Новое — забытое старое. В Союзном государстве намерены развивать транспортный коридор «Север — Юг»
В последнее время все чаще говорят о значительном потенциале международного транспортного коридора «Север — Юг», который может связать государства ЕАЭС с Южной Азией, Ближним Востоком и Восточной Африкой. В деталях проекта разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Из варяг в персы. И не только
Инициативе «Север — Юг» уже более 20 лет. У ее истоков в далеком 2000 году стояли Россия, Индия и Иран. Амбициозный проект был призван организовать более короткий путь из Восточной Европы в Южную Азию и составить конкуренцию традиционному маршруту через Суэцкий канал. Среди преимуществ называли временные — сроки доставки товаров должны сократиться вдвое, экономические — транзит станет дешевле, а товарооборот возрастет, экологические — перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный позволит снизить выбросы парниковых газов минимум на четверть. Пришло время взяться за дело.
Длина транспортного коридора — около 7,2 тыс. км. Крайние его точки — российский порт Усть-Луга близ Санкт-Петербурга и индийский порт Нхава-Шева возле города Мумбаи. Между двумя портами — рельсы и автомагистрали. Перевозки, в ходе которых осуществляется перегрузка товаров с одного вида транспорта на другой, называют мультимодальными.
Недавно главы правительств стран ЕАЭС поддержали предложение Евразийской экономической комиссии по включению в совместный интеграционный проект «Евразийский агроэкспресс» перевозок, осуществляемых по международному транспортному коридору «Север — Юг» в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.
— В связи с переориентацией ряда транспортных маршрутов востребованность коридора «Север — Юг» существенно возросла. Произведенные в рамках проекта пилотные отправки в Иран и Индию подтвердили привлекательность направления. Наши страны обладают большим потенциалом для расширения своего транзитного и экспортного потенциала, — прокомментировал решение член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Узкие места
Чтобы коридор заработал в полную силу или близко к тому, необходимо устранить ряд барьеров. И дело не только в необходимости правовой гармонизации и упрощения таможенных процедур, формирования системы обмена информацией, согласованной тарифной политики, механизмов платежей и расчетов, страхования грузов и транспортных средств, создания координационного механизма для управления коридором, что уже само по себе немало. Прежде нужно достроить инфраструктуру там, где ее нет, и модернизировать имеющуюся, но не удовлетворяющую требованиям, предъявляемым смелым проектом.
Восточный маршрут — ответвление коридора через Казахстан и Туркменистан — готов, и по нему уже осуществляются перевозки. Западный — через Азербайджан — еще нужно развивать, в основном на территории Ирана, где сложный рельеф вносит свою ложку дегтя.
— Иранской стороне требуется построить порядка 180 км железной дороги. И она активно приступила к этой работе, чтобы закончить железнодорожный коридор «Север — Юг» в направлении порта Бендер-Аббас. Это тоже для нас важно, потому что мы говорим и о транзите через Иран в дальние страны. Это очень важный коридор, и мы договорились вместе его развивать, — отмечает министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко.
Нуждаются в развитии инфраструктуры и увеличении перевалочных мощностей каспийские порты — российские и иранские. В целом объем требующихся для создания инфраструктуры коридора «Север — Юг» инвестиций оценивается в 38,2 млрд долларов США. Из этой суммы 13,21 млрд приходится на Россию. Как следствие, необходимо полномасштабное вовлечение всех стран ЕАЭС, о чем в ходе недавнего заседания Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
— Мы находимся в процессе перестройки логистических коридоров. Без стабильно функционирующей логистики, адаптированной к новым геополитическим реалиям, перспективы развития наших экономик не будут радужными. В связи с этим на внешнем контуре, в том числе в рамках взаимодействия с ШОС и БРИКС, должна вестись предметная работа по созданию перспективных международных транспортных коридоров, таких как «Север — Юг» и «Запад — Восток», — отметил глава белорусского правительства.
Реализация подобных проектов, как ожидается, позволит перейти на комплексную цифровую технологию перевозки грузов с использованием электронных транспортных и товаросопроводительных документов, что даст возможность сократить время поставок и устранить административные барьеры в торговле.
Белорусский интерес
Наша страна давно интересуется коридором «Север — Юг» и возможностями присоединения к нему: чем шире и качественнее пути сообщения, тем активнее движение товаров и диверсифицированнее поставки. А здесь еще и география привлекательная: рынки Азербайджана, Ирана, Индии, государств Центральной Азии, Персидского залива и Восточной Африки — часть той дуги, которую, как многократно отмечали эксперты, необходимо осваивать полнее и качественнее.
Активизировалось взаимодействие между железнодорожниками. В ходе недавней встречи начальников Белорусской железной дороги Владимира Морозова и Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Сергея Альмеева обсуждались пути взаимодействия в сфере перевозок по коридору «Север — Юг». Стороны отметили, что спрос на перевозки грузов в этом направлении с каждым годом растет. А значит, важно проработать максимально эффективные транспортно-логистические схемы и условия перевозок, обеспечить развитие инфраструктуры.
Недавно Белорусская железная дорога вместе с партнерами запустила ускоренный поезд через территорию России в Азербайджан. В конечную точку маршрута товары из Беларуси прибывают за 7 суток. В планах также наращивание перевалки грузов через астраханские порты России. Еще год назад это направление было для нашей страны непривлекательным: как заметил Р. Головченко, на тот момент экспорт белорусских товаров через Астрахань фактически равнялся нулю. Сегодня ситуация иная — грузы идут. Как следствие, товарооборот между Беларусью и Астраханской областью вырос в несколько раз.
В соответствии с соглашением, подписанным между правительствами Беларуси и России, объем белорусских грузов, которые могут пойти через астраханские порты, составит в 2023 г. 650–850 тыс. т.
— Астраханские коллеги предложили достаточно привлекательные условия по перевалке грузов и их хранению. Поэтому мы с удовольствием используем эту возможность, — отметил Р. Головченко.
Способствовать активизации движения на треке «Север — Юг», как отмечают аналитики, будет и безразрешительный порядок осуществления международных грузовых перевозок автомобильным транспортом, о чем недавно договорились Беларусь и Иран. А буквально на днях, с 26 марта, между Тегераном и Минском возобновилось прямое авиасообщение: направление обслуживает иранская авиакомпания Mahan Air, рейсы будут осуществляться дважды в неделю, что, как ожидают стороны, придаст дополнительный импульс деловым и гуманитарным контактам.