О чем говорят детские рисунки и почему важна каждая деталь? Поговорили со столичным психологом
Так ли страшен черный цвет и на что стоит обратить внимание родителям, глядя на рисунок своего малыша? Об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с психологом Анной Федорчук.
– Стоит ли волноваться, если, рисуя, ребенок часто использует черный цвет, и с какого возраста нужно «диагностировать» детское творчество?
– Тесты предлагаются с 3 лет. Когда ребенок может изобразить человека. Рисунок нужно оценивать в целом, не делая акцент на цветовой палитре. Важно, кого ребенок нарисовал первым, размер этой фигуры, ее расположение на листе.
Черный цвет может стать поводом для беспокойства только в том случае, если ребенок выбирает его в течение длительного времени (более месяца) и не использует другие палитры. Следует понимать, что дошкольники любят темные цвета: они хорошо видны на белом листе. Дети старшего возраста используют темные цвета осознанно. Например, как способ выражения чувств (обида, разочарование, злость) и возможность освободиться от неприятных эмоций. Здесь родителям нужно быть внимательными к ребенку.
– С чего начать анализ рисунка?
– Если мы говорим о рисуночном тесте «Моя семья», рекомендую начать с анализа последовательности изображения фигур. Наиболее значимого члена семьи ребенок нарисует первым. Важно оценить и то, кого он разместил рядом с собой. Это расскажет об эмоциональной привязанности малыша. Обратите внимание, есть ли искажения. Например, фигура ребенка больше отца.
Также важно, все ли члены семьи представлены на рисунке, есть ли чужие. Приведу пример из практики. Мальчик 5 лет нарисовал друга из детсада. Мы выяснили причину появления «нового члена семьи» на рисунке, поскольку за искажением чаще всего стоит эмоциональный конфликт и недовольство нынешней ситуацией в семье. В данном случае ребенок нуждался в эмоциональной близости и родительском внимании.
Есть дети творческие, с богатым воображением, им в качестве диагностики можно предложить тест «Семья в образах животных». Я говорю деткам: «Нарисуй семью, где все члены семьи – разные животные». Дети с удовольствием рассказывают, почему мама, например, слон, папа – лев, а сам ребенок – зайчик.
– А бывают исключения? Например, рисунок яркий, но ребенок при этом находится в тяжелом эмоциональном состоянии.
– В начале карьеры работала педагогом-психологом в детском саду. Одно из направлений деятельности педагога-психолога – сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении. При плановой диагностике девочка изобразила свою семью благополучной: малышка счастливая в центре держит за руки маму и папу. Семья стоит под радугой, вокруг – сердечки. В данном случае – это рисунок про желаемое и мечты. Таким образом срабатывает защитный механизм детской психики.
– С какими детскими проблемами к вам обращаются родители?
– Чаще всего – энурез, энкопрез, неуверенность в себе, проблемы со сном, страхи, нарушение поведения в школе и проблемы с коммуникацией.
– Как в детском творчестве проявляется неуверенность?
– Маленький рисунок, мелкие фигуры, слабый нажим карандаша, отсутствие себя на рисунке. Все это может говорить о низкой самооценке или высоком уровне тревоги.
В моей практике был случай, когда 7-летняя девочка несколько сессий подряд в рисуночном тесте «Моя семья» изображала себя в сумочке у мамы. Запрос, с котором пришли родители, – самооценка ребенка. По их словам, дочь была неуверенной, боялась озвучивать желания и самостоятельно выполнять обычные действия в присутствии других людей.
Через 3–4 месяца работы девочка изображала себя в полный рост, «вылезла из маминой сумки». Стала активной и в реальной жизни: показывать характер (возмущаться, выражать недовольство, топать ногами), высказывать личное мнение. По словам мамы, дочка стала более самостоятельной.
Диагностировать уровень самооценки у детей помогает методика «Лесенка». Дошколята обычно ставят себя на первую или вторую ступень. И это считается нормой. Малыши, которые ставят себя на нижние ступеньки и не объясняют свой выбор либо говорят, что так мама считает, как правило, имеют заниженную самооценку.
– Поделитесь методикой, которая поможет определить уровень агрессии ребенка.
– Для определения эмоционально-волевой сферы и уровня агрессии использую графическую методику «Кактус». Ко мне обратилась мама: «Мой ребенок так плохо себя ведет, на него все жалуются…» Предложила диагностику ее сыну. Он нарисовал цветущий кактус в домашнем горшке с небольшими иголками. Мальчик с таким трепетом и любовью рассказывал о растении! Это ребенок с тонкой душевной организацией, агрессии в нем нет. Он нуждался в родительском внимании, ему трудно было справляться с некоторыми внешними обстоятельствами.
К слову, диагностика начинается с того момента, когда ребенок приступил к выполнению задания. Психолог наблюдает, как он сел, взял карандаш и что говорит в процессе. Важна каждая деталь. Нужно понимать, что в психологии запросы разные, а истории клиентов индивидуальны.
Фото из архива психолога