Новое — забытое старое. В Союзном государстве намерены развивать транспортный коридор «Север — Юг»

В последнее время все чаще говорят о значительном потенциале международного транспортного коридора «Север — Юг», который может связать государства ЕАЭС с Южной Азией, Ближним Востоком и Восточной Африкой. В деталях проекта разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

pexels photo 2144905

Фото Pexels.com

Из варяг в персы. И не только

Инициативе «Север — Юг» уже более 20 лет. У ее истоков в далеком 2000 году стояли Россия, Индия и Иран. Амбициозный проект был призван организовать более короткий путь из Восточной Европы в Южную Азию и составить конкуренцию традиционному маршруту через Суэцкий канал. Среди преимуществ называли временные — сроки доставки товаров должны сократиться вдвое, экономические — транзит станет дешевле, а товарооборот возрастет, экологические — перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный позволит снизить выбросы парниковых газов минимум на четверть. Пришло время взяться за дело.

Длина транспортного коридора — около 7,2 тыс. км. Крайние его точки — российский порт Усть-Луга близ Санкт-Петербурга и индийский порт Нхава-Шева возле города Мумбаи. Между двумя портами — рельсы и автомагистрали. Перевозки, в ходе которых осуществляется перегрузка товаров с одного вида транспорта на другой, называют мультимодальными.

pexels photo 1165981

Фото Pexels.com

Недавно главы правительств стран ЕАЭС поддержали предложение Евразийской экономической комиссии по включению в совместный интеграционный проект «Евразийский агроэкспресс» перевозок, осуществляемых по международному транспортному коридору «Север — Юг» в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.

— В связи с переориентацией ряда транспортных маршрутов востребованность коридора «Север — Юг» существенно возросла. Произведенные в рамках проекта пилотные отправки в Иран и Индию подтвердили привлекательность направления. Наши страны обладают большим потенциалом для расширения своего транзитного и экспортного потенциала, — прокомментировал решение член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Узкие места

Чтобы коридор заработал в полную силу или близко к тому, необходимо устранить ряд барьеров. И дело не только в необходимости правовой гармонизации и упрощения таможенных процедур, формирования системы обмена информацией, согласованной тарифной политики, механизмов платежей и расчетов, страхования грузов и транспортных средств, создания координационного механизма для управления коридором, что уже само по себе немало. Прежде нужно достроить инфраструктуру там, где ее нет, и модернизировать имеющуюся, но не удовлетворяющую требованиям, предъявляемым смелым проектом.

Восточный маршрут — ответвление коридора через Казахстан и Туркменистан — готов, и по нему уже осуществляются перевозки. Западный — через Азербайджан — еще нужно развивать, в основном на территории Ирана, где сложный рельеф вносит свою ложку дегтя.

— Иранской стороне требуется построить порядка 180 км железной дороги. И она активно приступила к этой работе, чтобы закончить железнодорожный коридор «Север — Юг» в направлении порта Бендер-Аббас. Это тоже для нас важно, потому что мы говорим и о транзите через Иран в дальние страны. Это очень важный коридор, и мы договорились вместе его развивать, — отмечает министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко.

pexels photo 799091

Фото Pexels.com

Нуждаются в развитии инфраструктуры и увеличении перевалочных мощностей каспийские порты — российские и иранские. В целом объем требующихся для создания инфраструктуры коридора «Север — Юг» инвестиций оценивается в 38,2 млрд долларов США. Из этой суммы 13,21 млрд приходится на Россию. Как следствие, необходимо полномасштабное вовлечение всех стран ЕАЭС, о чем в ходе недавнего заседания Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко.

— Мы находимся в процессе перестройки логистических коридоров. Без стабильно функционирующей логистики, адаптированной к новым геополитическим реалиям, перспективы развития наших экономик не будут радужными. В связи с этим на внешнем контуре, в том числе в рамках взаимодействия с ШОС и БРИКС, должна вестись предметная работа по созданию перспективных международных транспортных коридоров, таких как «Север — Юг» и «Запад — Восток», — отметил глава белорусского правительства.

Реализация подобных проектов, как ожидается, позволит перейти на комплексную цифровую технологию перевозки грузов с использованием электронных транспортных и товаросопроводительных документов, что даст возможность сократить время поставок и устранить административные барьеры в торговле.

Белорусский интерес

Наша страна давно интересуется коридором «Север — Юг» и возможностями присоединения к нему: чем шире и качественнее пути сообщения, тем активнее движение товаров и диверсифицированнее поставки. А здесь еще и география привлекательная: рынки Азербайджана, Ирана, Индии, государств Центральной Азии, Персидского залива и Восточной Африки — часть той дуги, которую, как многократно отмечали эксперты, необходимо осваивать полнее и качественнее.

Активизировалось взаимодействие между железнодорожниками. В ходе недавней встречи начальников Белорусской железной дороги Владимира Морозова и Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Сергея Альмеева обсуждались пути взаимодействия в сфере перевозок по коридору «Север — Юг». Стороны отметили, что спрос на перевозки грузов в этом направлении с каждым годом растет. А значит, важно проработать максимально эффективные транспортно-логистические схемы и условия перевозок, обеспечить развитие инфраструктуры.

Недавно Белорусская железная дорога вместе с партнерами запустила ускоренный поезд через территорию России в Азербайджан. В конечную точку маршрута товары из Беларуси прибывают за 7 суток. В планах также наращивание перевалки грузов через астраханские порты России. Еще год назад это направление было для нашей страны непривлекательным: как заметил Р. Головченко, на тот момент экспорт белорусских товаров через Астрахань фактически равнялся нулю. Сегодня ситуация иная — грузы идут. Как следствие, товарооборот между Беларусью и Астраханской областью вырос в несколько раз.

pexels photo 325200

Фото Pexels.com

В соответствии с соглашением, подписанным между правительствами Беларуси и России, объем белорусских грузов, которые могут пойти через астраханские порты, составит в 2023 г. 650–850 тыс. т.

— Астраханские коллеги предложили достаточно привлекательные условия по перевалке грузов и их хранению. Поэтому мы с удовольствием используем эту возможность, — отметил Р. Головченко.

Способствовать активизации движения на треке «Север — Юг», как отмечают аналитики, будет и безразрешительный порядок осуществления международных грузовых перевозок автомобильным транспортом, о чем недавно договорились Беларусь и Иран. А буквально на днях, с 26 марта, между Тегераном и Минском возобновилось прямое авиасообщение: направление обслуживает иранская авиакомпания Mahan Air, рейсы будут осуществляться дважды в неделю, что, как ожидают стороны, придаст дополнительный импульс деловым и гуманитарным контактам.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Илья Шиманович завоевал еще одну медаль на чемпионате России по плаванию

Белорус Илья Шиманович завоевал серебряную медаль на чемпионате России по плаванию, который завершился в Санкт-Петербурге, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Министерства спорта и туризма.

photo 2024 11 26 21 52 50

В последний день соревнований И. Шиманович преодолел дистанцию 50 м брассом и финишировал вторым с результатом 25,73 сек. Он оказался на восемь секунд медленнее победителя — Кирилла Пригоды.

Всего на чемпионате России копилка белорусской команды пополнилась двумя медалями: ранее И. Шиманович одержал победу на стометровке брассом.

Фото Министерства спорта и туризма

Лукашенко поздравил нового президента Уругвая с избранием

Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 ноября поздравил Яманду Орси с избранием на пост президента Восточной Республики Уругвай, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Главы государства.

lukashenko 4

Суверенный народ Уругвая продемонстрировал высокий уровень доверия к курсу, ориентированному на последовательное социально-экономическое развитие страны и укрепление ее международного авторитета. Именно в этом направлении в ближайшие пять лет пойдет государство под вашим руководством. Можете рассчитывать на Беларусь как на надежного и ответственного партнера, заинтересованного в построении отношений с Уругваем на основе взаимопонимания и уважения ради эффективной защиты независимости двух стран и поддержания справедливого миропорядка, —говорится в поздравлении.

А. Лукашенко убежден, что деятельность избранного президента Уругвая будет способствовать активизации сотрудничества между Минском и Монтевидео, расширению совместной работы на международной арене. Глава государства пожелал Я. Орси здоровья и успехов на государственном посту.