Ефим Копелян: до 44 лет актера не замечали ни театральные постановщики, ни кинорежиссеры, а потом он стал знаменит
Коллеги иногда в шутку называли Ефима Захаровича Копеляна Закадровичем. О жизни актера — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Лишенный наследства
В фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) кроме общеизвестных есть еще один знакомый всем незримый персонаж. Его не видели на экране, но хорошо запомнили красивый мужской баритон, звучавший за кадром: «Сегодня, 24 марта 1945 года, мир еще не завоеван. И поэтому полковник Максим Максимович Исаев едет в Берлин. Он едет работать».
Сначала актеру Ефиму Копеляну, нашему земляку, собирались предложить одну из ролей. Но что-то не сложилось. Режиссер Татьяна Лиознова вспоминала: «О, Копелян — это… подарок. Умный, веселый, талантливый, наивный и чрезвычайно дисциплинированный человек. Я мечтала пригласить его на роль. А получилось только на авторский текст. Позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит». Надо добавить, что это был не первый опыт работы Капеляна за кадром. Он озвучил десятки фильмов. Коллеги иногда в шутку называли Ефима Захаровича Закадровичем!
Родился актер в 1912 году в Речице Минской губернии (сегодня — Гомельская область) в состоятельной семье. Деду по материнской линии принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для строительства мостов. Отец занимался лесозаготовками в промышленных масштабах. В семье было шестеро братьев. Двое из них прекрасно рисовали, как и их отец. Ефим тоже владел кистью, мечтал стать архитектором. Но в раннем возрасте ему в руки попал том Шекспира. Мальчишка прочел «Короля Лира» и был поражен слогом английского драматурга. Тут же отыскал другие его произведения и дни напролет знакомился с персонажами, многих из которых он в дальнейшем сыграл на сцене.
После революции и экспроприации семейных предприятий будущий актер оставался в Речице. Работал оформителем афиш в местном кинотеатре. Только в 1929 году уехал в Ленинград. Недолго трудился токарем на заводе «Красный Путиловец». А потом поступил в Институт пролетарского изобразительного искусства.
С начала 1930-х молодой человек в качестве подработки начал участвовать в массовых сценах в Большом драматическом театре. Быстро понял, что театральные подмостки — его призвание. Забрал документы из института и пришел с ними в студию при театре. В 1935 году его приняли в труппу. Сначала были такие роли: 1-й носильщик, мальчик в гостинице, 2-й грузчик, 1-й солдат. К концу 1930-х ему начали доверять большие эпизоды, но главных ролей не предлагали.
В кино у актера была похожая ситуация. До войны сыграл две роли: в 1931 году — балалаечника, в 1941-м — рулевого матроса на танкере. Выручала семья. Первый брак с актрисой Татьяной Певцовой оказался коротким. Второй раз актер женился на актрисе Людмиле Макаровой за два месяца до начала войны.
Прорыв
После начала Великой Отечественной Копелян пошел в ополчение, но его развернули и направили в агитвзвод, который ездил вдоль линии фронта с концертами. Актеры часто менялись в коллективе по причине ранений или гибели. Все годы блокады Ефим Захарович провел на линии огня под Ленинградом и в самом городе. Пережил все тяготы.
После окончания войны вернулся в БДТ, где по-прежнему не предлагали главных ролей. В кино ситуация тоже не изменилась. А время шло. В 1948 году в семье появился сын Кирилл, он тоже выбрал профессию актера.
Лишь в 1956-м в БДТ пришел новый главный режиссер Георгий Товстоногов и разглядел таланты и достоинства Копеляна, которому уже исполнилось 44 года. С этого момента началось его восхождение. Судьба отпустила Ефиму Захаровичу недолгий век. Но именно в последние два десятилетия жизни он сумел стать советским Жаном Габеном. Товстоногов задействовал актера в лучших постановках, среди которых спектакли «Пять вечеров» Александра Володина, «Карьера Артуро Уи» Бертольда Брехта, «Горе от ума» Александра Грибоедова.
С улицы Бассейной
Всерьез кинематографисты заметили Копеляна в 1955 году. В культовой картине «Старик Хоттабыч» он исполнил роль бурового мастера Джафара Али Мухаммедова, с которым пионеры и старик-волшебник встретились в санатории. После этого киносудьба повернулась к нему лицом. Предлагали по 4–6 ролей в год. Правда, вначале использовали его внешность, выправку. Играл офицеров. Было в его облике и что-то вызывающее, не советское. Поэтому роли белогвардейцев и врагов революции тоже доставались.
В 1960-х обратили внимание на драматический талант. В фильмографии появились киноповести и социальные драмы, такие как «713-й просит посадку» (1962), «До свидания, мальчики!» (1964).
Именно в последнее десятилетие жизни к Копеляну пришла настоящая слава. Любопытно, что в советском кино людям, за которыми закрепилось амплуа отрицательных героев, редко разрешали играть тех, чье поведение должно было являться эталоном. Но на мастера сцены это правило почему-то не распространялось. Во всех трех фильмах о неуловимых мстителях он предстал в образе самодовольного атамана Бурнаша. Параллельно был убедителен в образе генерала КГБ Сергеева в «Ошибке резидента» (1968), помещика Свидригайлова в «Преступлении и наказании» (1969). Ленты вышли на советский экран почти одновременно. Но не чужды были актеру и комедийные роли. Например, в «Соломенной шляпке» он перевоплотился в ревнивого мужа Бопертюи. Словом, Ефим Захарович был актером неограниченных возможностей, широкого диапазона. В 1973-м наш земляк стал народным артистом СССР. Всегда импозантный, с курительной трубкой — таким он и запомнился зрителям и коллегам.
Пережив один инфаркт, второго не выдержал. 6 марта 1975 года в санатории «Мельничный Ручей», где он отдыхал, был выходной день. Когда случился новый сердечный приступ, врачей рядом не оказалось. Пока из Ленинграда ехала скорая помощь, сердце остановилось.
Проживал Ефим Захарович в доме № 47 на улице Бассейной и как-то в шутку сказал Маршаку: «Вы, Самуил Яковлевич, не правы. Рассеянных на своей улице я не встречал. Может, это вы про меня написали, когда мне 95 стукнет?» К сожалению, прожил актер всего 62 года.
Еще материалы рубрики:
Как Станислав Ваупшасов сражался с гитлеровцами и приближал освобождение Беларуси
Самая редкая и самая дорогая награда Великой Отечественной: кому и за что вручали орден «Победа»
«Ласковый май». Вспоминаем историю о шальных деньгах, похищениях и загадочных смертях музыкантов
Гибель первых проектировщиков, мнимый атомный взрыв. История создания Минского моря