Он признался в 33 страшных преступлениях. История первого в СССР серийного убийцы
Первый в СССР, достоверно признанный таковым, серийный убийца был родом из Витебской губернии. С какой целью и для чего он совершал преступления — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сплошные загадки
Непростое время — начало эпохи исторического материализма. Те, кто в первые годы советской власти проводил массовые расстрелы «неблагонадежных элементов», в 1920-х растворились в людском потоке на улицах городов молодой страны. Одни, деловито и обыденно, а главное — безнаказанно убивавшие именем революции, старались вытравить из памяти эти события. Другие, наоборот, гордились. Отдельные, в чьих хромосомах изначально был заложен условный ген изувера, не смогли остановиться. Вот и герой этой статьи, 100 лет назад убивший не один десяток людей молотком, когда у него спросили в суде, каково это, отнимать жизни, ответил: «А что там? Раз — и квас».
1921 год. Гражданская война на излете. Новая экономическая политика (НЭП) сменила эпоху военного коммунизма. В городах стали открывать частные лавки и предприятия. Жизнь налаживалась. В такой обстановке на юге Москвы — в реке, развалинах, на пустырях — начали находить трупы мужчин, одинаково упакованные в холщовые мешки. Примечательно, что все убитые были связаны в позе эмбриона. Смерть у всех наступила от удара по голове тяжелым предметом.
Поскольку тел находили слишком много, сыщики сперва предположили, что орудует банда. Прошерстив агентуру и пообщавшись с блатными авторитетами, они поняли: бандиты не при чем. Упаковывать убитых в мешки, затейливо связывать — это не их почерк. Все улики указывали, что убийства — дело рук одного человека. Но кто он?
С мертвыми тоже было много неясного. О пропаже людей не поступало заявлений. Благодаря опознанию нескольких выяснилось, почему в отделения милиции не приходят их родственники: все жертвы приехали в город из далеких деревень с крупными суммами для закупки скота, лошадей, инструментов.
Появился еще один след: на дне мешков с телами находили зерна овса. Такого количества человек не употребляет. В то время этот факт указывал на одно: хозяин мешков — извозчик или владелец лошади, которую постоянно нужно подкармливать.
Дело в пеленке
В Москве 1920-х извозчиков, работавших как современное такси или грузовой транспорт, насчитывалось десятки тысяч. Поди найди среди них виновного. А город уже охватила паника, и шли слухи о жестоких убийствах.
Преступления продолжались. Однажды сыщикам снова повезло. Голова нового найденного покойного была обвязана детской пеленкой. Душегуб таким образом остановил поток крови. Предмет мог находиться только в доме, где есть новорожденный. Факт сужал круг подозреваемых. Следователи на рынках, стоянках пролеток стали расспрашивать извозчиков о коллеге, у которого в семье недавно было пополнение. Честно говоря, ориентир слабоватый. Люди тогда не особо распространялись о детях.
Поскольку убитые, появлявшиеся вновь и вновь, приезжали в город еще и за живностью, особое внимание уделили Конной площади (в районе современной станции метро «Шаболовская»). Там был оживленный рынок, где торговали скотиной. Местные извозчики рассказали о странном коллеге Василии Комарове. В отличие от остальных он не боролся за клиентов, а больше наблюдал непонятно за кем и за чем.
За Комаровым установили слежку. Выяснилось, что живет он в доме № 26 на улице Шаболовке с супругой, у которой двое детей от первого брака. А недавно родился их совместный ребенок.
Комаров — вероятный убийца. Однако милиционеры шуметь не хотели, а под видом рейда против самогоноварения 27 марта 1923 года постучали в дверь его дома. Хозяин спокойно открыл, впустил сыщиков и, посмеиваясь, говорил, что самогон не пьет и не гонит. Но когда один из сотрудников начал открывать дверь чулана, Василий выпрыгнул в окно и сбежал. В чулане лежало мертвое тело в мешке.
Скрывался преступник недолго. Через сутки его арестовали в районе села Никольского Московской области.
Чуть не разорвали
Выяснилось, что родился Василий Комаров (при рождении — Петров) в 1877-м в Витебской губернии. У него было 11 сестер и братьев. В семье пили все. Василий с 12 лет пристрастился к стакану.
По воинской повинности отслужил 4 года в российской армии. Потом устроился на склад, где его поймали за воровством двух ящиков с сушеными яблоками. За это отсидел год в тюрьме, что позже ему помогло.
Во время Первой мировой прятался от призыва в Поволжье. А вот в 1917-м сам вступил в Красную армию. То, что побывал в царских застенках и умел читать, позволило сделать его командиром взвода, занимавшегося массовыми расстрелами белогвардейцев и им сочувствующих. Также подразделение постоянно участвовало в карательных операциях по подавлению крестьянских голодных бунтов, орудовало при изъятии продовольствия в деревнях в пользу армии. Комаров лично ставил детей к стенке, чтобы родители указали, где схрон с зерном и съестными припасами. Тогда он и понял: жизнь человеческая — копейка.
Правда, Василий попал в плен армии Деникина. Выбравшись, на всякий случай Петров по украденным чужим документам стал Комаровым.
Приехав в Москву в 1920 году, дома во время пьяной ссоры он убил знакомого молотком. Тогда в голове преступника родился план. На Конной площади он высматривал покупателя, предлагал лошадь в два раза ниже рыночной стоимости. Клиент предполагал, что животное ворованное, но низкая цена его прельщала. С Комаровым они ехали к нему на Шаболовку, где лошадь стояла в сарае. Затем Василий приглашал обмыть сделку и прямо за столом из-за спины бил жертву по голове молотком. Доставал из карманов все деньги и ценности. Позже Комаров признался в 33 убийствах.
В первое время в дни преступлений душегуб отправлял супругу к родне. Однажды она застала его за отмыванием пола от крови. Поохав, темная женщина начала ему помогать. Во время следующих убийств занималась уборкой, содействовала в вывозе тел. Пара в пролетке — это менее подозрительно.
В суде Комаров напомнил: он герой Гражданской войны, страдал в царских застенках, боролся с антисоветскими элементами. Сейчас он помогал родной советской власти: расправлялся со спекулянтами, которые хотели купить у него лошадь дешевле, продать дороже и жить на нетрудовые доходы. Василий вопрошал с обидой: почему в армии за убийства неблагонадежных был героем, а на гражданке за те же деяния стал преступником? Зачем-то заявил судье о готовности застрелить 60 попов.
Дело вызвало резонанс в обществе. Душегуба едва не разорвала толпа, когда его возили на следственный эксперимент. Чтобы успокоить народ, к расстрелу приговорили не только Комарова, но и его жену, хотя она никого не убила, — подавленную и безграмотную женщину. 18 июня 1923 года приговор привели в исполнение.
Еще материалы рубрики:
Как Станислав Ваупшасов сражался с гитлеровцами и приближал освобождение Беларуси