1200 90

«Неоновую Венеру Милосскую еще никто не видел». Заглянули в тайную комнату, где делают витрины ГУМа

Витрины столичного ГУМа пока еще не засверкали новогодними гирляндами, однако подготовка уже идет полным ходом. Деталями, создающими праздничную атмосферу, универсам украсят к концу ноября. Что это будет, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

гумВ начале ноября исполнилось 70 лет, как столичный ГУМ открылся в нынешнем здании. Неудивительно, что именно юбилею посвящены по-новому украшенные витрины. Яркая фишка — неоновые фигуры, которые добавляют современных ноток.

Pavel Rusak 9 of 47 kopiya

Мастерская, в которой работают дизайнеры универмага, словно огромный сундук с кладом. Куда ни посмотришь — блестящие детали, необычные формы и много секретных наработок.

Есть и узнаваемые объекты — декорации, которые украшали витрины на протяжении года. Например, сохранились фигуры, созданные в рамках сотрудничества декораторов универмага с художницей Анной Силивончик. Тогда за основу мотивов оформления витрин были взяты сюжеты картин белорусской мастерицы, к ним добавили различные товары и создали новогодний антураж.

Pavel Rusak 20 of 47 kopiya

Возле монитора — распечатки эскизов, некоторые из них — это разработки новогодних проектов. На одной из стен висит жук из гофрированного картона, рядом — стеллаж с сотней мелких штуковин. Большой стол занимают свертки цветной бумаги и режущий плоттер — чудо-машинка, о которой позже нам расскажут подробнее.

Pavel Rusak 31 of 47 kopiya

Для оформления залов универмага и витрин в штате предприятия числятся четыре сотрудника, иногда привлекают и других специалистов, которые помогают с иллюминацией и движущимися элементами. В среднем на оформление витрин к одному сезону требуется несколько месяцев. Как правило, каждый из дизайнеров выдвигает свою идею и концепцию, самый удачный вариант выбирается коллективно. После того как идея определена, за дело берутся оформители. К слову, большинство элементов изготавливают вручную.

Pavel Rusak 37 of 47 kopiya

— Что-то интересное в голову может прийти внезапно — сразу записываю, потом развиваю идею, делюсь с коллегами, — рассказывает о творческом процессе дизайнер-декоратор Татьяна Бауло. — Наш руководитель Инесса Соломатина знает по опыту, что будет лучше смотреться на витрине. В этом году хочется обратиться к традициям — показать старые украшения и в то же время добавить современные детали.

В мастерской рассказали, что декорации рождаются совершенно разными способами. Некоторые элементы дизайнеры разрабатывают и вырезают сами, что-то заказывают. Был случай, когда оформляли ретро-витрины и за помощью обращались к покупателям. Минчане приносили старую мебель, технику, посуду и игрушки.

Pavel Rusak 19 of 47 kopiya

— Мы не стоим на месте и продолжаем придумывать что-то новое, начали больше взаимодействовать с покупателями, — рассказывает начальник отдела организации торговли ГУМа. — С помощью дизайнеров провели игру, для которой смастерили колесо фортуны. Победитель раскручивал стрелку, которая определяла процент скидки в универмаге. Подобную акцию проводили и с большим игральным кубиком, который спускали по центральной лестнице. На каждой грани — скидка.

Задач у художественной мастерской немало. В них входят не только оформление залов и витрин, но и навигация по ГУМу (стрелочки, которые видят покупатели на полу), дизайн листовок и официального сайта, создание макетов. Сейчас, например, специалисты готовятся к «Черной пятнице». Кроме того, совсем скоро в кафетерии появится большая кружка из пенокартона с ценами.

Пока коллектив трудится над макетами, дизайнер Надежда Горбарук показала нам, как работает режущий плоттер. Для тех, кто видит прибор впервые, процесс может показаться необычным и вызвать вау-эффект. Практически все режущие плоттеры работают по одному принципу. Специалист выбирает изображение для переноса на пленку, картинка загружается в программу. Далее заправляют материал, который прижимается специальными роликами. Определяют глубину и запускают процесс резки с компьютера. Обрезки пленки удаляют вручную — весьма кропотливая работа. И только после этого готовое изображение можно переносить на нужную поверхность.

Pavel Rusak 43 of 47 kopiyaТеперь понятно, как появляются идеально ровные снежинки на стеклах витрин.

Pavel Rusak 28 of 47 kopiya

В дизайне стараемся не повторяться и играть с цветами, чтобы это было живо и интересно, — добавляет специалист. — Один из проектов, который находится в процессе реализации, — шопперы, также идет работа над календарями. Работа кипит, когда идей много. Ведь самое сложное, на мой взгляд, придумать и начать. Нужно поставить себя на место потребителя и понять, насколько привлекательна наша задумка. А вот момент реализации уже более технический. Ориентируясь на гостей, всегда подмечаем, что им нравится. Например, наше новое оформление витрин приглянулось многим. Неон сам по себе интересно смотрится и сейчас в тренде, как и минимализм.

Pavel Rusak 2 of 47 kopiyaДизайнеры признались, что одной неоновой фигуры на витринах не хватает. При установке из-за своих габаритов она начала крениться, поэтому ее решили временно убрать. Ситуацию приедет исправлять подрядчик, и совсем скоро минчане увидят весьма необычную деталь. Нам же ее продемонстрировали эксклюзивно.

Pavel Rusak 25 of 47 kopiya— Венера Милосская! Это будет интересно, — утверждает начальник отдела организации торговли, показывая неоновую фигуру. — Идею подкинул белорусский бренд одежды, а мы реализовали.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Гандболисты минского СКА свели к ничьей матч в SEHA — Gazprom League

В 5-м туре гандбольной SEHA — Gazprom League минский СКА и московский ЦСКА сильнейшего не выявили — 28:28, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

ska czska 1

По ходу первого тайма гости благодаря ладной игре в защите и ошибкам соперника сколотили преимущество в семь мячей (17:10). Однако уже во втором тайме все проходило с точностью наоборот. Уже у москвичей получалось далеко не все, а подопечные Дмитрия Никуленкова сокращали отставание. В итоге в заключительной атаке минчане сумели сравнять цифры на табло (28:28). У ЦСКА уже не хватило времени на нападение.

Самыми результативными у СКА стали Станислав Садовский, Алексей Ермаков (по 7 голов), Иван Зинейкин (4). Кстати, Ермаков вошел в топ-3 бомбардиров: вместе с Максимом Барановым из «Мешков Брест» они забросили по 25 мячей и делят 2-ю и 3-ю строчку.

Минчане остались в группе «Б» на третьем месте, а ЦСКА — на втором. Лидируют «Пермские медведи». Следующий матч СКА проведет 14 декабря против могилёвского «Машеки» на своей площадке.

Фото ska-minsk.by

На щитах истории. Какие картуши можно увидеть на пр. Независимости, и что на них изображено

Зачем на зданиях города картуши и какую историю скрывает нежилое помещение на пр. Независимости, 23. Корреспондент агентства «Минск-Новости» провела небольшое эстетическое расследование.

Не раз слышала от жителей и гостей столицы, что наиболее красивая ее часть — пр. Независимости. С этим не поспоришь: маршрут от «Ворот Минска» на ул. Кирова до здания с вывеской «Вечерний Минск» — один из самых вдохновляющих, ведь здесь царствует (именно так!) сталинский ампир. И отнюдь не случайно наш проспект претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

pustoj. lenina 5

В центре города, в частности на ул. Комсомольской, Интернациональной, Ленина, К. Маркса, по фасадам зданий, как по живой книге, можно изучать высокое и древнее искусство архитектуры — особенности лепных элементов, фасадной майолики и других деталей. Вот прямо перед вами декоративные вазы, вот барельефы (например, изображение паровоза на башнях-близнецах на Привокзальной площади), вот маскароны… А арки! К ним я отношусь с особым трепетом. Поэтому измерять культурную ценность столицы надо не только количеством выставочных пространств, проведенными фестивалями и организованными событиями, но и ее «застывшей музыкой», сохраненным архитектурным наследием.

Наш читатель обратил внимание на еще одну, казалось бы, незначительную, деталь городской архитектуры — картуш. Это украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором обычно изображаются надпись, герб или эмблема. Минчанин позвонил в редакцию и спросил, почему, в частности, на доме по адресу: ул. Ленина, 5, картуш без какой-либо надписи? А также что скрывает окно на втором этаже в этом здании, расположенном над входом в общественный туалет? Загадок в нашем городе, оказывается, немало…

pustoj 2

Картуши начали использовать в эпоху Возрождения, а распространение они получили, когда царствовали стили барокко и рококо (XVI–XVIII века). Сегодня эти лепные детали встречаются в архитектуре эклектики и модерна. Их размещали на парадных входах во дворцы, в особняки, административные здания, а также на культовых объектах.

…И всем нам пожелание

Я прогулялась по центру города, посмотрела на дома, где есть картуши, и какие надписи на них сохранились. Так, на стене одной из башен «Ворот Минска» внимательный горожанин прочитает: «Аптека № 19». Здесь «прописана» аптека № 19 «Белфармации». На торце ГУМа над деревянной дверью обнаружила слово «универмаг». В этих двух случаях, как видим, картуши актуальны и сегодня.

1731743796473

1731743676440

Иду дальше. Под вывеской кафе на перекрестке ул. Ленина и Интернациональной есть слова Carpe diem. Это устойчивое латинское выражение означает «живи настоящим», «лови мгновенье». Хотя оно напрямую не связано с расположенным здесь заведением общепита, посыл в любом случае мне очень нравится. Побольше бы таких пожеланий в городском пространстве! Лови день, лови!..

1731744229691

Ранее на этом месте находился пафосный ресторан «Потсдам». Интересный факт: на старых фото 1970–1980-х годов видны квадратные вывески с изображением стилизованного заведения. А к концу 1980-х вместо четырехугольных красовались новомодные круглые. Кстати, скульптурных львов у входа раньше тоже не было (хотя этих «царей» в Минске немало!). Как написано в открытых источниках, они воссели только в середине 1990-х. А вот картуш с латинской цитатой, к сожалению, на старых снимках рассмотреть не удалось.

Продолжаем прогулку? На ул. Комсомольской встретила еще один лепной элемент с изображением советской символики и надписью «Управление гидрометеослужбы БССР». Сегодня тут расположен Республиканский центр полярных исследований.

1731743676379

Вывески, к слову, не только наши ориентиры в городской среде, но и те яркие штрихи, благодаря которым лицо столицы становится выразительнее. Они, словно путешественники, с легкостью перемещаются по городу, чего не скажешь о картушах — застывших свидетелях времени.

Однако не все декоративные щиты имеют надписи. На тех же «Воротах Минска», как и на доме № 5 на ул. Ленина, о которой упоминает наш читатель, картуши без надписей. Были ли они раньше, сказать трудно.

pustoj 1

Анна Аксёнова, главный ландшафтный архитектор УП «Минскпроект»:

Сегодня мы видим немало деталей на фасадах зданий, свойственных тому или иному архитектурному стилю. Картуш — это не только декоративный элемент, но и своего рода символ, на котором в орнаментальном обрамлении размещали гербы, эмблемы, надписи и другую символику, присущую определенному периоду. Возникли картуши в эпоху Возрождения на рубеже XV-XVI веков и дошли до нашего времени как часто используемый архитектурный элемент. Однако на многих исторических зданиях изображения не сохранились. Вышеупомянутые объекты архитектуры являются историко-культурной ценностью, и, чтобы определить их первоначальный вид и историю создания, необходимо заказывать комплексные научные исследования, ведь каждое такое здание требует индивидуального подхода и тщательного изучения. Эти работы проводятся под руководством лицензированного специалиста. Он же определяет отличительные особенности объекта, в том числе, когда был создан, утрачен либо не выполнен архитектурно-художественный элемент в виде картуша с надписью или другим символом.

А тайны-то нет…

1731743796513

Перейдем ко второму вопросу читателя: какие секреты хранятся за окном на втором этаже над общественным туалетом на ул. Ленина, 5? Для начала уточним, что эта часть здания имеет уже другой почтовый адрес: пр. Независимости, 23.

Встретила жительницу 10-го подъезда дома, где находится это помещение, и поинтересовалась, что здесь было раньше.

Оно очень маленькое: в глубину, может, метра 4, а площадь всего 8–9 кв. м. Помню, в нем держали инвентарь, еще с левой стороны был умывальник, уборщики набирали воду… Грязную, к слову, носили выливать на улицу. После распада СССР комнатку сдавали в аренду под офисы. Сейчас она пустует. Лучше бы нам, жильцам, в пользование отдали, можно было бы велосипеды, коляски хранить… — рассказала Лилия, дергая за ручку запертой белой двери.

1731743676277

Загадка хоть и разгадана, но дальнейшая судьба комнаты, находящейся на втором этаже, на данный момент неизвестна. Жильцы с этим вопросом могут обращаться к директору ЖЭУ № 3 Центрального района г. Минска в приемный день. А в следующей истории тайны уже и вовсе не будет…

Фото автора