1200 90

Николай Байрачный: «Если ты любишь мастерить руками, то изготовишь скульптуру из чего угодно»

Известный белорусский художник и скульптор Николай Байрачный с его многочисленными талантами уютно чувствовал бы себя в эпоху Возрождения или в своем любимом XVII столетии. Корреспондент агентства «Минск-Новости» посетил его мастерскую и узнал, над чем сейчас работает мастер.

Радзивилл

…Чудо рождалось на моих глазах. Бесформенная масса пенопласта быстро обрела форму болванки для шляп, потом стала похожа на голову человека. Умелые руки мастера начали накладывать на нее большие порции пластилина — и у головы появилось лицо. Спустя несколько дней здесь же, в полуподвальной мастерской Николая Байрачного, на том же столе стоял уже законченный бюст молодой красивой женщины Франциски Урсулы Радзивилл, знатной дамы и писательницы.

Мне нравится работать в стиле художников середины XVII — начала XVIII века, это моя любимая эпоха, — признался скульптор.  Хочу, чтобы в облике ясновельможной пани Урсулы ощущалось княжеское достоинство, а сама скульптура была ювелирной по исполнению, достойной Несвижского замка. Чуть позже, надеюсь, возьмусь и за портрет ее мужа Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки. Если бы нашлись спонсоры для отлития их из бронзы, уверен, фигуры украсили бы родовое гнездо Радзивиллов.

MG 0897

— Вы начинали с керамики?

Да, я окончил театрально-художественный институт по специальности «Керамика» и занимался ею около 30 лет, причем никогда не делал посуду, только небольшие скульптуры, статуэтки, композиции. Но в определенный момент увлечение стало слишком утомительным и накладным. База находилась в Борисове, и мне в 1976–1996 годах приходилось каждый день ездить туда-обратно на электричке, поскольку материал, обжиги, печи были там. После краха перестройки и развала страны эти вещи оказались невостребованными, и я нашел более надежный материал для самовыражения — бронзу. Одновременно иллюстрировал детские книги.

— Чтобы создавать такие красочные, искрящиеся добрым юмором обложки и рисунки, нужно самому погрузиться в мир, созданный фантазией писателя.

Конечно. Мы с детства к этому приучены. Ребята, читающие книги, умеют сочинять, они учатся у авторов. И когда ты включаешься в придуманную писателем жизнь, то начинаешь тоже участвовать в этой истории. Я не достиг больших высот в иллюстрировании, но оформил не менее 80 детских книг, начиная с «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен и заканчивая «Хоббитом» Джона Толкина.

MG 0950

— Причем многие из них издавали сумасшедшими тиражами. Сказки Джанни Родари, например, 1 млн экземпляров плюс 100 тысяч дополнительно. Для нашего времени просто непостижимая цифра.

Тогда и детская книга стоила всего 10 копеек. К тому же мое дело — нарисовать иллюстрации, которые немного развлекли бы читателя, а тираж зависел не от меня. Да и на моих гонорарах он никак не сказывался.

MG 0948

«Зеленые своды» и Фаберже

— У вас есть потрясающие маленькие скульптуры вроде принца Лягуша, Клауса Байера и иже с ними…

— Их не так уж много, да и делал для собственного удовольствия, иронизируя над самим собой. В основном у меня серьезные мужчины с саблями, пиками, шпагами. Это словно сочинение сказок, только в бронзе.

— Не находите ли, что сочинение сказок и придумывание фигурок сродни волшебству?

— Нет. Просто художник, если что-то задумал, обязательно сделает. Не на холсте, так на бумаге или в бронзе. Он приговорен, такова его участь. Это не волшебство, а, скорее, ремесло.

— Но полет фантазии обязателен?

— Фантазия у художника способность врожденная. Если человек умеет сочинять, уже здорово. А когда еще и руками что-то может делать, здорово вдвойне. Иногда смотришь на работы старых мастеров и думаешь: как они умудрялись в столь ранние лета изготовить столько изделий непостижимого уровня? Где этому ремеслу можно было научиться в то время?

— Секреты передавали из поколения в поколение?

— Не знаю. Учились, конечно, у кого-то все. Караваджо умер в 39 лет, а какие шедевры оставил! Кто знает, от чего это зависит. Да, их творчество было востребованным, сейчас другие времена, и все же. Есть и у меня любимые персонажи, на которые я смотрю, а душа леденеет.

В Дрездене в музее «Зеленые своды» выставлены небольшие настольные композиции — работы знаменитых авторов, придворных ювелиров. Они были фантастическими мастерами. У них нужно учиться культуре ремесла. Например, когда Фаберже впервые попал в этот музей, у него в голове словно что-то щелкнуло. И вся его ювелирка началась с посещения Дрездена: увидел, восхитился — и тоже взялся за дело.

MG 0968

— Мне трудно представить, как можно создать ваши изысканные работы, не имея пальцев пианиста.

— Да нет, это только кажется. Когда умеешь, легко. И чтобы научиться, тоже много времени не надо. 30–40 лет вполне хватит.

В Германии в начале XVI века в течение 25 лет делали скульптуры из цельного куска железа: не отливали, а просто выпиливали. Появились мастера, был спрос, к делу приобщились ключники, замочники. Естественно, изделия получались не всегда художественными, однако их покупали. Мода прошла, ключники принялись опять клепать ключи, замочники — замки. У нас точно так же керамикой занимались все кому не лень.

А если ты любишь мастерить руками, то изготовишь скульптуру из чего угодно — из дерева, фанеры, бумаги. Тем более сегодня при помощи Интернета делают всё из всего.

Богатырь ты будешь с виду

— А где у вас печатный станок?

— Здесь. У меня несколько неплохих готовых досок для офортов, только некогда распечатать тираж. Кстати, на этом смог разбогатеть Рубенс: заказывал мастерам свои картины на медной доске, те гравировали их, а он печатал и продавал за хорошие деньги. Я раньше в канун каждого Нового года дарил такие картинки-развлекалки с изображением нужного по гороскопу животного — Козы, Обезьяны и других друзьям и знакомым. Занимался этим лет 20 одновременно с книгами, керамикой и бронзой.

Увлекся и кабинетной бронзой: настольные скульптуры из разных материалов, металлов, с драгоценными камнями. Решил попробовать, получится ли у меня, как у мастеров Средневековья.

— Правда, что в 1990-е вашими изделиями заинтересовались серьезные мужчины в малиновых пиджаках?

— Нет. Они заказывали надгробия для «правильных пацанов». Правда, где их устанавливали, никогда не спрашивал.

— С чего началась история с художественным оружием?

— Она помогла компенсировать детские романтические грезы, отчасти взрослые мечты. Начинаешь искать своих предков и обнаруживаешь, что в твоем роду были запорожские, кубанские казаки.

А так все началось в детстве. Мне мама до 4 лет пела колыбельную песню Лермонтова: «Богатырь ты будешь с виду и казак душой…» Подрос, прочел «Трех мушкетеров», «Одиссею капитана Блада» и прочие полезные книги. В 12 лет занимался в фехтовальной школе в парке имени М. Горького. Я махал там саблей года три, пока не уволился наш тренер.

MG 0991

— Вы ведь вместе с женой еще мастерите куклы?

Елена мастерит, а я ей помогаю. Куклы можно увидеть в Несвижском замке, в оперном театре: здесь 2 метровых персонажа в костюмах XVII века, сделанных женой, с жемчугом и камнями, а также две мои статуэтки — скрипача и виолончелиста. Это занятие веселое, но абсолютно неблагодарное.

— Есть ли у вас благодарное занятие?

— Дети. У нас две дочки. Видите те белые фигурки в длинных платьях на столе? Это одна из них и три наши внучки.

— А гордый всадник на коне не Глеб Минский?

— Возможно, но пока это просто белорусский князь. В конкурсе на его установку в Минске участвовать не рвусь, немного утомила эпопея с памятником корове у Комаровского рынка, которая длится уже 5-й год.

Фото Тамары Хамицевич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Какого цвета выбрать фликер, и как правильно его носить

«На осенних каникулах семилетняя дочка гостила у бабушки в деревне и однажды дотемна заигралась с местными ребятами, после чего пришла домой в слезах: у всех ее новых друзей на одежде были яркие цветные фликеры, а у нее — нет. В срочном порядке моим родителям пришлось покупать ей световозвращатели, о которых мы, живя в Минске, почему-то не задумывались. В городе они вообще нужны?» — спрашивает минчанка Ангелина с ул. Грушевской.

10503

Они нужны и в городе, и за его пределами, чтобы обеспечить вашу безопасность, — подчеркнул участковый инспектор Московского РУВД старший лейтенант милиции Виталий Рыбак. — Например, осенью продолжительность светового дня значительно сокращается — утром, когда дети идут в школу, еще темно. В сумерках и при утреннем тумане водителю непросто заметить пешехода даже на близком расстоянии — границы проезжей части сливаются с тротуаром или обочиной, а силуэты людей в темной одежде едва различимы. Чтобы обезопасить себя и ребенка, жизненно необходимо помочь водителю вас заметить, например надеть несколько ярких фликеров.

Ситуации, когда наличие световозвращающих элементов требуется по закону, приведены в главе 17 Правил дорожного движения. Так, по общему правилу фликеры обязательны в темное время суток для пешеходов при движении по краю проезжей части дороги или обочине (п. 17.1 ПДД).

Также световозвращатель необходим в темное время суток или при недостаточной видимости дороги при движении на средстве персональной мобильности (п. 17.4). Кроме того, на СМП должны быть установлены и включены фара или фонарь.

Еще одно требование (п. 149 ПДД) касается велосипедистов, но с оговоркой — при движении вне населенных пунктов. В темное время суток или при недостаточной видимости дороги велосипедист должен быть в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).

При нарушении требований ПДД человек без фликера может быть привлечен к административной ответственности и получить штраф — от 1 до 3 базовых величин.

Правила содержат и рекомендательные нормы. Так, пешеходу желательно обозначить себя световозвращающим элементом в темное время суток еще и при пересечении проезжей части дороги вне пешеходных переходов (п. 17.3).

Все эти нормы имеют обоснование: фликеры повышают видимость на неосвещенной дороге, снижая риск наезда на 65 %. Свет отражается от специального покрытия, что позволяет водителю увидеть человека в ближнем свете фар за 130–140 м (без фликеров — за 25–30 м), а в дальнем — за 400 м. Это дает возможность вовремя остановить машину или объехать пешехода.

Конкретных требований к световозвращателям нет, однако коллеги из ГАИ подготовили несколько советов исходя из их практики:

— лучше выбирать фликеры двух цветов — белого и лимонного (красные, синие, зеленые и другие малоэффективны);

— крепить фликер следует на части тела, которые движутся и тем самым привлекают больше внимания, — руки, ноги;

— если вы забываете надевать фликеры, можно купить верхнюю одежду, которая полностью или частично (элементы в виде лент или узоров) выполнена из световозвращающих материалов;

— особенно важно снабдить фликерами детей, которые нередко проявляют беспечность и могут случайно выйти на дорогу;

— чем больше фликеров, тем лучше. Их количество не только влияет на заметность пешехода на дороге, но и снижает риск ДТП с их участием.

Напоминаем: в столице участковые инспекторы милиции по средам с 17:00 до 20:00 ведут прием граждан в общественных пунктах охраны правопорядка. Желающие могут обратиться к правоохранителям по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел.

Подготовила Мария Квашевич

Минчанин похищал у своих гостей мобильные телефоны и сдавал в ломбард

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого горожанина, которого обвиняют в совершении краж, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Фрунзенского района.

pexels tphotography 215367

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

Обвиняемый в своей квартире на ул. Притыцкого распивал со знакомыми спиртные напитки. Спустя какое-то время мужчина обнаружил, что один из приятелей забыл мобильный телефон. Вместо того, чтобы вернуть его владельцу, фигурант сдал гаджет в ломбард.

А однажды к нему зашел еще один товарищ и рассказал, что нашел на скамейке возле подъезда телефон, который необходимо отнести в милицию. Когда гость уснул, обвиняемый взял мобильник и сдал в ломбард. В обоих случаях вырученные деньги он потратил на личные нужды.

Владельцы телефонов обратились в милицию. Злоумышленника быстро вывели на чистую воду, в отношении него возбудили уголовное дело.

Похищенные гаджеты были изъяты из ломбарда и возвращены потерпевшим.

— Обвиняемый трудоустроен монтажником в частной компании, ранее восемь раз привлекался к уголовной ответственности, из них четырежды – за совершение имущественных преступлений, имеет не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость, –прокомментировал заместитель прокурора Фрунзенского района Андрей Сербун. — Ему предъявлено обвинение в повторном тайном похищении имущества (краже), то есть в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь. Вину гражданин признал. Согласно заключению экспертов, он нуждается в принудительном лечении от хронического алкоголизма.

В отношении обвиняемого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.