Олег Табаков снялся в семи фильмах в 1950-е, но именно лента «Шумный день» 1961 года сделала его знаменитым
Фильм «Шумный день» вышел в прокат 7 января 1961-го. В первый год его посмотрели 18 млн зрителей. Именно эта картина стала олицетворением борьбы с мещанством для миллионов граждан СССР, а исполнителя одной из главных ролей Олега Табакова именно после нее стали узнавать на улице. О идее создания фильма — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В московской квартире живет большая семья: пожилая мать, трое взрослых сыновей, их сестра. Один из братьев, химик Фёдор, женился на девушке Лене, которая готовится к переезду с супругом на новую жилплощадь. Закупает мебель, складируя ее в общем семейном жилище. С мужем говорит только о деньгах, вещах, ценах. Это выводит из себя его младшего брата, 15-летнего Олега. Он случайно проливает чернила для письма на одну из гарнитурных обновок. В результате конфликта юноша берет шашку погибшего на фронте отца и рубит ею новенькие серванты, столы и буфеты.
Борьба с мещанством
В годы Великой Отечественной родилось новое поколение, которое мало знало о неоднозначных 1930-х, видело торжество Победы, оттепель, реабилитацию репрессированных, разоблачение культа личности Сталина. К концу 1950-х эти подростки, воспитанные на фильмах и книгах о революции, имели идеалистические взгляды. Например, романтизировали раннесоветскую эпоху, полную героизма и бессребреничества. И ненавидели потребительство, вещизм.
В 1957 году драматург Виктор Розов написал пьесу «В поисках радости», которую опубликовали в журнале «Театр». Ее поставил режиссер Игорь Владимиров в ленинградском БДТ, а в московском Центральном детском театре (ЦДТ) — Анатолий Эфрос. Спектакли имели успех.
Вскоре в прессе вышла статья режиссера Михаила Ромма, в которой он утверждал, что театр перестанет существовать, его полностью вытеснит кинематограф. Было странно читать подобное, тем более написанное умным и талантливым человеком. Эфрос тогда пошутил: мол, если так, чтобы не остаться без работы, пойду прямиком на киностудию. И действительно, в 1960-м пошел на «Мосфильм». Предложил экранизировать пьесу Розова. Редакторы ответили: материал слишком театрален, ленту ждет провал! Так совпало, что в эти недели кинорежиссер Георгий Натансон подал заявку в «Мосфильм», желая снимать тот же материал. Об этом случайно узнал пользовавшийся авторитетом среди кинематографистов постановщик Иван Пырьев. Он настоял на том, что пьеса будет уместна для тематического плана студии.
Натансон не совсем разбирался в театральных тонкостях, а Эфрос — в кинопроизводстве. Поэтому драматург Розов предложил им снять картину в соавторстве, дополняя друг друга.
За Табакова
Эфрос решил пойти простым путем и пригласить на роли актеров из его спектакля по пьесе в ЦДТ. Натансон не по всем позициям согласился с коллегой. Он считал, что Олега должен сыграть тот, кто сможет сделать этого героя новым архетипом советского молодого человека. Георгий настаивал на кандидатуре Олега Табакова из «Современника». Хоть тому уже исполнилось 25 лет, актер выглядел юным. Идею поддержал драматург. До этой ленты Олег Павлович снялся в семи фильмах, но именно она сделала его новой молодежной звездой советского кино. Табакова начали узнавать на улицах, просить автограф, спрашивать: «Это ведь вы мебель шашкой рубили?», а потом жать руку. Идея Натансона об архетипе советского юноши сработала! Хотя, очевидно, все запомнили эпизод благодаря неординарной выходке персонажа.
Кроме него в картину пригласили еще одного артиста театра «Современник», Владимира Земляникина. Он стал знаком киноманам после ленты «Дом, в котором я живу» (1957).
Остальных персонажей сыграли артисты ЦДТ. Примечательна среди них Валентина Сперантова. Мало кто знал актрису в лицо. Но она мастерски имитировала голоса детей и подростков. Озвучила многих мальчишек в советских мультфильмах, картинах, радиоспектаклях. В 1971 году артистка приняла участие в съемках белорусской ленты «Мировой парень».
Сложности с цензурой
Квартиру семьи снимали в павильоне «Мосфильма», где выстроили декорацию интерьеров. Все уличные сцены запечатлели в Москве. В одном из центральных эпизодов, после конфликта, герой Табакова долго бежит в кадре по Садовому кольцу. Поскольку движение транспорта не останавливали, случалось немало заминок. Артиста вынуждали вновь и вновь занимать исходную позицию и повторять забег.
Так как основные события происходили в интерьерах, картину сделали быстро. Но на нее ополчилась министр культуры Екатерина Фурцева.
Ей не нравилось, что вместо красот Москвы, ее центральных площадей в кадре старые арбатские дворы и переулки с облупленными стенами. А еще женщине претила реплика Олега в отношении одноклассниц: «Все Фиры и Веры дуры без меры!» Секретарь же ЦК ВЛКСМ Павлов назвал ленту подражательством итальянскому неореализму. Видимо, вычитал новое для себя слово и бравировал кругозором. Выручил 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС Пётр Демичев. Фильм ему приглянулся. Он заступился за авторов. Интересно, что позже, с 1974-го по 1985-й, Демичев возглавлял Минкульт СССР и лояльностью не отличался. Оскорбительную фразу заменили на «Все Фиры и Веры глупы без меры».
Картина вышла в прокат 7 января 1961-го. В первый год ее посмотрели 18 млн зрителей. Но их могло быть гораздо больше. Радиопостановку всесоюзного вещания «В поисках радости» с 1957-го знали все! Ее многократно повторяли по просьбам слушателей. А радиоточка присутствовала на каждой кухне. Однако название ленты в последний момент потребовали изменить на «Шумный день». Поклонники пьесы Розова не поняли, что это экранизация его произведения, и не пошли в кинотеатры на неизвестное наименование.
Еще материалы рубрики:
Сериал «Ронин»: театр абсурда или фильм про участкового Анискина в новом формате
«Легенда о Тиле». Почему съемки в этой картине стали для Евгения Леонова настоящим испытанием
Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»