1200 90

Никита Монич: «Я создаю горожан»

Его руки густо покрыты татуировками, а сам он похож на восточного человека.

Говорит, поблескивая очками, быстро и напористо. Дети его любят, принимают за своего и за учителя. Они ходят за ним пестрой толпой. Иногда сидят на полу в музее, а Никита Монич стоит над ними и, жестикулируя, вещает. Он похож на проповедника. Корреспондент «СБ» побеседовал с ним в административном корпусе музея в конце коридора, под старомодным фикусом.

2021d5cc640453985aeb9ba89679bfee

«Я — минчанин, всегда жил здесь с краткими паузами на выезд в Москву и Мадрид. Окончил школу с французским уклоном. Учился на юриста в Бордо, но бросил — стало неинтересно. Поступил в БГУ на факультет международных отношений (специализация — восточные языки). Занимался детским театром, распределился в художественный музей, где и работаю уже семь лет. Параллельно магистратура, аспирантура, тема — буддизм и бронзовая скульптура», — торопливо говорит Никита Монич.

— Почему ты оказался в музее, а не на дипломатической службе?

— Две причины: первая — это мое несовершенное знание китайского языка. Вторая — личность Елены Владимировны Сенкевич, ведущего научного сотрудника Национального художественного музея, с ней я познакомился еще на втором курсе университета. Мы периодически встречались, говорили, она меня снабжала книгами, и я понял, что если пройду мимо нее, то это будет жизненная ошибка. Так появился в моей судьбе учитель, мастер, гуру. Я пробовал работать в других местах, но комфортно мне только здесь. Как говорится, китайский фарфор ждал меня триста лет, подождет и еще. Коллекция в музее разнообразная, а специалистов двое, понятно, что нам приходится заниматься всем восточным искусством. Постоянно, чтобы двигаться вперед, приходится учиться.

— То есть ты неофит, самоучка?

— Да! Но в этом и своя прелесть. Я радуюсь и делюсь со зрителями на экскурсиях своими открытиями. А это настоящий драйв! Зрители это чувствуют и слушают внимательно. У меня слабые аналитические способности, но мне иногда удается собрать разрозненные факты в некую новую сказку, создать нарратив. Это основной прием во всех моих экскурсиях.

— Никита, почему ты работаешь преимущественно с детьми? Это же тяжело и энергозатратно?

— Дети однозначно честнее. Как только им неинтересно, они сразу дают это понять. Они безжалостны, в хорошем смысле этого слова. Но самое главное — перспективнее! На сегодняшний день в Минске культурное предложение превышает спрос.

— С этого места поподробнее.

— Например, для двухмиллионного города полтора десятка театров — ничто, аншлаги бывают, но не так часто, как хотелось бы. Та же ситуация и с музеями. Мне кажется, что это связано с историей ХХ века. В 1944 году Минск имел 60 тысяч населения, а в 1972 году более 700 тысяч. Произошла первичная урбанизация. Город отличается от негорода наличием институций. Если у тебя нет театра, то ты и не привыкнешь в него ходить. То же и с музеями, выставками и прочим. Но даже когда все это появится, ты должен привыкнуть всем этим пользоваться. Обрести навык посещать театры и музеи. Для этого должно пройти продолжительное время, чтобы возникла потребность. Обычно она формируется лишь во втором–третьем поколении горожан.

da496c346ad2734748b153056b79a515
— Ты хочешь сказать, что занимаешься третьим поколением — внуками тех, кто приехал в Минск пятьдесят лет назад?

— Совершенно верно. А еще понимаю и чувствую, что своими экскурсиями я воспитываю, выращиваю себе конкурентов. Кто–то обязательно пойдет по моим следам. Ведь сегодня публичными лекциями занимаются единицы, можно по пальцам перечесть. На большой город это совсем мало.

— Парадоксально, Минску 950 лет, а он такой молодой, без «культурных привычек». Ты видишь, что сейчас меняется ситуация?

— Я только семь лет занимаюсь публичными лекциями… Это маленький срок. С другой стороны, семь лет назад в музей не приходило на экскурсии больше ста пятидесяти человек одновременно. А вот недавно было такое. Все они купили билеты и слушали мою лекцию в историческом музее о творчестве Сальвадора Дали. Это удивительно и приятно.

— Дети изменились за последние годы?

— Изменились. Они стали свободнее в своем поведении. Меньше боятся, но и читают меньше. Мне кажется, что больше зависят от гаджетов, живут внутри их и на этом фоне хорошо видно их культурное развитие — значительный разрыв во владении абстрактным и образным мышлением. Дети теперь свободнее в общении, но хуже формулируют свои мысли. Это связано с тем, что мало читают. Но при этом — более конкретны. Они четче знают и понимают, чего хотят. Меньше сомневаются и более деятельны. Если мне удается им доказать, что ходить в музей полезно, круто, то дальше они начинают интересоваться и копать самостоятельно.

— А какова общая эрудиция современной молодежи?

a2fb3e37ff560da3086ed24b2b109b1d

— Не очень, но чья бы корова мычала, я и сам образован весьма фрагментарно. Как–то во взрослой аудитории спросил про «Авиньонских девиц», задав несколько дополнительных наводящих вопросов. Из тридцати человек ответил один. Только один знал, что это картина Пабло Пикассо, с которой начался кубизм.

Так же или еще хуже с их детьми и внуками. Есть и такие ситуации, когда у студентов, будущих архитекторов (!), спрашивают на экзаменах, какая картина лучше — «Джоконда» или «Мона Лиза», и они на полном серьезе начинают об этом рассуждать, не подозревая, что это одна и та же картина. Это говорит о том, что настоящее высокое образование всегда было и бывает лишь элитарным, доступным не всем.

— Но есть интернет, где можно быстро найти ответы.

— С развитием социальных сетей право на высказывание по любым вопросам получили все. Самое удивительное — комментарии тех, кто даже пишет с ошибками, людей малограмотных. Ведь раньше многие стыдились высказывать свое мнение об искусстве, а сегодня они говорят. Иногда, глядя на картину гения, утверждают, что их пятилетний внук или сын сможет так нарисовать, и даже лучше. Но возникла дискуссия — и это уже хорошо. Те, кто раньше не ходил в музеи, на выставки и в театр, теперь ко всему этому смогли приобщиться в сети. Это следует воспринимать как мобилизующий фактор, подталкивающий к работе с потенциальными потребителями прекрасного.

— Ты предлагаешь не останавливаться на достигнутом?

— Именно. Нельзя доить одну и ту же корову все время. Вот у нас есть две тысячи постоянных посетителей музея и не надо их заставлять ходить и ходить к нам. Следует привлекать новых.

— Где же их найти, куда идти, где вербовать?

— В новые храмы. Там, где есть люди, у которых нет соприкосновения с культурой. Следует идти в большие торговые центры и работать там. Читать лекции, устраивать выставки и концерты, показывать спектакли. Мне вся эта ситуация напоминает то, как приходило в Европу христианство. Проповедники шли на базары, на стройки и рассказывали людям про Христа. И то, что во многих торговых центрах стали выступать артисты, говорит о правильном движении. Кто бы и что ни говорил, но у нас уже появился средний класс. Его представители хотят дать детям хорошее образование, пытаются приобщить к культуре. Вот здесь — непочатое море работы, огромное поле, на котором я и другие энтузиасты пытаются работать.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минское «Динамо» уступило челябинскому «Трактору» в домашнем матче регулярного чемпионата КХЛ

Минское «Динамо» завершило домашнюю серию регулярного чемпионата КХЛ поражением от лидера Восточной конференции челябинского «Трактора» в овертайме со счетом 3:4, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 27 09 24 06 595

Канадский специалист Бенуа Гру в первом же сезоне в качестве тренера челябинского «Трактора» создал добротную команду, которой под силу любые задачи. Для динамовцев такой соперник стал неплохим раздражителем после серии неудач.

Матч начался с атак «Динамо». Две возможности забить упустил нападающий Вадим Мороз. Вначале шайба угодила в штангу, а затем его мощный бросок отразил голкипер гостей Сергей Мыльников.

cgem dom3 a

После того как защитник «Динамо» Тимофей Ковгореня получил двойной штраф за опасную игру высоко поднятой клюшкой, «Трактор» сумел реализовать большинство. Максим Шабанов четко пробил в ближний угол, Андрей Кареев не выручил — 0:1.

Второй период выдался повеселее. Джошуа Брук оказался самым расторопным на добивании, с острого угла сравняв счет.

Затем гости вновь вышли вперед: Дилан Сикьюра застал Кареева врасплох. И все же до заключительного перерыва «Динамо» сумело отыграться: Вадим Шипачёв (кстати, он ассистировал и при первой шайбе белорусской команды) бросил, а лучший бомбардир «бело-голубых» Александр Волков забил юбилейную 50-ю шайбу в КХЛ.

izobrazhenie viber 2024 11 27 09 24 25 923

Гости очень уверенно начали третий период. И давление принесло плоды: форвард Александр Кадейкин почти беспрепятственно расстрелял ворота Кареева.

Команда «Динамо» отчаянно пыталась спасти игру. И за две минуты до конца тренер Дмитрий Квартальнов решил заменить вратаря шестым полевым. Этот шаг был оправдан — Волков оформил «дубль»! И вновь голевую передачу отдал Шипачёв — третью в игре.

Все же нападающий «Трактора» Александр Кадейкин в овертайме забил победную шайбу. Таким образом, «бело-голубые» в трех поединках подряд на столичной арене не выиграли ни разу.

izobrazhenie viber 2024 11 27 09 24 27 454

Теперь «Динамо» ожидают выездные матчи — ближайшая игра состоится 2 декабря против «Сибири».

Фото автора и ХК Динамо-Минск/VK

Мобильные датчики контролируют скорость на девяти участках Минска 27 ноября

На пяти столичных проспектах, трех улицах и МКАД 27 ноября работают мобильные датчики контроля скорости, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Такие устройства функционируют на пр. Независимости (60, 80 км/ч), Пушкина, Рокоссовского, Жукова, Партизанском (60 км/ч), на ул. Притыцкого, Московской, Аэродромной (60 км/ч) и на МКАД (90 км/ч).

В Госавтоинспекции призывают водителей быть внимательными, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия. Они сегодня сложные: на большей части страны идут мокрый снег, дождь, температура воздуха — около 0 °С, есть вероятность гололедицы.