Объединенный институт машиностроения и МАЗ планируют выпустить электромусоровоз и электробус для аэропортов
Легковые и грузовые электромобили, льдозаливочный комбайн. Какие образцы электротранспорта разрабатываются и совершенствуются в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук Беларуси, корреспонденту газеты «Минский курьер» рассказал генеральный директор учреждения Сергей Поддубко.
— Сергей Николаевич, как ваш институт участвует в реализации правительственной программы развития электротранспорта?
— Был создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт», в котором наш институт — головная организация в области инновационных разработок. Партнеры — БелАЗ, «Белкоммунмаш», «Амкодор», МТЗ, МАЗ и другие компании.
К работе по этой тематике приступили еще в конце 2016 года. Начинали практически с нуля. Пригласили опытных ученых и талантливых молодых специалистов. Отталкивались от того, что изучали патенты на электродвигатели и особенности их конструкций. В чем их преимущества? Во-первых, в экологичности. Во-вторых, в высокой эффективности (КПД двигателя внутреннего сгорания составляет 40–50 %, а электроприводов — до 90 %).
За 5 лет мы фактически освоили все нужные нам технологии и компетенции. В институте функционируют 7 научно-технических центров. Например, компьютерный, который осуществляет промышленный дизайн, расчеты, проектирование, виртуальные испытания, моделирование динамических процессов.
У нас работают около 300 человек. В коллективе преобладает молодежь до 30 лет. Тесно сотрудничаем с БНТУ, БГУИР. Следим за лучшими студентами и приглашаем к себе на работу. Для их профессионального роста в институте созданы все условия.
— Насколько плодотворными оказались минувшие 5 лет?
— Прежде всего мы разработали компонентную базу для электромобилей — это была наша главная задача. Имеем электродвигатели, тяговые аккумуляторные батареи и всю силовую электронику. Когда это есть, любой вид транспорта можно сделать электрическим. Высокоэффективные тяговые электродвигатели мощностью до 80 и 200 кВт изготавливают на заводе «Могилевлифтмаш», силовую электронику — на новополоцком предприятии «Измеритель». Батареи производим сами.
У нас уже есть несколько образцов электротранспорта. Это каркасно-панельный легковой электромобиль (он двухместный) и пассажирский минивэн (можно использовать в качестве служебного транспорта и автомобиля такси для перевозки 5–7 человек). Создан экспериментальный образец легкого грузового электромобиля многофункционального назначения грузоподъемностью до 1 т. Совместно с МАЗом создали среднетоннажный электрогрузовик, а с МТЗ — льдозаливочный комбайн для обслуживания ледовых арен.
— Знаю, что готов и беспилотник — макетный образец робототехнического комплекса на базе трактора BELARUS 3523i.
— Действительно, нашими специалистами создан программно-аппаратный комплекс удаленного и автономного управления всеми системами трактора, его навесным и рабочим оборудованием. Его еще нужно совершенствовать, но начало положено.
Особенность машины — в электротрансмиссии. Это очень важно, ведь управлять ею гораздо проще, чем обычной классической. Задается программа, после чего трактор запускается и в автоматическом режиме выполняет операции, которые предусмотрены по технологическому процессу.
С ходу заниматься беспилотным общественным транспортом не решились, потому что это очень сложно и дорого. Взялись за сельхозтехнику, работающую на ограниченных территориях, где безопасность обеспечить проще.
— Как руководитель довольны тем, чего удалось достичь в области электротранспорта?
— Считаю, что мы сделали рывок — и это при том, что деньги были выделены не очень большие. Все познается в сравнении. В декабре я был в составе делегации Минпрома, которая выезжала на КамАЗ. Особенность российского электротранспорта в том, что там полностью импортная комплектация. Когда рассказал о нашей компонентной базе, россияне всерьез ею заинтересовались. Надеюсь, будет налажено сотрудничество.
— Сколько опытных образцов машин уже есть?
— Легковых машин у нас по одной. А вот двигателей уже 5, сколько и планировали выпустить в 2021-м. Продолжается обкатка электрогрузовиков, наладка всех их компонентов. После испытаний приступим к производству. МТЗ собирается выпустить 35 комбайнов с нашим электроприводом для белорусских ледовых арен. По характеристикам такие машины не уступают зарубежным аналогам.
В области легкового электротранспорта конкурировать сегодня крайне сложно, поэтому делаем упор на коммерческую технику. Ее, а также компоненты к ней планируем поставлять на экспорт в страны ближнего зарубежья.
— Какие-то новые модели электротранспорта разрабатываете?
— Конечно. Совместно с МАЗом планируем выпустить электромусоровоз. Надеюсь, новая машина придется ко двору в городских условиях — она и выбросов не делает, и шума меньше создает по сравнению с дизельной. Еще запускаем с МАЗом проект электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах.
За такой техникой будущее, у нас к тому же много зарядных станций. Причем насыщенность ими выше, чем в России.
Справочно
Сергей Поддубко — кандидат технических наук, доцент. Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси возглавляет с декабря 2014 года. С его участием разработана Программа создания и развития гибридного и электрического транспорта в Республике Беларусь. В 2018-м за разработки в области электротранспорта награжден медалью Франциска Скорины.
***
Объединенный институт машиностроения — ведущий исследовательский центр Беларуси в области механики и создания автотехники. При нем действуют отраслевая лаборатория по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода, а также Республиканский полигон для испытаний мобильных машин.