Одна, но пламенная страсть. Главному режиссеру музтеатра Михаилу Ковальчику — 80 лет
Главному режиссеру Белорусского государственного академического музыкального театра Михаилу Ковальчику 12 августа исполнится 80 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с маэстро о корнях и кроне, страхе и счастье, везении и лени.
Работу в этом театре он начал очень ярко — с премьеры первого национального мюзикла «Софья Гольшанская». В 2014-м эта постановка была удостоена национальной премии «Лучший спектакль Музыкального театра». Она украшает афишу театра и поныне.
Вообще каждый спектакль Михаила Ковальчика — событие. Это и берущий за сердце мюзикл-трагикомедия «Шалом алейхем! Мир вам, люди!». Это и роскошное зрелище с большим подтекстом «Свадьба в Малиновке». Это и искрящиеся добрым юмором мюзиклы «Еврейское счастье» и «Мэри Поппинс». Впечатляют каждого рок-опера «Юнона» и «Авось» — гимн любви, гимн настоящему герою и комедия «Невеста из Имеретии» — трогательная, лиричная, музыкальная…
Постановки Михаила Ковальчика противятся коррозии. Он привнес в музкомедию веризм — эмоциональность, сердечность, сочувствие к «маленьким» людям. Появились элементы психологического гротеска, высокого драматического искусства, и выяснилось, что они нисколько не нарушают каноны легкого и веселого жанра.
Сейчас театр на каникулах, поэтому празднование юбилея состоится осенью, причем неутомимый Михаил Станиславович на сцене БГАМТ покажет свою новую постановку — оперетту «Прекрасная Елена».
Корни и крона
— Вы родом из деревни Подлесейки Барановичского района. Как в детстве почувствовали тягу к театру, которого на селе не было?
— Театр был, да еще какой! — улыбается Михаил Станиславович. — Когда у нас в доме собиралась родня, один пел, второй играл на баяне, третий — на мандолине. Причем нот никто не знал, поэтому происходили настоящие представления!.. Послевоенное полунищее детство вспоминается добрым, щедрым на хороших людей. Когда мы переехали в Барановичи, я пошел учиться игре на аккордеоне в музыкальную школу и попал в руки Иоганна Деклерка, музыканта-виртуоза, которого «из Европ» занесло к нам ветром войны. Он создал при Доме культуры джаз-оркестр, что было равносильно счастью. Позже я стал артистом народного театра, которым руководил Николай Сченснович, человек в БССР очень известный — артист, режиссер, ветеран-партизан. Понимаете… Конец 1950-х — начало 1960-х. Преудивительнейшее время. Чувствовался большой общественный подъем. Набирала обороты научно-техническая революция. Народ изголодался по искусству — расцвели хоры, фестивали, агитбригады, самодеятельные театры…
Везение не изменило Михаилу и в дальнейшем: он окончил актерско-режиссерский курс, который в Белорусском государственном театрально-художественном институте вела ученица великого Станиславского народная артистка РСФСР Вера Редлих.
Более четырех лет Михаил Ковальчик стажировался у Георгия Товстоногова в Ленинграде в Большом драматическом театре — лучшем в СССР. Та высота режиссуры, которую задал стране и миру Товстоногов, определила дальнейшую творческую жизнь Ковальчика.
— Я сидел на репетициях, записывал каждое слово Товстоногова, — говорит Михаил Станиславович. — Однажды набрался смелости и предложил поставить на Малой сцене повесть Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».
И Товстоногов представил Ковальчика труппе как режиссера, хотя у Георгия Александровича таких стажеров было немало — со всего Советского Союза. Но он обратил внимание именно на молодого минчанина. Почему? Вполне возможно потому, что почувствовал: встретился с настоящим фанатом театра.
Обаяние подлинности
— Михаил Станиславович, ходите ли вы на чужие спектакли? Смóтрите ли их как обычный зритель? Если да, то кто вас поразил в последнее время?
— Товстоногов говорил: надо смотреть все. Следую его завету, более того, умею радоваться чужому успеху, потому что он заряжает, дает творческий импульс. Кстати, поразил меня… тот же Товстоногов. Недавно мы с женой (Эмилия Ковальчик, режиссер, педагог. — Прим. авт.) по телевизору впервые увидели его давний спектакль и были в полном потрясении. Это «Дядя Ваня», перенесенный в 1986 году на экран. Чеховскую трагедию русского интеллигента представили Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Зинаида Шарко, Евгений Лебедев… Все настоящее, подлинное. Планка, до которой дотянуться бы!..
— Для какой публики вы ставите спектакли?
— Для той, которая ко мне пришла. Работаю только для зрителя. Всегда стремлюсь к тому, чтобы мое сердце билось в унисон с его сердцем, чтобы тема постановки волновала и его, и меня. Знаете, что самое страшное? Видеть, как зритель уходит с твоего спектакля. Есть режиссерская индивидуальность и есть пафосное режиссерское самовыражение. Их нельзя путать, иначе потеряешь зал. Об этом я часто говорю со своими студентами.
— Вот вы рассказали о своем страхе. А что скажете о своем счастье?
— Все очень просто. Счастье — это театр. Так случилось, что еще в ранней юности я страстно влюбился в профессию режиссера. Люблю не меньше до сих пор, при том что постигнуть ее до конца невозможно. Никогда у меня не было никаких увлечений, никаких хобби, не было кино либо радио. Работал в театрах Бреста, Бобруйска, Красноярска, Волгограда, Пятигорска… И всегда знал: меня можно убрать с должности, но не из профессии.
Даже из трех человек, где бы они ни оказались, да хоть в лесу, Ковальчик может «сделать театр». А если они будут еще и поющими, то это будет музыкальный театр. И это не шутка.
О, Оффенбах!
Ковальчик-старший на посту главного режиссера Белорусского государственного академического музыкального театра трудится уже почти 10 лет. Но к жанру оперетты обратился здесь впервые в этом году. Выбрал Оффенбаха, родоначальника жанра.
…165 лет назад Жак Оффенбах в небольшом театрике «Буфф-Паризьен» представил публике своего «Орфея в аду». Оперетта сорвала маски с высшего парижского общества, оказалась острой, злободневной и… получила разгромные рецензии. Мол, так опошлить миф! Боги танцуют канкан! Ужас!.. Но как это часто бывает, скандал лишь разогрел интерес.
10 ноября состоится первый выход Оффенбаха на белорусскую сцену, и это новое событие от Михаила Ковальчика, режиссера-постановщика оперетты «Прекрасная Елена». Главные роли репетируют Маргарита Александрович и Ольга Терентьева (Елена), Евгений Ермаков и Шамхал Хачатурян (Парис).
— С первых дней работы в театре я, что называется, топил за Оффенбаха, но понимал, что к постановке «Прекрасной Елены» нужно относиться очень ответственно, — говорит главный режиссер. — Оффенбах — это сложнейший музыкальный материал, это гомеровский сюжет, где легко сбиться на пародию либо на патетические интонации. Художественный руководитель театра Адам Мурзич, который всегда стоит на страже искусства в высшем понимании этого слова, останавливал меня: мол, еще не пора. И вот час пробил. Надеюсь, пародии на древних греков мы не сотворим. А постараемся поставить веселый спектакль, как того требует театр оперетты. Спектакль-шампанское, причем такой, чтобы все было по Станиславскому — развлекая поучай.
— Михаил Станиславович, вы любите аплодисменты?
— Как их не любить! Искренние аплодисменты — это как дополнительная зарплата. После спектакля на сцену выхожу с радостью, чтобы поклониться талантливому постановочному коллективу театра, нашим замечательным артистам и зрителям.
Блиц
Любимый композитор?
— Из оперных — Джузеппе Верди, это мой бог. Из современников — Максим Дунаевский.
Любимый жанр?
— Мюзикл, если его автор Риккардо Коччанте либо Эндрю Ллойд Уэббер.
Любимый собственный спектакль?
— Когда у тебя много детей-спектаклей, выбрать невозможно. Из последних — «Юнона» и «Авось», а также «Невеста из Имеретии».
Справочно
Профессиональный стаж заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, главного режиссера БГАМТ, профессора БГАИ М. Ковальчика более полувека. На сценах Беларуси и России он поставил около 200 спектаклей.
Профессор М. Ковальчик ведет в Академии искусств два курса, преподает дисциплины «Режиссура» и «Мастерство актера» применительно к музыкальному театру. 12 артистов, воспитанников Михаила и Эмилии Ковальчик, работают в БГАМТ. Выпустил также несколько молодых режиссеров, которые трудятся и у нас, и за рубежом. Сын Сергей Ковальчик — художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького.
Фото с сайта musicaltheatre.by