (1947), снятого по сценарию Шварца по мотивам произведения Шарля Перро. Там Эраст Павлович исполнил роль Короля. Он решил попробовать повторить триумф и в 1964 году как режиссер создал ленту «Обыкновенное чудо», где вновь взял на себя образ Короля, а сыграть Медведя доверил красавцу Олегу Видову. Картина не имела успеха.
После показа 1 января 1976-го по Первой программе ЦТ картины Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» теленачальство решило закрепить традицию и ежегодно в новогодние праздники демонстрировать советским зрителям что-нибудь свежее, беззаботное, праздничное, где есть место любви и легкой грусти. Только события в ленте должны были происходить не в СССР, а где-то далеко и желательно в вымышленном мире. В сказке Шварца не обозначены время действия и страна, поэтому она подходила для этой цели как нельзя лучше.
В 1976-м прошла телеверсия постановки Марка Захарова «12 стульев», поэтому новогоднюю сказку решили поручить ему. Режиссер согласился, но с условием, что дополнит произведение своими остротами. При этом не забывал о романтическом настроении пьесы. Чтобы поддерживать в себе дух романтики, слушал песни Джо Дассена при написании сценария.
Свои и примкнувшие
К тому времени Марк Анатольевич уже руководил Театром имени Ленинского комсомола, у него были актеры, которым он доверял. Кроме своего ученика А. Абдулова, он больше никого не видел в роли Медведя. А худсовет предлагал Игоря Костолевского, Евгения Меньшова и многих других. За Абдулова пришлось побороться, в ту пору он был малоизвестным исполнителем. Начинавший карьеру в БССР О. Янковский (Волшебник), Владимир Долинский (Палач), Всеволод Ларионов (Охотник), Евгений Леонов (Король) — все были ленкомовцами, с их утверждением на роли споров не возникло. Правда, Евгений Павлович имел очень жесткий график. К тому же запланированная официальная поездка в ФРГ — большое событие для советского человека. Он смог выделить для съемок всего 10 дней. Но этого времени хватило, чтобы зрители запомнили его реплики: «То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь», «Чувствую смутно, случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности нечем».
На роль Принцессы пробовались Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, Вера Глаголева. Несмотря на то, что Евгения Симонова не входила в обойму захаровских артистов, выбор пал на нее. В девушке было больше наивности, чистоты и в то же время воли.
Не секрет, что Захаров и Миронов дружили. Никого не удивило назначение на роль Министра-администратора Андрея Александровича. Еще один приятель из компании — А. Ширвиндт, тоже легко справился бы. Но ему на момент съемок в 1978-м было 44 года, а режиссер хотел, чтобы герой выглядел очень молодым и ретивым, со своими шуточками и с неприличными предложениями: «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь, жду». Воплотить на экране первую даму при дворе Эмилию и трактирщика Эмиля, по сюжету ранее влюбленных друг в друга, Захаров пригласил Екатерину Васильеву и Юрия Соломина. Однако сначала позвал к себе в театр «для беседы». Разговор длился минуту. Только на выходе из здания актеры смекнули: постановщик решил вживую убедиться, что они органично смотрятся как пара.
Низкий бюджет
В самом начале работы 34-летний О. Янковский угодил в больницу с сердечным приступом. Съемки пришлось отложить.
За время ожидания Захаров понял, что основной причиной провала фильма Гарина стало злоупотребление натурными сценами на природе. Реалистичные кадры разрушили художественные кружева сказки. Поэтому Марк Анатольевич снимал в павильонах «Мосфильма» в декорациях, в вымышленном мире. Правда, Гарин делал полнометражную художественную ленту, на которую тогда выделили около 400 тыс. рублей, а Захаров работал над телефильмом из двух серий. Бюджет каждой — 150 тыс. рублей. Пришлось экономить, изобретать уловки.
Сцены на натуре лишь финал и проездка на лошадях. Для этого в Подмосковье нашли обычный песчаный карьер. Абдулов отказался от дублеров.
В эпизоде, где он прыгает с лошади, актер не успел вынуть ногу из стремени, конь протащил артиста по земле несколько десятков метров. Александр сильно ударился головой о камень, получив сотрясение мозга.
Принимать картину собралось в два раза больше цензоров, чем обычно, так как ее делал «Мосфильм» для ЦТ. Фразу персонажа Миронова «Дряхлеет наш Королек» попросили вырезать, разглядев намек на Брежнева. Но его же манеру приветствовать народ с трибуны, помахивая раскрытой ладонью, которую спародировал Леонов, не заметили. И вообще образ Короля — эксцентричного, не самого большого ума, но высокого мнения о себе — не вызвал аллюзий с партийным начальством. Ведь это всего лишь сказка, в которую 1 января 1979-го поверили и взрослые, и дети.
Еще материалы рубрики:
«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»
Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»