1200 90

Одна, но пламенная страсть. Главному режиссеру музтеатра Михаилу Ковальчику — 80 лет

Главному режиссеру Белорусского государственного академического музыкального театра Михаилу Ковальчику 12 августа исполнится 80 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с маэстро о корнях и кроне, страхе и счастье, везении и лени.

kovalchikРаботу в этом театре он начал очень ярко — с премьеры первого национального мюзикла «Софья Гольшанская». В 2014-м эта постановка была удостоена национальной премии «Лучший спектакль Музыкального театра». Она украшает афишу театра и поныне.

Вообще каждый спектакль Михаила Ковальчика — событие. Это и берущий за сердце мюзикл-трагикомедия «Шалом алейхем! Мир вам, люди!». Это и роскошное зрелище с большим подтекстом «Свадьба в Малиновке». Это и искрящиеся добрым юмором мюзиклы «Еврейское счастье» и «Мэри Поппинс». Впечатляют каждого рок-опера «Юнона» и «Авось» — гимн любви, гимн настоящему герою и комедия «Невеста из Имеретии» — трогательная, лиричная, музыкальная…

Постановки Михаила Ковальчика противятся коррозии. Он привнес в музкомедию веризм — эмоциональность, сердечность, сочувствие к «маленьким» людям. Появились элементы психологического гротеска, высокого драматического искусства, и выяснилось, что они нисколько не нарушают каноны легкого и веселого жанра.

Сейчас театр на каникулах, поэтому празднование юбилея состоится осенью, причем неутомимый Михаил Станиславович на сцене БГАМТ покажет свою новую постановку — оперетту «Прекрасная Елена».

Корни и крона

Вы родом из деревни Подлесейки Барановичского района. Как в детстве почувствовали тягу к театру, которого на селе не было?

Театр был, да еще какой! — улыбается Михаил Станиславович. — Когда у нас в доме собиралась родня, один пел, второй играл на баяне, третий — на мандолине. Причем нот никто не знал, поэтому происходили настоящие представления!.. Послевоенное полунищее детство вспоминается добрым, щедрым на хороших людей. Когда мы переехали в Барановичи, я пошел учиться игре на аккордеоне в музыкальную школу и попал в руки Иоганна Деклерка, музыканта-виртуоза, которого «из Европ» занесло к нам ветром войны. Он создал при Доме культуры джаз-оркестр, что было равносильно счастью. Позже я стал артистом народного театра, которым руководил Николай Сченснович, человек в БССР очень известный — артист, режиссер, ветеран-партизан. Понимаете… Конец 1950-х — начало 1960-х. Преудивительнейшее время. Чувствовался большой общественный подъем. Набирала обороты научно-техническая революция. Народ изголодался по искусству — расцвели хоры, фестивали, агитбригады, самодеятельные театры…

Везение не изменило Михаилу и в дальнейшем: он окончил актерско-режиссерский курс, который в Белорусском государственном театрально-художественном институте вела ученица великого Станиславского народная артистка РСФСР Вера Редлих.

yunona 11

Сцена из спектакля «Юнона» и «Авось»

Более четырех лет Михаил Ковальчик стажировался у Георгия Товстоногова в Ленинграде в Большом драматическом театре — лучшем в СССР. Та высота режиссуры, которую задал стране и миру Товстоногов, определила дальнейшую творческую жизнь Ковальчика.

— Я сидел на репетициях, записывал каждое слово Товстоногова, — говорит Михаил Станиславович. — Однажды набрался смелости и предложил поставить на Малой сцене повесть Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».

И Товстоногов представил Ковальчика труппе как режиссера, хотя у Георгия Александровича таких стажеров было немало — со всего Советского Союза. Но он обратил внимание именно на молодого минчанина. Почему? Вполне возможно потому, что почувствовал: встретился с настоящим фанатом театра.

Обаяние подлинности

— Михаил Станиславович, ходите ли вы на чужие спектакли? Смóтрите ли их как обычный зритель? Если да, то кто вас поразил в последнее время?

Товстоногов говорил: надо смотреть все. Следую его завету, более того, умею радоваться чужому успеху, потому что он заряжает, дает творческий импульс. Кстати, поразил меня… тот же Товстоногов. Недавно мы с женой (Эмилия Ковальчик, режиссер, педагог. — Прим. авт.) по телевизору впервые увидели его давний спектакль и были в полном потрясении. Это «Дядя Ваня», перенесенный в 1986 году на экран. Чеховскую трагедию русского интеллигента представили Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Зинаида Шарко, Евгений Лебедев… Все настоящее, подлинное. Планка, до которой дотянуться бы!..

malinovka 4

Сцена из спектакля «Свадьба в Малиновке»

— Для какой публики вы ставите спектакли?

Для той, которая ко мне пришла. Работаю только для зрителя. Всегда стремлюсь к тому, чтобы мое сердце билось в унисон с его сердцем, чтобы тема постановки волновала и его, и меня. Знаете, что самое страшное? Видеть, как зритель уходит с твоего спектакля. Есть режиссерская индивидуальность и есть пафосное режиссерское самовыражение. Их нельзя путать, иначе потеряешь зал. Об этом я часто говорю со своими студентами.

— Вот вы рассказали о своем страхе. А что скажете о своем счастье?

Все очень просто. Счастье — это театр. Так случилось, что еще в ранней юности я страстно влюбился в профессию режиссера. Люблю не меньше до сих пор, при том что постигнуть ее до конца невозможно. Никогда у меня не было никаких увлечений, никаких хобби, не было кино либо радио. Работал в театрах Бреста, Бобруйска, Красноярска, Волгограда, Пятигорска… И всегда знал: меня можно убрать с должности, но не из профессии.

Даже из трех человек, где бы они ни оказались, да хоть в лесу, Ковальчик может «сделать театр». А если они будут еще и поющими, то это будет музыкальный театр. И это не шутка.

imeretiya 19

Сцена из спектакля «Невеста из Имеретии»

О, Оффенбах!

Ковальчик-старший на посту главного режиссера Белорусского государственного академического музыкального театра трудится уже почти 10 лет. Но к жанру оперетты обратился здесь впервые в этом году. Выбрал Оффенбаха, родоначальника жанра.

…165 лет назад Жак Оффенбах в небольшом театрике «Буфф-Паризьен» представил публике своего «Орфея в аду». Оперетта сорвала маски с высшего парижского общества, оказалась острой, злободневной и… получила разгромные рецензии. Мол, так опошлить миф! Боги танцуют канкан! Ужас!.. Но как это часто бывает, скандал лишь разогрел интерес.

10 ноября состоится первый выход Оффенбаха на белорусскую сцену, и это новое событие от Михаила Ковальчика, режиссера-постановщика оперетты «Прекрасная Елена». Главные роли репетируют Маргарита Александрович и Ольга Терентьева (Елена), Евгений Ермаков и Шамхал Хачатурян (Парис).

evrejskoe 9

Сцена из спектакля «Еврейское счастье»

С первых дней работы в театре я, что называется, топил за Оффенбаха, но понимал, что к постановке «Прекрасной Елены» нужно относиться очень ответственно, — говорит главный режиссер. — Оффенбах — это сложнейший музыкальный материал, это гомеровский сюжет, где легко сбиться на пародию либо на патетические интонации. Художественный руководитель театра Адам Мурзич, который всегда стоит на страже искусства в высшем понимании этого слова, останавливал меня: мол, еще не пора. И вот час пробил. Надеюсь, пародии на древних греков мы не сотворим. А постараемся поставить веселый спектакль, как того требует театр оперетты. Спектакль-шампанское, причем такой, чтобы все было по Станиславскому — развлекая поучай.

— Михаил Станиславович, вы любите аплодисменты?

Как их не любить! Искренние аплодисменты — это как дополнительная зарплата. После спектакля на сцену выхожу с радостью, чтобы поклониться талантливому постановочному коллективу театра, нашим замечательным артистам и зрителям.

sofya 10

Сцена из спектакля «Софья Гольшанская»

Блиц

Любимый композитор?

— Из оперных — Джузеппе Верди, это мой бог. Из современников — Максим Дунаевский.

Любимый жанр?

— Мюзикл, если его автор Риккардо Коччанте либо Эндрю Ллойд Уэббер.

Любимый собственный спектакль?

— Когда у тебя много детей-спектаклей, выбрать невозможно. Из последних — «Юнона» и «Авось», а также «Невеста из Имеретии».

Справочно

Профессиональный стаж заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, главного режиссера БГАМТ, профессора БГАИ М. Ковальчика более полувека. На сценах Беларуси и России он поставил около 200 спектаклей.

Профессор М. Ковальчик ведет в Академии искусств два курса, преподает дисциплины «Режиссура» и «Мастерство актера» применительно к музыкальному театру. 12 артистов, воспитанников Михаила и Эмилии Ковальчик, работают в БГАМТ. Выпустил также несколько молодых режиссеров, которые трудятся и у нас, и за рубежом. Сын Сергей Ковальчик — художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького.

Фото с сайта musicaltheatre.by

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До +7 °С и осадки прогнозируются в Беларуси 29 ноября

Облачная погода будет преобладать в Беларуси 29 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 28-29 ноября 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 28-29 ноября 2024 года

В первую половину суток осадки в виде дождя и снега, в том числе мокрого, пройдут на большей части территории республики, днем — в основном по восточной половине.

Местами могут наблюдаться туман и слабый гололед, вероятно налипание мокрого снега. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер ожидается неустойчивый, от слабого до умеренного. Атмосферное давление будет интенсивно повышаться.

Ночная температура воздуха составит –2… +4 °С. В дневные часы столбики термометров покажут: в Бресте +5… +7 °С, в Гродно — +2… +4 °С, в Минске — от нуля до +2 °С, в Витебске, Гомеле и Могилёве — –1… +1 °С.

Гранд-финал конкурса «Студент года» прошел в столице

Гранд-финал столичного этапа конкурса «Студент года — 2024» прошел в Минском городском дворце культуры 28 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

konkurs student goda pozhoga 01 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Двенадцать победителей вузовских отборочных туров боролись за звание самого талантливого, эрудированного и обаятельного студента столицы.

Участников поприветствовал председатель Минского городского исполнительного комитета Владимир Кухарев:

— Конкурс собрал здесь самых креативных, смелых, задорных людей, которые делают все, чтобы не останавливаться в своем развитии. Я думаю, мы увидим много интересного, креативные идеи, которые репетировались в течение нескольких недель. Это показывает, что в Минске много молодых людей, которые стремятся к успеху. И на сцене сегодня лучшие из лучших.

Две недели финалисты готовились к гранд-финалу: участвовали в мастер-классах, изучали искусство дефиле от «Мисс Минск — 2023» Надежды Толстиковой, прослушали курсы по ораторскому мастерству, лекции о личном бренде и правильной защите проектов, пережили множество репетиций, примерок и подборов коллекций.

— Студенческая пора — время больших возможностей, роста, развития, становления как личности. И мне приятно, что здесь нет равнодушных людей. Есть только те, кто хочет чего-то добиться в жизни. Я желаю конкурсантам успехов. Сегодня вы уже победители благодаря тому, что находитесь на этой сцене, — сказал помощник Президента — инспектор по г. Минску Юрий Фролов.

В этом году концепция конкурса — «Трансформация». Каждый участник постарался подчеркнуть важность развития личности, свое стремление к знаниям. Накануне у студентов состоялся интеллектуальный тур, а сегодня им предстояло проявить ораторские способности и показать творческие номера.

— С каждым годом все больше и больше ребят приходят на отборочный этап. Но сегодня только 12 представителей будут сражаться за титул «Студент года». Конкурс — знаковое событие для любого студента, ведь это не просто самопрезентация, но и представление своего университета, — отметил первый секретарь Минского городского комитета ОО «БРСМ» Роман Бондарук.

Кстати, впервые за историю конкурса участники дефилировали под уникально созданную для них музыку и аранжировки известных хитов.

— Конечно, перед финалом ощущаю волнение. Надеюсь, справимся достойно. Очень хочется хорошо представить и свой факультет, и свой университет — ведущий вуз страны. Меня пришли поддержать друзья, коллеги, студенты с факультета. А как мы готовились! Самым сложным оказалось дефиле. До этого не было подобного опыта. Зато теперь готова покорять сцену! — поделилась третьекурсница факультета журналистики БГУ Янина Климович.

Второкурсник БГЭУ Матвей Давыдов тоже настроен решительно. Парень родом из Фаниполя, на сцене буквально с детства. Так что уверенности и харизмы ему не занимать.

— С ранних лет вел разные мероприятия в школе, был активным. Когда поступил в вуз, продолжил. На университетском этапе «Студента года» решил просто попробовать, посмотреть, что за формат. Делал все, как умею и могу. Сегодня буду петь популярный среди молодежи трек «Лего» Вани Дмитриенко. Мы постарались с подготовкой, так что будет настоящее театрализованное представление, — рассказал М. Давыдов.

Победители городского этапа конкурса получат возможность участия в республиканском этапе «Студента года».