1200 90

Обратный путь отрезал враг, но поезд прорвался. В годы войны машинисты паровозов демонстрировали небывалую отвагу

В годы Великой Отечественной войны машинисты паровозов, часто женщины, демонстрировали небывалую отвагу. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

30151190

Просто Мария

Стальные магистрали в годы Великой Отечественной стали дорогами спасения. За первые 3 месяца поездами было эвакуировано более 18 млн человек, перевезено 2 500 фабрик и заводов.

С 18:00 24 июня 1941 года ввели график, предусматривающий продвижение воинских эшелонов в первую очередь. Бесперебойная доставка войск, техники, вооружений была необходима как воздух.

Всего за военное время по железным дорогам прошло 20 млн вагонов. Если их выстроить в цепочку, то она обогнет Землю по экватору четыре раза. Зачастую составы двигались непрерывным потоком с интервалом 700–800 м. В первые полгода войны вражеская авиация совершила более 6 тысяч воздушных налетов на них.

В 1930-е машинист паровоза — модная и романтическая профессия. Управлять поражающей воображение махиной было престижно. В стране, в том числе в БССР, появилось немало женщин-машинистов. Так, Мария Гольдштейн, окончив в 1925 году Минскую школу фабрично-заводского обучения, работала паровозным слесарем, а в 1931-м получила допуск к управлению этим транспортным средством. Вот ведь как! А утверждали, будто первой женщиной-машинистом стала москвичка Зинаида Троицкая в 1935 году. Наша Мария из Белоруссии освоила дело гораздо раньше. После начала войны опытная машинист училась управлять составом в экстремальных условиях, например при светомаскировке или вслепую. Когда вы управляете автомобилем или движетесь пешком, то при воздушном налете можете маневрировать, но у идущего по рельсам поезда нет возможности менять траекторию. Единственный способ обмануть летчика — резкая смена скорости. Постоянные торможения и неожиданные разгоны позволяли частично избежать попадания авиабомбы в паровоз или вагоны, доверху загруженные снарядами.

kollazh

Зинаида Троицкая

В сентябре 1942-го начали формировать Паровозные колонны особого резерва (ОРКП). Они работали на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях. Колонны существовали в отрыве от локомотивных депо и ремонтных баз, поэтому в вагонах работали ремонтные мастерские и не только они. Если в колонне 30 паровозов, то при ней было 36 вагонов для бытовых нужд: оперативный штаб, вагон-баня, вагон-кухня, для проживания поездных бригад, вагон-прачечная и прочие вагоны для жизнедеятельности. Всего сформировали 106 колонн из 2 280 паровозов — преимущественно Э («Эшка»), СО («Серго Орджоникидзе»), ФД («Феликс Дзержинский»). Командиром взвода бригады № 5 в ОРКП-1 стала Мария Гольдштейн. Ее малолетний сын проездил с ней в турном вагоне — специальном вагоне для сопровождающих грузы — всю войну. Рельсы на подходах к фронтам часто укладывали на голую землю без насыпи. В дни Сталинградской и Курской битв Мария без жертв в составе бригады мастерски провела более 1 000 поездов, подвозя всё необходимое для передовой, за что награждена медалью «За оборону Сталинграда».

Лихая Елена

Транспортным коммуникациям война нанесла колоссальный ущерб. 65 000 км железнодорожных линий было разрушено, уничтожено 2 436 вокзалов, 129 заводов по ремонту подвижного состава, 317 паровозных депо. Но доставка людей и грузов не прекращалась ни на минуту.

Elena CHuhnyuk

Елена Чухнюк

Елена Чухнюк в 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, а к 1942-му имела опыт вождения большегрузных составов. Как и Мария Гольдштейн, девушка стала командиром взвода Паровозной колонны особого резерва № 4. Не раз спасала составы от налетов фашистской авиации, многократно тушила поезда, отцепляя вагоны с боеприпасами и горючим, доставляла эшелоны на передовую. Танки с платформ ее поездов шли прямиком в бой. Ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налете вражеских бомбардировщиков была ранена. Елена Чухнюк удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Потом девушку забросили на север: возила уголь к фронту в условиях полярных морозов. Признавалась, что чувствовала, будто колеса прилипали к рельсам и «окоченевший» состав не слушался. При этом неутомимая 25-летняя Елена умудрилась организовать скоростные соревнования, втрое сократив время доставки грузов. Кстати, легенда военных железных дорог прожила 98 лет, став нашей современницей! Ее не стало сравнительно недавно, в 2014 году.

Предчувствие Победы

lunin

Николай Лунин

Кроме обеспечения фронта и перевозки пассажиров железнодорожники должны были продолжать обеспечивать промышленность сырьем, связывать в единый комплекс эвакуированные предприятия, зависящие друг от друга в вопросах поставки. В такой работе прославился в годы войны Николай Лунин. О нем упоминали даже герои повести-сказки «Старик Хоттабыч»! Когда к Москве приближался враг и столица остро нуждалась в топливе, его поездная бригада, сцепив 2 паровоза, составила поезд из 100 вагонов с углем и довезла до Белокаменной. Не видевшие этот караван считали факт пропагандистской уткой. В феврале 1943 года на собственные собранные средства Лунин купил 30 вагонов угля и отправил в освобожденный Сталинград. Иосиф Виссарионович собственноручно написал машинисту благодарственное письмо. Неплохой оберег. В те непростые времена такое письмо на всякий случай нужно было носить с собой, а перед сном класть под подушку.

В начале войны большинство мужчин-железнодорожников были мобилизованы. Их места заняли не только женщины, но и подростки. Однако после перелома, по окончании Сталинградской битвы, был отдан приказ о демобилизации железнодорожников. Выжившие вернулись на рабочие места, но с фронтов словно не уходили. На железной дороге они действовали как военные. Вот один из примеров. О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью: тщательно замаскировали топку, попросили устроить для них артиллерийское прикрытие и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. То есть фронтовой азарт у ребят сохранился. Тем более уныние первых лет войны сменилось ожиданием скорой Победы!

Еще материалы рубрики:

Треугольник надежды. Как армейские почтальоны за годы войны доставляли на фронт и отправляли в тыл 6 млрд писем

Мобилизация СМИ и знаменитости-добровольцы. Как советская пресса перешла на военные рельсы

Боролись с фейками типа «враг взял Москву», делали спецрепортажи. Как в годы войны работало белорусское радио

«Не назвала немцам, отрубившим ей кисти рук, даже своего имени». Рассказываем о подвиге советских связистов

Каждый день требовалось вручную выстирать 240 кг одежды. Кто и как спасал солдат Великой Отечественной от инфекции и эпидемий

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В основном без осадков будет в Беларуси 29 октября

Облачно с прояснениями и преимущественно без осадков ожидается в Беларуси 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 24 kopiya

Небольшие дожди пройдут только в утренние и дневные часы в Бресте и отдельных районах республики. Местами по стране сгустится несильный туман. Ветер прогнозируется западный, северо-западный, от слабого до умеренного. Атмосферное давление будет немного повышаться.

Ночная температура воздуха окажется в пределах от 0 до +6 °С, по западу — до +8 °С. Днем синоптики обещают: в Гродно — +11… +13 °С, Бресте и Гомеле — +10… +12 °С, Могилёве и Минске — +9… +11 °С, Витебске — не более +10 °С.

Онлайн-платформу «Народная пятилетка» для сбора мнений запустили в Беларуси

Общенациональный проект «Народная пятилетка» запущен онлайн для сбора мнений неравнодушных жителей республики, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

ноутбук компьютер

Фото pexels.com

На этой платформе можно внести предложения по развитию ключевых сфер жизни общества, высказать идеи, замечания и ожидания на ближайшую пятилетку. Для этого на странице платформы нужно выбрать тему, на которую будет сообщение. В их числе — сельское хозяйство, деловая активность, демография, жизнь на селе, ЖКХ, занятость, здравоохранение, инновационное развитие, информационная сфера, кадровая политика, культура, молодежь, образование, промышленность, спорт, экология, экономика. Далее в специальном поле следует изложить свое мнение.

Как рассказал председатель Белорусской партии «Белая Русь» Олег Романов, слова которого приводит БЕЛТА, обработкой поступивших предложений займутся представители Штаба патриотических сил, члены общественных объединений, политических партий, которые входят в состав штаба.

Наиболее зрелые и продуманные предложения будут учтены в Программе социально-экономического развития страны на 2025–2030 годы, а также для подготовки повестки Всебелорусского народного собрания, — уточнил О. Романов.

Из описания проекта следует, что его инициировали патриотические силы страны — ведущие общественные объединения и политические партии. Это Федерация профсоюзов Беларуси, партия «Белая Русь», Белорусский союз женщин, БРСМ и другие.

Отмечено, что участие в работе платформы анонимное. Она не относится к обращениям граждан и представляет собой электронную площадку для сбора мнений. Граждан просят высказываться по существу, соблюдая нормы законодательства Беларуси.