Около 90 % ДТП с участием мусоровозов происходит во дворах. Как исправить ситуацию, знают в «Спецкоммунавтотрансе»
Заполненные автомобилями дворы ставят водителей мусоровозов перед выбором: развернуться и уехать или попытаться забрать отходы. Неправильное решение может обернуться серьезными неприятностями. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На минимальной скорости
«Спецкоммунавтотранс» — крупнейшее в столице предприятие по вывозу коммунальных отходов. Ежедневно по городу курсирует в среднем 90 машин, каждая из них преодолевает расстояние около 110 км. График движения рассчитан буквально по минутам. Но его зачастую приходится корректировать, когда мусоровоз заезжает во двор многоквартирного дома.
— Дворы — самые проблемные участки маршрута, — отмечает инженер по безопасности движения «Спецкоммунавтотранса» Александр Казак. — Водители снижают скорость до минимума и смотрят в оба: в любую секунду из подъезда может выбежать ребенок, а идущий по тротуару человек — пересечь проезд.
Вспомним инцидент трехлетней давности, произошедший во дворе дома на улице Крупской, о котором писали многие СМИ. «Загрузив мусор из баков, водитель начал движение и совершил наезд на переходившую проезжую часть 81-летнюю женщину. В результате ДТП пешеходу были причинены телесные повреждения, от которых она скончалась», — информировал Следственный комитет.
— Водитель получил два года «химии» и обязан был выплатить крупную сумму компенсации. Не оспариваю его виновность и приговор суда, но, как показал следственный эксперимент, пенсионерка переходила проезд в непосредственной близости от кабины. Водитель мог ее просто не заметить через лобовое стекло, — обращает внимание Александр Казак. — К сожалению, это не единичный случай. Подобные ДТП случаются и у других перевозчиков коммунальных отходов.
Уравнение с неизвестными
Более распространенная проблема — припаркованные во дворах автомобили, которые затрудняют проезд или вовсе препятствуют движению мусоровоза к контейнерной площадке либо отдельным мусорным бакам.
Александр Казак достает лист бумаги и набрасывает разные схемы. Рассмотрим три основные ситуации с учетом того, что ширина проезда может составлять от 3,5 до 5,5 м, а ширина мусоровоза МАЗ — 2,55 м.
Первая. В узких проездах, которые проектировались в основном в старых дворах малоэтажной застройки, даже одна припаркованная перпендикулярно бордюру машина может заблокировать путь к контейнерной площадке.
Вторая. Проезд широкий, но некоторые автомобили стоят со стороны жилого дома в нарушение ПДД. Если вблизи находится контейнер, который дворники выкатили из мусороприемной камеры, то его приходится либо откатывать на безопасное расстояние, либо попытаться подцепить манипулятором, рискуя при этом повредить рядом стоящую машину. Кстати, сам факт ее парковки с нарушением правил не отменяет ответственности водителя мусоровоза в случае ее повреждения. Если же автомобили припаркованы друг напротив друга с двух сторон проезда даже шириной в 5,5 м, спецтехника может не проехать между ними.
Третья. Машины припаркованы на подступах к контейнерной площадке, что затрудняет или блокирует подъезд к ней. При этом не все установленные на площадке баки оснащены колесами, чтобы перекатить их в более удобное для погрузки место.
По словам собеседника, в описанных ситуациях водитель сам принимает решение: пойти на риск, чтобы выполнить свои обязанности по забору отходов, или развернуться и продолжить путь по маршруту, предварительно уведомив ГАИ и мастера предприятия. Во втором случае он возвращается в «недоступный» двор позже в этот же день, а если проезд не освободился — на следующий день. Такой вариант более безопасен, но возможны последствия в виде претензий со стороны заказчика в связи с нарушением графика, жалоб жильцов, протоколов санэпидслужбы за переполненность и антисанитарию на контейнерных площадках. В случае же повреждения стороннего автомобиля водитель может попасть на большие деньги (сумма определяется с учетом страхования гражданской ответственности, значимости причиненного ущерба и других факторов). По каждому ДТП комиссия «Спецкоммунавтотранса» проводит служебное расследование.
Прагматичный подход
Говоря о вариантах решения проблемы, Александр Казак не пускается в рассуждения о том, что хорошо бы разгрузить дворы от машин или заставить всех автовладельцев парковаться по правилам. Он предпочитает более прагматичный подход, возможный в современных реалиях:
— Чем меньшее расстояние проезжает мусоровоз по двору, тем ниже вероятность возникновения ДТП. Значит, ключевое значение имеет месторасположение контейнерных площадок. К сожалению, многие из них находятся в глубине двора или в самом конце тупикового проезда. Даже если водитель сможет подъехать к площадке и загрузить отходы в кузов, он вынужден обратно двигаться задним ходом несколько сотен метров, что увеличивает риски. Поэтому считаю, что площадки, где это возможно, целесообразно перенести поближе к въездам во дворы.
Также хочется, чтобы службы ЖКХ учитывали наши интересы при заваривании мусоропроводов. Нередко в таких случаях контейнеры оставляют в мусороприемных камерах (проделывают окошки для забрасывания пакетов с мусором), а затем выкатывают их для разгрузки, как и прежде. Полагаю, при отсутствии мусоропровода однозначно следует обустраивать контейнерные площадки. На них, конечно, помещается меньше контейнеров, но можно установить баки большей емкости (1,1 м3 вместо стандартных 0,75 м3).
Даже если нам придется увеличить количество рейсов, это того стоит: безопасность прежде всего. За последние 8 лет число ДТП с участием наших автомобилей снизилось в среднем до 40 в год. Решив вопрос с оптимальным размещением контейнерных площадок, этот показатель можно уменьшить еще в два раза.
Директор предприятия «Спецкоммунавтотранс» Анатолий Жаврид:
— При строительстве жилых домов и обустройстве прилегающих территорий, а также при реконструкции существующих контейнерных площадок необходимо учитывать и мнение специалистов предприятий-перевозчиков коммунальных отходов.
Понимаю, эти конструкции должны располагаться на определенном расстоянии от окон жилых домов, соблюдаться другие требования, но не менее важно обеспечить максимально короткий и беспрепятственный подъезд к ним спецтехники. Также нужно расширять практику размещения на придомовых территориях модульных площадок, которые устанавливают в последние годы, в том числе вместо старых стационарных. Одно из их преимуществ в том, что конструкцию можно легко переместить в другое место.
Надеемся, городские власти и организации ЖКХ отнесутся с пониманием к нашей позиции, ведь чистота и безопасность во дворах — общая забота.
Количество ДТП с участием водителей «Спецкоммунавтотранса» ежегодно снижается. Так, в 2015 году было 77 ДТП, в 2016-м — 53, в 2017-м — 47, в 2018-м небольшой всплеск — 54, в последующие два года — по 39, в 2021-м — 32, в 2022-м — 36, за I полугодие 2023-го — 20. При этом около 90 % происшествий случается во дворах. В основном по двум пунктам ПДД: по 85-му в части несоблюдения необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность дорожного движения с транспортными средствами, стоящими или движущимися по дороге; и по 73-му, касающемуся движения задним ходом.
Фото Ирины Малиновской и Сергея Лукашова
Смотрите также: