1200 90

«Он убивал свою маму!» — кричали дети, увидев Михаила Козакова на улице после выхода фильма «Убийство на улице Данте»

«Он убивал свою маму!» — кричали дети, увидев Михаила Козакова на улице после просмотра этого фильма. Подробности о ленте — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kadr00

О чем кино

Знаменитая французская актриса Мадлен Тибо ездит по всему миру с гастролями. Ее сопровождают двадцатилетний сын Шарль и давно питающий к ней нежные чувства импресарио Грин. Возвращается в родную Францию в 1940 году. Вскоре Париж оккупируют немцы. Временно Мадлен вынуждена скрываться в провинциальном городке Сибур. В кафе актриса в ответ на хамство дает пощечину немецкому офицеру и едва не попадает в тюрьму. Мадлен проникается духом Сопротивления. Готовит спектакль, в котором по сюжету должна стрелять в любовника. Во время представления она стреляет со сцены настоящей пулей в местного «фюрера», находящегося в зале. Чудом ей удается уйти от преследования.

Сын же театральной примы увлекся нацистской литературой. Шарль становится доносчиком оккупантов, по его вине погибают многие порядочные люди. Его друзья, например журналист Марсель Руже, способны на самые низменные и отвратительные поступки. Для них нет ничего святого. Цепь событий приводит Шарля к соучастию в убийстве собственной мамы.

Почему Франция

Mihail Romm 1

Михаил Ромм

Сценарий фильма режиссер Михаил Ромм написал в соавторстве с Евгением Габриловичем. Эта лента — не первая их совместная работа. До этого они успешно трудились над картинами «Мечта» (1941), «Человек № 217» (1945). Постоянный творческий единомышленник Ромма и уроженец Витебска — оператор-постановщик Борис Волчек. Он отец знаменитого режиссера Галины Волчек, которая в 1950-е была начинающей актрисой. Это родство сыграло роль в подборе актеров.

Evgenij Gabrilovich.

Евгений Габрилович

Картина — политический детектив с сильным оттенком мелодрамы. Ромм и Габрилович пытались проанализировать коллективную психологию граждан Франции, оказавшихся в условиях оккупации. Хотели понять, почему вчерашние интеллигентные парижские юноши вдруг перешли на сторону врага и стали совершать неслыханные злодеяния. Каким образом в них появилась искренняя убежденность в правоте дела, которому взялись служить? Что превращало их в орудие против своих соотечественников в руках фашистов? В уме Габрилович и Ромм, безусловно, проводили параллели с годами оккупации городов СССР. Но анализировать природу русского предательства авторам бы никто не позволил. Поэтому они выбрали для сюжета французскую почву.

Был еще один мотив у режиссера: он хотел, чтобы роль французской звезды сыграла его супруга Елена Кузьмина. Это намерение, возможно, казалось ему тайным. На деле являлось секретом Полишинеля. Все были не против. До поры…

Только без жен

evgeniya kozyreva aktrisa

Евгения Козырева

Кинопробы Елены Александровны прошли прекрасно. Ее женственность и обаяние сулили успех. Ромм был в приподнятом настроении, пока из Госкино не пришло постановление: режиссерам жен не снимать. Действительно, мы знаем, что Александров всегда снимал Орлову, а супруга Михаила Ильича появлялась почти в каждой его ленте. Но она действительно была очень хорошей актрисой! Почему бы ее не снять вновь? А тут еще один наказ чиновников: Мадлен Тибо должна быть моложе. Дошло до абсурда. Худсовет утвердил Элину Быстрицкую. Ей 26, и она лишь на 5 лет старше Михаила Козакова, который должен сыграть ее взрослого сына. Актер вспоминал: «Когда в кадре, сидя у ее ног, я обнимал ее, говоря: «Мама, родная, ну верь же мне, верь…», осветители на съемочной площадке смеялись в кулак». Тем не менее Быстрицкая снялась в большей части сцен. Потом то ли в связи с болезнью, то ли из-за конфликта с режиссером ее освободили от роли. Все эпизоды с Мадлен Тибо пришлось переснимать с новой актрисой — Евгенией Козыревой. Она была старше Козакова всего на 10 лет, но тандем получился удачный.

Козаков честно признавался, что попал в кино по блату, но это не значило, что он не справился с ролью. Дело было так. Дочь оператора-постановщика Галина Волчек училась тогда с Козаковым в Школе-студии МХАТ. Попросила принести его профессиональные студийные снимки. Михаил постарался, изобразил на фото загадочного иностранца в макинтоше с поднятым воротником и сигаретой в уголке рта. После проб актера утвердили на роль Шарля. Правда, Ромм сказал: «Я не сомневаюсь в том, как ты сыграешь первую половину, ту, где Шарль — милый, обаятельный мальчик. Но вот сможешь ли ты сыграть убийцу?»

Rostislav Plyatt 2

Ростислав Плятт

После лент Гайдая зрители позабыли, что Георгий Вицин был серьезным драматическим актером. В «Убийстве на улице Данте» он в роли участника французского Сопротивления Питу.

Ростислав Плятт бесподобно сыграл импресарио Грина. Актер был опытен, снимался еще до войны. А вот для Иннокентия Смоктуновского эпизодическая роль фашиста стала первой в кинокарьере.

Началось с оплеухи

Интерьеры выстроили в московских павильонах. Уличные сцены снимали в Риге. В кадре побывала и улица Яуниела, ставшая позже Бейкер-стрит в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне», а также Цветочной в «Семнадцати мгновениях весны».

Valentin Gaft5

Валентин Гафт

Как для Козакова, так и для Валентина Гафта, воплотившего на экране предателя-журналиста Марселя Руже, фильм стал дебютом. Михаил Михайлович, описывая позже свой первый в жизни съемочный день, сетовал, что начался он с удара по лицу. Дело в том, что снимать начали со сцены, где артист Шатов в роли шефа-следователя отвешивает героям Козакова и Гафта оплеухи. Вот прямо входит и бьет всерьез. Актер вспоминал: «Наконец перед носом щелкает деревянная хлопушка и помреж не менее деревянным голосом восклицает: «Кадр такой-то, дубль первый!» И спокойный голос Ромма: «Мотор!» Я не успеваю ничего сообразить, звонкая оплеуха вводит меня в шоковое состояние, я вылетаю из кадра, затем обалдело возвращаюсь, потом не без злорадства слышу звук оплеухи по лицу Гафта, а затем голос Михаила Ильича: «Стоп. Хорошо. Еще раз». После пятого дубля гример подходит к Ромму и говорит: «Михаил Ильич, снимать дальше не имеет смысла — артисты стали пухнуть…» Ромм смеется и поздравляет Гафта и меня с первым в нашей жизни съемочным днем».

Как режиссер и предполагал, перед сценой убийства матери дебютант переволновался. Когда Козаков стал запинаться, Ромм схитрил, сказав, что есть неполадки со светом, объявил перерыв 30 минут. За это время смог настроить актера, и сцена вышла блестяще. Киномеханик в просмотровом зале, где знакомились с отснятым материалом, сказал Ромму: «Ну и подонок этот ваш чернявый артист». Ромм на полном серьезе спросил: «Миша, а вообще-то ты положительные роли можешь играть?» Это был свойственный ему юмор.

Фильм, как писал Михаил Михайлович, катапультировал его в знаменитости. Увидев его идущим по улице, дети кричали: «Это он убивал свою маму!» Яркая, цветная, интригующая лента заставила зрителей штурмовать кинотеатры. Ходил анекдот, будто Ромму с Лубянки пришла телеграмма с благодарностью за гимн. Речь о песне из фильма со словами: «Найду, разыщу, где б ты ни был, в раю иль в аду». Картина стала настоящим событием 1956 года и долго оставалась в центре внимания всей страны.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ГУРМАН. Этот десерт покорил Екатерину II. Готовим цукаты из тыквы и груш

Десерт называли сухим вареньем, изделиями «балабухи», а сегодня — цукатами. Откуда родом сладость и чем она полезна — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

cukaty 1200x700 1

Еще древние китайцы и жители Месопотамии знали: мед и пальмовый сироп способны законсервировать погруженные в них фрукты. Однако первооткрывателями засахаривания считаются арабы. Они подавали на банкетах сушеную кожуру цитрусовых и цветы в сиропах.

Сначала купцы привезли цукаты в Италию и Грецию. Позже их распробовали во Франции.

На наши земли лакомство попало из Киева. Называли его киевским сухим вареньем. Впервые эту сладость доставили в 1386 году на свадебный пир великого князя литовского Ягайло и польской королевны Ядвиги.

По вкусу десерт пришелся и российской императрице Екатерине II. В 1777-м она даже издала указ, согласно которому сухое варенье из вишен, слив, персиков, абрикосов, нектаринов, груш, чернослива должны были ежегодно поставлять ко двору. Каждую осень из Киева в Петербург отправляли дилижансы с ящиками цукатов.

Прославил же лакомство купец Семён Балабуха. Сперва он открыл цех по производству варенья, в котором трудились крепкие мужчины и женщины, так как работа была тяжелой, а после — магазин сладостей в центре Киева, откуда был родом. Изделия «балабухи» (балабушки) получили много наград и пользовались популярностью далеко за пределами Российской империи. После смерти Семёна один из его сыновей открыл торговую точку на Невском проспекте в Петербурге. Потом грянула Октябрьская революция, и о цукатах забыли.

В цукатах содержатся витамины А, С и группы В, органические кислоты, повышающие сопротивляемость организма неблагоприятным факторам среды. Также в лакомстве много углеводов, что способствует быстрому получению энергии и восстановлению сил.

Цукаты из тыквы

reczept 1 1Тыква — 1,5 кг, сахар — 750 г, лимонная кислота — 1 ч. л. (с горкой), сахарная пудра и кукурузный крахмал — по 1 ст. л., специи по вкусу.

Очищаем тыкву от кожуры и семян. Нарезаем мякоть на кубики 1 × 1 см и перекладываем в кастрюлю. Засыпаем их сахаром и перемешиваем. Накрываем крышкой и оставляем на 6–10 часов. За это время сахар растворится. Добавляем лимонную кислоту и специи, перемешиваем. Ставим на большой огонь. Доводим до кипения и варим 3–5 минут, пока тыква не станет мягкой. Остужаем. Отправляем ее на дуршлаг и сливаем весь сироп. Доводим его до кипения и увариваем 5–7 минут. Тыкву заливаем горячим сиропом так, чтобы она полностью была покрыта им, и остужаем. Повторяем процесс еще раз. Затем перекладываем кусочки тыквы на дуршлаг и оставляем на 1,5–2 часа, чтобы сироп полностью стек.

Разогреваем духовку до 100 °C. Выкладываем кубики тыквы на противень с пергаментом на расстоянии друг от друга. Сушим в духовке с приоткрытой дверцей 2–3 часа. Цукаты должны уменьшиться в размере и стать немного «стеклянными». Поверхность может остаться слегка липкой.

Перекладываем их на плоское блюдо и оставляем в комнате (хорошо проветриваемой и с сухим воздухом) примерно на сутки. Затем смешиваем сахарную пудру с крахмалом и посыпаем полученной смесью цукаты, тщательно перемешиваем их. Храним лакомство в закрытых емкостях в сухом прохладном месте.

Овсяное печенье с цукатами

reczept 3 1Овсяные хлопья — 200 г, пшеничная мука — 100 г, сливочное масло — 120 г, сахар — 70 г, ванильный сахар — 8 г, яйцо — 1 шт., сода — 0,5 ч. л., корица — 0,5 ч. л., цукаты — 150 г, соль — щепотка.

Масло растапливаем и взбиваем с яйцом. В процессе всыпаем оба вида сахара. Добавляем в полученную смесь все сыпучие ингредиенты и тщательно перемешиваем (овсянки можно взять больше: чем более сухая смесь, тем более рыхлым будет печенье).

Оставляем тесто на 10 минут, чтобы хлопья немного набухли.

Выкладываем на противень сформированное печенье и выпекаем 15–17 минут в разогретой до 180 °C духовке.

Цукаты из груш

reczept 2 1Груши — 1 кг, сахар — 1 кг, вода — 1 ст., лимонная кислота — 1 ч. л., сахарная пудра (для украшения).

Вымытые и обсушенные груши режем на половинки. Удаляем сердцевину.

В кастрюлю всыпаем сахар, наливаем туда воду и добавляем лимонную кислоту. Доводим сироп до кипения при постоянном помешивании, после чего готовим его до прозрачности еще несколько минут.

В кипящую сладкую жидкость выкладываем фрукты, убираем с плиты. Нужно, чтобы они полностью погрузились в сироп. Оставляем их настаиваться на сутки. Затем снова ставим кастрюлю на огонь и доводим до кипения, после чего готовим груши 5 минут. Опять убираем будущие цукаты настаиваться в течение суток. На следующий день повторяем процедуру, оставляя груши стоять в сиропе сутки.

На четвертые сутки снова доводим груши до кипения и варим уже 15 минут. Оставляем стоять до следующего дня, после чего варим груши в течение часа. Теперь плоды можно достать и дать сиропу стечь.

Перед подачей цукаты надо обвалять в сахарной пудре.

«Аллилуйя любви!»: Анна Большова выступила в Доме Москвы

В Доме Москвы прошел VII Международный профессиональный конкурс чтецов «Добрый сказ», который проводился среди студентов профессиональных театральных вузов восьми стран, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

23 11 2024 dom moskvy a bolshova 08 kopiya

Гран-при за декламацию «Письма Онегина к Татьяне» Александра Сергеевича Пушкина завоевал Алиула Валиев из Азербайджана, что очень символично — в нынешнем году отмечается 225-летие со дня рождения классика.

После церемонии награждения победителей конкурса состоялся творческий вечер с участием заслуженной артистки Российской Федерации, актрисы театра, кино и дубляжа Анны Большовой.

23 11 2024 dom moskvy a bolshova 04 kopiya

Она выразила благодарность за приглашение в Дом Москвы в Минске и пожелала участникам конкурса, чтобы каждая работа приносила им творческий рост.

— Наша общая задача — беречь язык, ведь в начале было слово, — подчеркнула А. Большова.

Звонкоголосая, лиричная и романтичная Анна прочла любимые стихи и исполнила песни, буквально очаровав публику.

23 11 2024 dom moskvy a bolshova 07 kopiya 1

Также прозвучали: песня «Три вальса», которую ранее исполняла Клавдия Шульженко, романс «Мне нравится, что вы больны не мной» на стихи Марины Цветаевой, «Песенка про корнета» из кинофильма «Соломенная шляпка», «По улице моей который год» из «Иронии судьбы» и, конечно, романс «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона» и «Авось». А в завершении вечера Анна исполнила знаменитую «Аллилуйя любви!» из того же спектакля, подарив зрителям вечер, который надолго останется в памяти.

После выступления удалось пообщаться с актрисой.

— В Минске я не впервые. Приезжала на гастроли со спектаклем «Иствикские ведьмы» примерно в 2005 году, потом снималась здесь в фильме «Любовь и страхи Марии» в различных локациях, бывала в Минске и на других съемках, а также и с ледовым шоу, отметила Анна и дополнила: — Вместе с Повиласом Ванагасом мы ночью ходили на каток, тренировались и готовили номера. Воспоминаний масса! Признаться, мне очень нравится белорусская косметика и трикотаж. Стараюсь приобрести, когда бываю здесь.

— В чем, на ваш взгляд, загадка популярности рок-оперы «Юнона» и «Авось», которая много лет идет в театре «Ленком Марка Захарова», где вы выходили на сцену в роли Кончиты, а графа Резанова играл Николай Караченцов? Кстати, в Белорусском государственном академическом музыкальном театре спектакль «Юнона» и «Авось» тоже популярен и любим.

— Для меня не существует этой оперы иной, чем в постановке гениального Марка Захарова. Там великолепная музыка Алексея Рыбникова и поэзия Андрея Вознесенского совместились с исполнением Николая Караченцова. Все сложилось так, что спектакль существует вне времени. К сожалению, такого артиста, как Николай Караченцов, уже не будет. Другие прекрасные, но такого нет. Талантливые люди, как бриллианты, они остаются навсегда в памяти.

— Что помогает вам поддерживать себя и голос в форме?

— Наверное, мне повезло с генетикой, а еще много работаю и двигаюсь. Специальной диеты у меня нет. Сейчас главный режиссер Театра Российской Армии народный артист России Александр Лазарев позвал меня участвовать в новой редакции спектакля «Гусарская баллада», и я уже играю Жермон. Там нужно много петь, поэтому голос стараюсь беречь.

Фото Анастасии Никонович