О чем может рассказать лотос и почему улыбается тигр: в Минске открылась выставка «Красота Кореи»
Выставка современных произведений в традиционном стиле живописи Южной Кореи — минхва — открылась в Национальном художественном музее. Что означали изображения животных и как дракон превратился в душевую лейку — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Международный выставочный проект «Красота Кореи» — первый опыт сотрудничества Национального художественного музея Республики Беларусь и культурно-образовательного центра «Пушкинский дом» (Сеул, Республика Корея). В экспозиции представлены не только картины, но и образцы керамики, вышивки и каллиграфии, созданные мастерами полуострова.
Древние корни народного искусства
Искусство и культура Кореи находились под влиянием Китая еще со времен становления государственности в первые века нашей эры. Оно начало ослабевать только в XVIII веке, когда власть на китайских землях перешла от правящей династии Мин к маньчжурам.
— Первые авторы произведений минхва — люди, которые получили классическое образование, но не были профессиональными художниками. В дальнейшем это искусство пошло в народ и получило свое развитие в традиционных для Дальнего Востока жанрах: портрете, пейзажном направлении «горы и воды» и жанре «цветы и птицы», к которому относят все анималистические картины, — рассказала младший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Богдана Тупчиенко.
Специалист уточняет: первоначально к живописи минхва относились очень осторожно. В то время в Корее было очень четкое разделение между официальным искусством для аристократии — скрупулезным, четким, действующим по определенным канонам — и искусством для народа, которое отличалось яркими красками, ненатуралистическими изображениями и различными нарушениями в композиции. Но постепенно минхва получила распространение в верхах: картины с символикой счастья, долголетия и благополучия вешали на стенах и дверях как простых домов, так и королевских дворцов.
— Форма свитков, на которых изображались картины минхва, имеет китайские корни. Еще до изобретения бумаги в Поднебесной наносили иероглифы на тонкие бамбуковые дощечки, которые соединялись между собой шнуром в длинные свитки. Со временем их заменил шелк, а затем и бумага, но следование традиции осталось. А вот бумага для изображений была корейской — из коры тутового дерева. Поскольку Китай держал в секрете свой способ, — пояснила Б. Тупчиенко.
Символ горных духов
Самым популярным образом в живописи минхва был тигр, часто в паре с сорокой. Он воспринимался как посланник от горных духов, а к горам на полуострове было особое отношение.
— Обратите внимание на нереалистичное доброе выражение морды животного. Подобные изображения использовались как охранительные знаки: их вешали на двери в домах и даже во дворцах, чтобы защитить жителей от злых сил. Сорока здесь передает послание высших сил тигру, а он — людям. Подобные изображения можно было увидеть не только на картинах, но и на абсолютно разных предметах, например керамике. Отдельно стоит обратить внимание на изображение шкуры тигра. Их традиционно вешали как охранительный знак на паланкины невест, — подчеркнула работник музея.
К слову, большой любовью у корейцев пользовались не только тигры, но и их меньшие собратья — кошки. Им было посвящено отдельное художественное направление. Пушистые животные считались не только защитниками от негативных сил, но и символизировали домашний уют. Поэтому на картинах их часто изображали, например, с лотосами и золотыми рыбками.
— Кстати, обратите внимание на квадратную печать рядом с рисунком кошки: такие традиционно использовались как личные подписи на всем Дальнем Востоке, поэтому есть почти на всех работах, — дополнила Б. Тупчиенко.
Цветы и птицы
Так же часто, как и охранительные символы, на картинах минхва встречается благопожелательная символика: корейцы верили, что эти изображения приносят долголетие, плодородие, счастье и здоровье. Их тоже вешали в домах в качестве магических талисманов.
— Красоте природы в Корее придавалось особое значение, поэтому популярный анималистический жанр «цветы и птицы» имел множество поджанров, примеры которых есть в нашей экспозиции. К нему относились изображения рыб, насекомых, водных растений, трав, каждое из которых несло определенный смысл. Бабочки означали круговорот жизни, совмещение инь и ян. Лотос в буддизме был знаком чистоты, но в более древние времена вместе с другими водными растениями использовался для пожелания счастья и здоровья: будущая невестка должна была перед свадьбой сжечь их на алтаре во благо семьи мужа. А плоды этого растения символизировали плодородие. Парные рыбы или птицы олицетворяли супругов, — пояснила младший научный сотрудник.
Зная значение символов, нетрудно понять, какие пожелания несут в себе картины минхва. Так, на одной из них «На берегу озера в дождливый день» две утки-мандаринки скрываются от непогоды под листьями высокого лотоса. Не самый радостный сюжет на деле означает пожелание потомства и достатка семейной паре. Травы и растения, которые стремятся вверх, символизируют мужское начало, вода — женское, дождь — соединение неба и земли, а плоды лотоса и несколько рыб в воде — результат этого акта.
В Корее портрету уделялось особое внимание, но в основном это были изображения мужчин. Единственное произведение в этом жанре на выставке, «Портрет красавицы», не изображает конкретного человека.
— Это специфическая черта Кореи: в стране, которая придерживалась конфуцианской морали, очень редко рисовали женщин. Но именно собирательный их образ был весьма популярен», — рассказала специалист.
Что общего между лейкой и душем?
В наши дни авторы переосмысливают народный жанр минхва, но не всегда строго придерживаются его традиционных цветов и тематики. К примеру, на картине с названием «Преданность» мы видим стилизованное изображение одного из иероглифов, выражавших основы конфуцианской этики. Его дополняют еще несколько персонажей, типичных для корейской культуры, — дракон и карп.
— Дракон олицетворяет собой соединение земли и неба, он привлекал счастье и удачу. Любая рыба символизирует достаток, вдобавок дракон превращается в карпа в культурах и Китая, и Кореи, и Японии. Бамбук, во-первых, означает мужскую энергию, а во-вторых, воспринимается как символ несгибаемости человека перед трудностями, ведь он может расти в любых условиях и его практически невозможно сломать. Раковина — это не только отсылка к одному из благоприятных символов буддизма, но и символ морской тематики, дополняющей образ дракона, — подчеркнула Б. Тупчиенко.
На соседнем изображении также есть дракон, но сама картина — это явный отход от канона: в мифологическое животное превращается душевая лейка.
— С одной стороны, это явная интерпретация современного художника, а с другой — определенная отсылка к жанру «горы и воды», которые на Дальнем Востоке символизируют мужское и женское начало. Дракон, вписанный в душ, — оригинальное прочтение одной из основных его функций: вызова дождя. Это яркий пример нового взгляда на традиционную символику, — прокомментировала сотрудник музея.
Фото Дарьи Леонович
Читайте также: