1200 90

«Невероятное пари…». Почему для режиссера Мотыля картина стала первой, выпущенной без угроз изгнания из профессии

Для режиссера Владимира Мотыля эта картина стала первой, выпущенной без скандалов и угроз изгнания из профессии. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

00 26 50 enl

О чем кино

Фильм состоит из оригинальных новелл. В одной студент заключает пари с банкиром. Обязуется за 2 млн рублей 15 лет провести во флигеле без общения. В другой сапожник снимает с клиента обувь и обнаруживает копыто. В третьей аптекарь вместо водки случайно выпивает керосин, готовится к смерти. Наутро, обнаружив его живым, свояченица Даша сетует, что в лавке ей продали некачественный керосин.

Шесть захватывающих историй, которые вызовут улыбку и заставят задуматься.

Взяли под крыло

Полное название ленты 1983 года — «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад». Так называть картины могли себе позволить только в СССР за отсутствием маркетологов.

Работу над этим фильмом можно считать удачей режиссера. Прежний, казалось бы, совершенно невинный — «Лес» (1980) по пьесе Николая Островского — пролежит на полке до 1988 года. За ленту «Женя, Женечка и «катюша» (1967) режиссер лишился права заниматься своим ремеслом на государственных студиях в связи «с постоянным искажением в кино советской действительности». «Белое солнце пустыни» (1969) запретили, но благодаря случаю кино попало на дачу Брежнева для просмотра и было реабилитировано. Фильм «Звезда пленительного счастья» (1975) пришлось снимать тайно в Ленинграде, а потом отстаивать с помощью Союза кинематографистов.

Vladimir motyl

Владимир Мотыль

Причиной всех злоключений Мотыля был всего один человек. Когда режиссер в конце 1950-х работал в Свердловском драматическом театре, его спектакли закрывал и запрещал к показу заведующий отделом Свердловского обкома КПСС Филипп Ермаш, считая антисоветчиком. После того как Владимир Яковлевич стал кинорежиссером и перебрался в Москву, выяснилось: Ермаш тоже в столице, на должности заведующего сектором кино отдела культуры ЦК КПСС. Позже чиновник стал председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и продолжил преследование творца.

Казалось, мастер никогда не сможет избавиться от гонений. Но выход нашелся. Госкино СССР и Гостелерадио СССР соперничали — примерно как советские МВД и КГБ. Еще в 1960-е на «Останкино» создали творческое объединение «Экран». Сначала подразделение лишь размещало заказы на киностудиях страны на производство лент. Но позже стало делать телефильмы самостоятельно. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин решил взять Мотыля под свое крыло и дал ему возможность свободно снимать. Разумеется, не из любви к искусству, а руководствуясь соперничеством с Ермашом.

Evgenij Mitko

Евгений Митько

На одном из совещаний телевизионщики вспомнили, что давненько не экранизировали классику. Мотыль тут же предложил сделать фильм по произведениям Антона Чехова, выстроив их в один ряд. За основу взяли повести и рассказы «Жилец», «Из воспоминаний идеалиста», «Пари», «Неосторожность», «На мельнице», «Сапожник и нечистая сила». В киносценарий их превратил автор «Республики ШКИД» и «Бумбараша» Евгений Митько.

Созвездие

В отличие от других режиссеров Мотыль был приверженцем ротации актеров. Исполнители главных ролей не перекочевывали из одной его ленты в другую. Но тут он решил сделать исключение и привлечь актерский ансамбль из положенной на полку картины «Лес». Например, в «Лесе» Людмила Целиковская играла помещицу Гурмыжскую, а Станислав Садальский — ухлестывающего за ней гимназиста Буланова. В этом кино у Целиковской роль хозяйки пансиона «Тунис» Брыкович, а Садальский — ее экранный супруг-пьяница и альфонс.

Борис Плотников в прежней картине играл вольного актера Несчастливцева. Тут он в образе студента, заключившего пари с банкиром, в роли которого Алексей Петренко.

Горожанин в исполнении Михаила Козакова снимает дачу у госпожи Книгиной. Ее сыграла Ирина Муравьева.

Юрий Смирнов стал на экране скупым мельником, а Николай Боярский — аптекарем, хлебнувшим керосина вместо водки.

В каждой из шести историй новые главные персонажи. В фильме снялось много хороших актеров, все роли своеобразны, исполнителей явно объединяет одно: они наслаждаются иронией и глубиной Чехова.

3 10

Руки коротки

Фильм снимался в Калуге и окрестностях. Все актеры с восхищением вспоминают период работы над лентой, словно они сами очутились в неторопливой чеховской России столетней давности.

Мотыль в молодости выходил на сцену, прошел долгую практическую школу актерского мастерства и бережно относился к коллегам. Мог точно на своем примере показать мизансцену, реакцию персонажа на событие. Уделял большое внимание психофизике актера. Например, он считал, что скупой мельник должен быть холериком, делающим всё быстро, с лету. Смирнов, игравший его, по природе своей человек вальяжный, поэтому режиссер просил его перед входом в кадр бегать, чтобы по состоянию в сцене стало заметно: он мечется как белка в колесе.

Отдельная история — участие в фильме звезды сталинского кино Людмилы Целиковской. Когда снимали в одном из пансионатов, пожилые женщины, надев свои ордена, ждали ее с 7 утра. Актриса приехала в 13 часов. Ее одарили цветами и комплиментами, но главное, сказали, что она помогла им выжить. В их партизанском отряде в годы войны была всего одна коробка с фильмом. Это картина «Антон Иванович сердится», где Целиковская сыграла Симу Воронову. Они засмотрели кино до дыр, потому как это стало единственным окошком в мирную жизнь. Хотя сама актриса всерьез не относилась к ролям, сыгранным в юности. Считала позерством. Всю жизнь говорила, что первая ее интересная работа состоялась в фильме «Попрыгунья» (1955) по тому же Чехову.

Во время съемок в 1983-м звезде исполнилось 64 года. Она лихо гоняла за рулем на машине. Когда Садальский сломал руку, отвезла его в больницу, опекала как младшего коллегу и партнера по роли.

Впервые в карьере В. Мотыля его картину приняли без критики. Ермаш не мог запретить телефильм — не его вотчина. Он вышел в эфир без купюр… Но, к сожалению, остался не замеченным широкой публикой. В профессиональной среде кино заслуженно считают классикой.

Еще материалы рубрики:

Почему в фильме «Ошибка резидента» главные роли разведчиков сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа

Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко

Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры

Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»

Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора