«Несмотря ни на что, решайте задачи». Легендарный учитель — о любви к математике и послевоенном Минске
Легендарный учитель Беларуси Александр Фельдман советует: «Несмотря ни на что, решайте задачи». Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ним о любви к математике и жизни в послевоенном Минске.
Сколько бы раз ни приходила на интервью к Александру Марковичу, не перестаю удивляться его живому уму, жизненной мудрости, граничащей с философией, и, конечно же, бодрому настрою. А между тем учителю математики 87 лет! И он по-прежнему в строю. В сентябре, как обычно, продолжит вести уроки у старшеклассников, которые постигают его предмет на повышенном уровне. Ребята замечают, что Александр Фельдман учит не только математике, но и жизни.
Быть в тонусе
Беседуем с педагогом в учительской средней школы № 19, где он работает уже 56 лет. На каникулах в его неизменном кабинете № 68 на 4-м этаже идет ремонт. Это место творчества, среда, где зарождаются будущие профессора и доктора наук. Когда-то по просьбе Александра Марковича в его классе был сделан небольшой деревянный пьедестал, сантиметров 40 в высоту. Благодаря такой незамысловатой конструкции учитель может дотягиваться до самого верха школьной доски. Иногда решение задачи настолько большое, что занимает все ее пространство.
В этом году Фельдман выпустил 24 ученика. И каждый из них для поступления в вуз сдавал математику. Кто-то в виде ЦЭ, а кто-то — ЦТ. Есть 100-балльный результат, а фактически половина класса написали тесты на 90 баллов и выше.
— Ежедневно за полчаса до начала первого урока провожу консультации. Они для тех, кто испытывает сложности с решением задач. Но приходят послушать все. Такие занятия экономят время на уроке, — рассказывает Александр Маркович. — Кроме того, еженедельно каждый класс пишет двухурочную письменную работу с заданиями по алгебре и геометрии. Ученики все время находятся в тонусе и не расслабляются.
Минск в окнах Большого
Беларусь отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Примечательно, но ровно 80 лет назад 7-летний Саша Фельдман приехал с семьей в Минск. Еще на фронтах войны гремели снаряды и взрывались бомбы, а в белорусской столице понемногу налаживалась жизнь. И никто не сомневался: она будет мирной.
Родился Александр в 1937 году в Симферополе, затем семья не раз переезжала. Войну встретил в Челябинске. Запомнилось ему это время как очень тяжелое и голодное. В 1944-м вместе с родителями оказался в Коврове под Москвой. Там формировалась труппа для белорусского оперного театра. А отец мальчика был музыкантом-флейтистом.
— Осенью дали эшелон, и мы приехали в Минск. Поселились в самом оперном театре в гримерках. До сих пор, когда прохожу возле Большого театра, всегда смотрю на то окно, которое было в нашей комнате, — улыбается педагог.
Кстати, на сцене оперного будущий учитель тоже выступал — в постановке «Кармен» пел в хоре мальчиков.
Учился Александр Фельдман сначала в СШ № 24 на улице Герцена. Затем поступил в музыкальную десятилетнюю школу при консерватории. А завершал среднее образование уже в СШ № 42 на улице Комсомольской. Это была школа для мальчиков, одна из лучших в городе. Ее, к слову, в свое время оканчивал лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. Их учил один педагог — Яков Борисович Мельцерзон.
— Его уроки всегда были наглядными, проходили с демонстрацией физических опытов. А когда не успевал делать опросы учеников, приглашал их после занятий и с ними беседовал, — рассказывает Александр Маркович. — Помню и учителя математики Антона Ивановича Зеновича, который начинал работать еще до Октябрьской революции. Он на каждой перемене стоял у окна в коридоре и ел яблоко.
Или вот еще интересное воспоминание. В музыкальной школе учитель русской литературы к памятной дате Н. В. Гоголя поставила первый акт «Ревизора». Роль Хлестакова исполнял юный Фельдман. Готовился со всей серьезностью. Мама работала в оперном костюмершей и раздобыла герою пьесы соответствующий наряд. В день премьеры Александр не пошел в школу — привыкал и к костюму, и к тому, чтобы ходить без очков. По сценарию Хлестакову приносили обед. Мама сварила бульон, и во время спектакля Александр ел по-настоящему.
Надо заметить, такой серьезный, ответственный подход к любому делу, будь то школьный спектакль или урок математики, — отличительная черта Фельдмана.
Окончив школу, поступил в пединститут, где началась его великолепная учительская карьера. За плечами у Александра Марковича 61 выпуск учеников.
— Помню, у меня вначале очень много времени уходило на подготовку к урокам — по 3–5 часов. Сейчас с учетом опыта трачу несколько меньше. Тем не менее ни один день не обходится без математики. Решение задач происходит постоянно! — замечает педагог.
Это помогает ему держать себя в тонусе. Формула вечной молодости — оставаться вечным учеником.
Интересуюсь, как удается взаимодействовать с современными школьниками.
— Я нахожу с ними контакт, веду диалог как со взрослыми личностями. И всегда напоминаю, что мы сотрудники в общем деле, только находимся по разные стороны от учительского стола. И что особенно приятно: все дети в нашей школе — с 1-го по 11-й класс — со мной здороваются, — улыбается Александр Маркович.
Напоследок задаю вопрос: смогли бы ученики, скажем, 1960–1970-х годов справиться с современными ЦТ и ЦЭ? Александр Маркович отвечает так:
— Меня как раз пригласили на встречу мои выпускники, окончившие школу 50 лет назад. Среди них доктор экономических наук и завкафедрой вуза, доктор биологических наук и директор ботанического сада в Санкт-Петербурге, доктор химических наук и член-корреспондент… Я могу предложить им что-нибудь решить.
Интересный факт
В социальных сетях создан Клуб почитателей Александра Марковича Фельдмана. Он объединяет тех, кто «обязан учителю своими знаниями и отношением к жизни». На страничке выпускники делятся своими воспоминаниями. Например, один из них написал: «Однажды приехал в Минск, проходя возле школы, увидел Александра Марковича. Поздоровался. Фельдман без промедления назвал мою фамилию и год выпуска — 1974-й! Чем поверг в шок рядом проходившую молодую учительницу». Память у педагога действительно феноменальная!