Обратный путь отрезал враг, но поезд прорвался. В годы войны машинисты паровозов демонстрировали небывалую отвагу
В годы Великой Отечественной войны машинисты паровозов, часто женщины, демонстрировали небывалую отвагу. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Просто Мария
Стальные магистрали в годы Великой Отечественной стали дорогами спасения. За первые 3 месяца поездами было эвакуировано более 18 млн человек, перевезено 2 500 фабрик и заводов.
С 18:00 24 июня 1941 года ввели график, предусматривающий продвижение воинских эшелонов в первую очередь. Бесперебойная доставка войск, техники, вооружений была необходима как воздух.
Всего за военное время по железным дорогам прошло 20 млн вагонов. Если их выстроить в цепочку, то она обогнет Землю по экватору четыре раза. Зачастую составы двигались непрерывным потоком с интервалом 700–800 м. В первые полгода войны вражеская авиация совершила более 6 тысяч воздушных налетов на них.
В 1930-е машинист паровоза — модная и романтическая профессия. Управлять поражающей воображение махиной было престижно. В стране, в том числе в БССР, появилось немало женщин-машинистов. Так, Мария Гольдштейн, окончив в 1925 году Минскую школу фабрично-заводского обучения, работала паровозным слесарем, а в 1931-м получила допуск к управлению этим транспортным средством. Вот ведь как! А утверждали, будто первой женщиной-машинистом стала москвичка Зинаида Троицкая в 1935 году. Наша Мария из Белоруссии освоила дело гораздо раньше. После начала войны опытная машинист училась управлять составом в экстремальных условиях, например при светомаскировке или вслепую. Когда вы управляете автомобилем или движетесь пешком, то при воздушном налете можете маневрировать, но у идущего по рельсам поезда нет возможности менять траекторию. Единственный способ обмануть летчика — резкая смена скорости. Постоянные торможения и неожиданные разгоны позволяли частично избежать попадания авиабомбы в паровоз или вагоны, доверху загруженные снарядами.
В сентябре 1942-го начали формировать Паровозные колонны особого резерва (ОРКП). Они работали на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях. Колонны существовали в отрыве от локомотивных депо и ремонтных баз, поэтому в вагонах работали ремонтные мастерские и не только они. Если в колонне 30 паровозов, то при ней было 36 вагонов для бытовых нужд: оперативный штаб, вагон-баня, вагон-кухня, для проживания поездных бригад, вагон-прачечная и прочие вагоны для жизнедеятельности. Всего сформировали 106 колонн из 2 280 паровозов — преимущественно Э («Эшка»), СО («Серго Орджоникидзе»), ФД («Феликс Дзержинский»). Командиром взвода бригады № 5 в ОРКП-1 стала Мария Гольдштейн. Ее малолетний сын проездил с ней в турном вагоне — специальном вагоне для сопровождающих грузы — всю войну. Рельсы на подходах к фронтам часто укладывали на голую землю без насыпи. В дни Сталинградской и Курской битв Мария без жертв в составе бригады мастерски провела более 1 000 поездов, подвозя всё необходимое для передовой, за что награждена медалью «За оборону Сталинграда».
Лихая Елена
Транспортным коммуникациям война нанесла колоссальный ущерб. 65 000 км железнодорожных линий было разрушено, уничтожено 2 436 вокзалов, 129 заводов по ремонту подвижного состава, 317 паровозных депо. Но доставка людей и грузов не прекращалась ни на минуту.
Елена Чухнюк в 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, а к 1942-му имела опыт вождения большегрузных составов. Как и Мария Гольдштейн, девушка стала командиром взвода Паровозной колонны особого резерва № 4. Не раз спасала составы от налетов фашистской авиации, многократно тушила поезда, отцепляя вагоны с боеприпасами и горючим, доставляла эшелоны на передовую. Танки с платформ ее поездов шли прямиком в бой. Ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налете вражеских бомбардировщиков была ранена. Елена Чухнюк удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Потом девушку забросили на север: возила уголь к фронту в условиях полярных морозов. Признавалась, что чувствовала, будто колеса прилипали к рельсам и «окоченевший» состав не слушался. При этом неутомимая 25-летняя Елена умудрилась организовать скоростные соревнования, втрое сократив время доставки грузов. Кстати, легенда военных железных дорог прожила 98 лет, став нашей современницей! Ее не стало сравнительно недавно, в 2014 году.
Предчувствие Победы
Кроме обеспечения фронта и перевозки пассажиров железнодорожники должны были продолжать обеспечивать промышленность сырьем, связывать в единый комплекс эвакуированные предприятия, зависящие друг от друга в вопросах поставки. В такой работе прославился в годы войны Николай Лунин. О нем упоминали даже герои повести-сказки «Старик Хоттабыч»! Когда к Москве приближался враг и столица остро нуждалась в топливе, его поездная бригада, сцепив 2 паровоза, составила поезд из 100 вагонов с углем и довезла до Белокаменной. Не видевшие этот караван считали факт пропагандистской уткой. В феврале 1943 года на собственные собранные средства Лунин купил 30 вагонов угля и отправил в освобожденный Сталинград. Иосиф Виссарионович собственноручно написал машинисту благодарственное письмо. Неплохой оберег. В те непростые времена такое письмо на всякий случай нужно было носить с собой, а перед сном класть под подушку.
В начале войны большинство мужчин-железнодорожников были мобилизованы. Их места заняли не только женщины, но и подростки. Однако после перелома, по окончании Сталинградской битвы, был отдан приказ о демобилизации железнодорожников. Выжившие вернулись на рабочие места, но с фронтов словно не уходили. На железной дороге они действовали как военные. Вот один из примеров. О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью: тщательно замаскировали топку, попросили устроить для них артиллерийское прикрытие и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. То есть фронтовой азарт у ребят сохранился. Тем более уныние первых лет войны сменилось ожиданием скорой Победы!
Еще материалы рубрики:
Мобилизация СМИ и знаменитости-добровольцы. Как советская пресса перешла на военные рельсы