Николай Байрачный работает над созданием скульптурных портретов для Несвижского замка. Побывали в мастерской скульптора
Посещение мастерской Николая Байрачного сродни увлекательной экскурсии и сулит сюрпризы. На сей раз скульптор пригласил корреспондента агентства «Минск-Новости» полюбоваться своими новыми работами, с которыми скоро, вероятно, расстанется.
Несвижские кавалеры
…Величественная дама с изысканной прической и белоснежным ангельским лицом смотрит на любопытного посетителя немигающим и немного печальным взглядом. С гипсовой красавицей на деревянном столе соседствует пластилиновый бюст мужчины с молодецки загнутыми кверху усами и орденами на широкой груди. Перекинутую через его плечо муаровую ленту специальным резцом кропотливо доводит до совершенства хозяин мастерской, облаченный в привычный рабочий фартук. Скульптурные портреты, как, впрочем, и многие другие экспонаты, по-настоящему впечатляют.
— Это легендарный Пане Коханку, или Кароль Станислав Радзивилл, — поясняет Н. Байрачный. — Он был кавалером разных орденов, в том числе ордена Белого орла, высшей награды Речи Посполитой. Я же дорабатываю ленту, из-под которой и выглядывает орден.
— А что за подборка фотографий на стене?
— Снимки существующих портретов Радзивиллов.
— Вы, видимо, решили увековечить весь их род?
— Не весь, конечно, а только несвижских кавалеров орденов.
— А кто, например, вон тот представительный мужчина?
— Это родной дедушка Пане Коханку, в честь которого того и назвали, — тоже Кароль Станислав Радзивилл.
— А эта красавица?
— Жена дедушки Анна Катаржина из рода Сангушко.
— У нее какие-то неземные, ангельские черты…
— По отзывам современников, девушка была красавицей. Однако сохранился только один живописный портрет Анны Катаржины, и то когда ей было 65 лет. Из истории известно, что она вышла замуж в 18 лет, родила 17 детей.
— Какое количество бюстов знатных господ и дам вы намерены изваять?
— Четыре гипсовых портрета уже установлены в Золотом зале Несвижского замка. Остальные должны забрать в ближайшее время. Изначально запланировал создать 10 бюстов. Но если хватит сил, то получится 12.
Супруга Рыбоньки и потомки
— Это заказные работы?
— Нет. Пока делаю их для собственного удовольствия и, можно сказать, для потомков. Мне хочется, чтобы люди пришли в прекрасный Несвижский замок и увидели этих великолепных господ, которые им владели в стародавние времена. Среди них попадались очень интересные и образованные люди, а Пане Коханку и вовсе слыл большим оригиналом — якобы он ездил на медведях по соли или зимой устраивал лето. Кароль Станислав Радзивилл врал, сочинял, и многие с ним соглашались, потому что…
— Тот был скор на расправу?
— Скажем так, порой обходился с людьми не совсем справедливо.
— Однако если рассуждать серьезно: заслуживают ли эти персонажи того, чтобы их так тщательно лепили, а потом отдавали безвозмездно?
— Почему безвозмездно? Я думаю, впоследствии бюсты приобретут. Эти люди являлись белорусской шляхтой, магнатами. Они часть нашей истории. Поскольку Несвижский замок — одна из известнейших достопримечательностей Синеокой, его бывшим владельцам Радзивиллам должны найти в нем достойное место.
— Все-таки ваш труд, можно сказать, титанический. Как долго уже работаете над этим проектом?
— Первых Радзивиллов вылепил в 2018 году. Начинал с ясновельможной пани Франциски Урсулы, знатной дамы и писательницы. Затем последовал ее супруг Михаил Казимир по прозвищу Рыбонька. Эти бюсты приобрели, установили, и я предложил сделать целую галерею скульптурных портретов. Чем, как видите, и занимаюсь. Конечно, когда нет более срочной работы.
— Да, помню, у вас были и другие интересные задумки. Кстати, чем завершилась эпопея со статуей генерала Шарля де Голля, воевавшего во время Первой мировой в звании капитана, раненного и попавшего в плен на Щучинщине?
— Пока ничем. Скульптура отлита в бронзе, находится в Щучине, но не установлена. Видимо, еще не пришла пора.
«Несовременное» искусство
Персонажи самого разного размера и социального статуса, отлитые из металла, гипсовые, пластилиновые и так далее прописались в этой мастерской давно и надолго, занимая едва ли не все свободное пространство. Есть среди них и казаки с саблями и булавами, и величественный князь на коне, и изящные девушки, и даже маленькие зверюшки. Меж тем мастер творит без устали: иногда работает на заказ, однако чаще «про запас», но всегда на радость себе и настоящим ценителям прекрасного.
В пионерском возрасте моими настольными книгами были чудесные повести Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гека Финна и мистические произведения Николая Гоголя. Легко представить мое воодушевление, когда спустя десятилетия мне посчастливилось познакомиться с автором иллюстраций к этим и десяткам других детских бестселлеров!
Окончив Белорусский театрально-художественный институт по специальности «керамика», Николай занимался ею, по собственным воспоминаниям, около 30 лет. Причем он создавал не посуду, а скульптуры, статуэтки, композиции. В определенный момент увлечение стало утомительным, а после развала большой страны — и слишком затратным. Эти предметы оказались невостребованными, и художник нашел более надежный материал для самовыражения — бронзу. Параллельно иллюстрировал детские книги.
Вообще же, как подтверждает практика, Н. Байрачный с его многочисленными талантами и увлечениями, наверное, комфортно чувствовал бы себя в эпоху Возрождения или чуть позже, в своем любимом XVII веке. Недаром роскошный памятник Ростиславу Янковскому, расположенный на столичном Московском кладбище, который искусно и с любовью выполнил мастер, облачен в костюм вельможи той поры.
А года полтора назад в одной из минских художественных галерей с большим успехом прошла выставка «(Не)сучаснае мастацтва», на которой были представлены ювелирные, изумительные по исполнению, кабинетные композиции, изящное оружие и прочее, созданные Н. Байрачным совместно с коллегой и товарищем Юрием Гудиновичем. Известная многим жителям нашего города забавная бронзовая статуя коровы авторства того же Н. Байрачного, установленная недалеко от входа на Комаровский рынок, конечно, куда крупнее и прозаичнее, но тоже привлекает внимание, особенно детей и их родителей. Эта скульптура стала одной из достопримечательностей столицы.
Подготовил Владимир Петров, фото автора